елена иваненко
Программа дополнительной платной образовательной услуги «Говорушка» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Целевой раздел
Пояснительная записка
Программа кружка разработана на основании действующих нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва); «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Публикация «Программа дополнительной платной образовательной услуги „Говорушка“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке. Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной. В соответствии с «Положением о логопедическом пункте», на логопедические занятия зачисляются дети 5-7 лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале логокоррекционной работы. Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции. Программа логопедического кружка «Говорушка» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-5 лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.
При составлении программы были использованы методические разработки В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко, а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Возрастные особенности детей
Средняя группа (4-5 лет)
Ребёнок накапливает определённый запас слов, содержащий все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояние. Активно формируется обобщающая функция слов. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи и имеет свои особенности. Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Цель и задачи Программы
Цель : создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Формирование умения регулировать силу голоса.
6. Формирование правильного звукопроизношения.
7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
8. Расширение словарного запаса.
9. Формирование связной речи.
10. Воспитание культуры речевого общения.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня, всего 32 занятий (с сентября по май включительно).
Продолжительность занятия: 20 минут.
Форма организации детей : фронтальная.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – игрушка попугай Говорушка, у которого много друзей среди животных. По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает с собой Говорушка : бегемотом Жужей, змейкой Шушей, лошадкой Динь-Динь, лягушкой Квакушей и др. Эти персонажи – логопедические игрушки - надеваются на руку взрослого и оживляют эмоциональное общение педагога с детьми.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
• Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
• Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
• Дыхательные и фонопедические упражнения.
• Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
• Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
• Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
• Упражнения на расслабление (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп ипликатором Кузнецова, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Результаты: данная программа апробирована на базе МБДОУ «Детский сад №25» в 2017 - 2018 учебном году. Анализ результатов работы кружка показал, что систематические занятия по данной программе способствовали :
• коррекции звукопроизношения;
• развитию просодической стороны речи,
• формированию слоговой структуры слова;
• коррекции лексико-грамматической стороны речи;
• формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.
У детей наблюдается стойкая положительная мотивация к логопедическим занятиям и работе над речью в целом.
Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей 4-5 лет.
II. Содержательный раздел
Содержание психолого-педагогической работы с детьми средней группы
(4-5 лет)
Воспитание звуковой культуры речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает, формирование правильного звукового произношения, умений пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания. Важно сформировать и закрепить у детей правильное произношение всех звуков родного языка. Детей знакомят с термином «звук»,
«слово». Формировать представление о том, что звуки и слова произносятся в определенном порядке. Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия: игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда. Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине, подбирают действие к предмету.
Осуществляется работа, ориентированная на правильное употребление ребёнком слов, обозначающих пространственные отношения. Важное место в системе речевой работы занимают упражнения на узнавание и подбор слов, близких и противоположных.
Грамматический строй речи. Продолжать обучение образованию форм родительного падежа единственного числа существительных (нет шапки, варежек, брюк, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; усиливается окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, весёлая девочка, голубое ведро). Образовывать формы глаголов в повелительном наклонении, дети учатся в играх, отдавая поручение зверятам, игрушкам, друзьям. Большое место отводиться обучению различным способам словообразовании на материале слов, выраженных разными частями
речи. Детей учат соотносить названия животных и их детёнышей, употреблять их названия в единственном и множественном числе, а так же в родительном падеже множественного числа. Упражнять в образовании названий предметов посуды. Особенное внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов
(ворона карр-карр — каркает). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло — мылит). В развитие синтаксической стороны можно вводить «ситуацию письменной речи» (взрослый записывает то, что ребенок диктует) — это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций и, наряду с формированием синтаксической стороны речи, является важным условием развития связной речи.
В средней группе усложняются объекты, предлагаемые для описания и повествования.
Развитие связной речи. В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказок. В рассказывании по картине дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). В средней группе продолжается обучение разным типам высказывания — описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, описывать предметы, картинки, игрушки по следующей схеме, состоящей из нескольких частей: 1) указание на предмет, называние его; 2) описание признаков, качеств, действий предмета (или с предметом); 3) оценка предмета или отношение говорящего к нему.
У детей продолжают формировать навыки повествовательной речи, для этого им даются схемы составления совместного рассказа. Тем самым дети глубже осознают структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Необходимо учить детей включать в
повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.
Параллельно с этим развивается и интонационный синтаксис — умение строить и произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные).
Широко используется в средней группе коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком.
Специальную роль в обучении рассказыванию играет индивидуальная работа (при описании игрушки, предмета, картинки) и при подведении ребенка к самостоятельному рассказыванию.
Задания по развитию связной речи органически сочетаются с лексическими, фонетическими и грамматическими упражнениями.
Обучение детей связности высказывания совершенствует умение составлять описательные и повествовательные рассказы, использовать элементы рассуждения, развивает умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц.
Описание может органически включаться в повествовательный рассказ. При этом сначала идет выполнение лексических и грамматических упражнений, которые помогут детям сделать содержание рассказа занимательным и интересным.
Развитие образной речи. В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.
Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. При чтении стихотворений воспитатель, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту русского языка.