Инна Язовских
Программа дополнительного образования «Юный Математик»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек»
Срок реализации 4 года
ЮНЫЙ МАТЕМАТИК
Подготовил: Журба Инна Валерьевна
Воспитатель II кв. категории
с. Перегрёбное, 2014г
Информационная карта
Публикация «Программа дополнительного образования „Юный Математик“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Полное название программы : Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный Математик»
Автор программы : Журба Инна Валерьевна воспитатель II квалификационная категория
Территория: Муниципальное образование Октябрьский район, ХМАО-Югра
Название проводящей организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек»
Адрес организации: 628109, ХМАО-Югра, Тюменская обл., Октябрьский р-н, с. Перегрёбное, ул. Лесная д. 36
Телефон, факс: 8(34678)38-637, 38-747
Цель программы : Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста, посредством развивающих математических игр.
Форма проведения: групповые, подгрупповые занятия
Сроки реализации программы : 4 года
Содержание
1. Введение….
1.1. Законодательная база
1.2. Цель программы
1.3. Задачи
2. Новизна и
3. Условия реализации программы
3.1. Средства реализации программы
3.2. Наглядные пособия
3.3. Наличие технических средств обучения
3.4. Формы организации работы с детьми
4. Практическая работа в обучении детей
4.1. Первый год обучения от 3-4лет…
4.2. Второй год обучения 4 -5 лет
4.3. Третий год обучения 5 – 6 лет:
4.4. Четвёртый год обучения 6 – 7 лет:
Пояснительная по теме
Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счёту. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел - эти неизменные атрибуты монографического метода, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Палочки Кюизенера – создал бельгийский математик, является и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Он позволяет «через руки» ребенка формировать отношения «длиннее – короче», «между»; понятие числовой последовательности, состава числа; освоить сенсорные эталоны.
Логические блоки придумал бельгийский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером. Основная цель использования логических блоков – научить ребенка решать логические задачи, классифицируя геометрические фигуры по свойствам (цвету, размеру, форме). Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.
Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера, с блоками Дьенеша и игре «Сложи узор», у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания. А «Чудо-обучайка» Е. Бортниковой, в доступной детям, младшего дошкольного возраста, форме облегчает усвоение и запоминание отличительных признаков геометрических фигур, опираясь на занимательные стихи и увлекательные задания.
1.1. Законодательная база
Вся работа по программе дополнительного образования регламентируется :
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Конвенция о правах ребёнка;
• Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года.
• СанПиН 2.4.1.3049-13 к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
• Положение о рабочих программах дополнительного образования по дополнительным образовательным программам дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» от 29.08.2013 № 369-од
1.2. Цель:
Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста, посредством развивающих математических игр.
1.3. Задачи:
• Продолжать обучать самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
• Развивать логическое мышление и творческие способности; математические способности и склонности; творческое воображение.
• Воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
1.4. Новизна и оригинальность данной программы.
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. Поэтому, целесообразно использовать на занятиях по математике дидактические игры с использованием палочек Кюизенера, блоков Дьенеша.
2. Интеграция образовательных областей
«Социально-коммуникативное развитие» Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции.
Развитие социального и эмоционального интеллекта.
Формирование позитивных установок к труду и творчеству.
«Познавательное развитие» Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора; формирование математических представлений.
«Речевое развитие» Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
Физическое развитие Развитие мелкой моторики. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
3. Условия реализации программы
Столы ставятся полукругом для того чтобы дети видели друг друга, что способствует общению воспитанников между собой и с педагогом. Так же в группе создан центр «Математики», где в свободном доступе находятся: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики «Сложи узор», счётные палочки и другие математические игры. Дети в свободной деятельности могут заняться любимыми играми.
3.1. Средства реализации
Для игровых занятий:
• наборы палочек Кюизенера; блоки Дьенеша;
• схемы для накладывания палочек при составлений трудных иллюстраций;
• схемы для составления изображения с помощью блоков Дьенеша.
• наборы «сложи узор»
3.2. Наглядные пособия:
• схемы,
• картотека пальчиковых игр,
• пооперационные карты,
• мультимедийные презентации
3.4. Технические средства обучения:
• Фотоаппарат
• Музыкальный центр
• Компьютер
• Телевизор
3.5. Формы организации работы с детьми
Программа дополнительного образования «Юный Математик» рассчитана на 4 года обучения для воспитанников всех возрастных групп. Предполагает подгрупповые формы организации работы – для освоения новой темы и групповые – для закрепления материала.
Возраст детей 3 – 4 года 4 – 5 лет 5 – 6 лет 6 – 7 лет
Форма ОД Подгрупповое, групповое Подгрупповое, групповое Групповое, подгрупповое Групповое, подгрупповое
Продолжительность ОД 15 минут 20 минут 25 минут 30минут
Продолжительность курса Сентябрь - май Сентябрь - май Сентябрь- май Сентябрь - май
Количество ОД в месяц 2 2 2 2
Количество ОД в год 18 18 18 18