Папки-передвижки

Программа дополнительного образования «Игралочка»

Ольга Лодочникова
Программа дополнительного образования «Игралочка»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОГРАММА «ИГРАЛОЧКА»

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВАМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Согласно ФГОС ДО образовательный процесс в дошкольной организации должен обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. При этом образовательный процесс базируется на содержании Программы, которая состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Представляю вашему вниманию программу «Игралочка» по формированию грамматического строя речи в процессе игровой деятельности, которая разработана на четыре дошкольных возраста.

Публикация «Программа дополнительного образования „Игралочка“» размещена в разделах

Данная программа охватывает образовательные области «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Главная цель речевого развития состоит в том, чтобы ребёнок творчески осваивал нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладевал основными коммуникативными способностями. Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми, освоение различных социальных ролей.

В чём актуальность программы «Игралочка»?

Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки. К речевым умениям относятся отличная вербальная память, языковое чутьё, т. е. правильный отбор языковых средств, логическое построение высказывания, умение ориентироваться на речь собеседника. В коммуникативные умения входят инициативность в беседах, самостоятельность, умение вступать в разговор. Игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, позволяет в доступной, увлекательной форме усвоить детям речевые и коммуникативные умения.

Необходимо учитывать, что главные задачи речевого развития – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания, элементарное осознание явлений языка, воспитание интереса к художественному слову – решаются на протяжении всего дошкольного детства, при чём на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение задач и меняются методы обучения.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основные средства проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.

Овладение грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми. Осваивая способы игрового поведения - манипулирование игрушками, распределение ролей, налаживание взаимоотношений в игре, разворачивание сюжета – ребёнок вынужден осваивать и необходимые для игры способы речевого поведения. В творческой детской игре бурно развивается язык ребёнка, грамматически оформленная речь.

Вышесказанное позволило сформулировать цель программы : Способствовать формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности.

Задачи подобраны для каждой возрастной группы в соответствии с требованиями Примерной основной общеобразовательной программы “От рождения до школы” под редакцией Вераксы Н. Е., представлены в содержании программы.

Игровая деятельность – самая любимая, интересная, занимательная деятельность для детей. Задача педагога – сделать её ещё и познавательной!

В младшем дошкольном возрасте на кружке «Игралочка» ведущее значение имеют совместные со взрослым сюжетно-отобразительные, подвижные игры, инсценировки, которые строятся на естественном взаимодействии взрослого с детьми, имеют свободную организацию: разнообразие поз, расположение в пространстве, двигательная активность, свободное перемещение.

На пятом году характер игр меняется. Педагог постепенно переводит детей от игр с игрушками к играм со словом. Хотя такое обучение по-прежнему опирается на игровую и коммуникативную мотивацию, общение сопровождается шутками, перевёртышами, разворачивается в форме сотворчества педагога с ребёнком.

На кружковых занятиях со старшими дошкольниками также широко используются дидактические игры и упражнения, которые строятся на игровой и коммуникативной мотивации, и которые содержат элементы занимательности, а также в них применяются обучающие приёмы.

Структура игровой деятельности на кружке:

I. Вводная часть (введение сказочного персонажа, пальчиковая и артикуляционная гимнастики и т. д.)

II. Дидактические игры (с обязательной двигательной активностью – физминутки)

III. Заключительная часть (вопросы к детям, анализ)

В кружке занимаются дети дошкольного возраста группы № 9 “Клюковка”. Дидактические речевые игры проводятся фронтально в тёплой эмоциональной обстановке, с радостным настроем, основываясь на доверительные отношения.

Программа кружка “ Игралочка” разработана для четырёх возрастных групп (вторая младшая, средняя, старшая группа и подготовительная к школе группа). Работа проводится 30 периодов в год, 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность во второй младшей группе – 15 минут, в средней – 20 минут, в старшей – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.

Разработано календарное планирование на четыре учебных года.

«Не надо изобретать велосипед!»

Известными педагогами – А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, В. В. Гербовой, О. С. Ушаковой, А. Г. Арушановой – разработаны дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения грамматической формы. Такие игры помогают детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т. д., способы словообразования (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).

На слайде представлены варианты настольно-печатных игр, используемых в совместной деятельности педагога с детьми.

Любая деятельность должна быть результативна!

В программе «Игралочка» выведены критерии эффективности для каждой возрастной группы детей. Педагогическая диагностика показала благоприятные результаты работы в выбранном направлении.

Таблица «Результаты диагностики»

Ед. изм. Низкий

уровень Средний уровень Высокий уровень Списочный состав

Вторая младшая группа чел. 7 17 4 28

Средняя группа чел. 4 16 7 27

Старшая группа чел. 3 15 9 27

Подготовительная к щколе группа чел. - 12 11 23

Диаграмма «Результаты диагностики»

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуациях общения и т. д.

Подлинное завоевание грамматики ребёнком происходит тогда, когда он начинает свободно использовать весь арсенал грамматических средств в процессе игровой деятельности со сверстниками, в общении со взрослыми, где наиболее полно раскрывается весь его потенциал.

Программа «Игралочка» по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности доказала свою эффективность в развитии коммуникативного и языкового творчества детей.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования «Речевичок» Объединение "Речевичок" Педагог дополнительного образования МКОУ ДОД ДДТ "Каскад" Петрова Светлана Олеговна Цель программы: формирование.

Программа дополнительного образования дошкольников ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Старший дошкольный возраст Содержание 1. Пояснительная записка 2. Цели и.

Программа дополнительного образования естественнонаучной направленности муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №79» городского округа Самара 443030,.

Программа дополнительного образования «Оригами» для детей 5–6 лет (срок реализации 1 год)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Все дети умеют складывать из бумаги кораблики, пилотки, самолётики. Но из обычного бумажного.

Программа дополнительного образования «Пластилиновая сказка» для детей 5–7 с ЗПР Программа дополнительного образования «Пластилиновая сказка» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, имеющего задержку.

Программа дополнительного образования по бисероплетению для детей с ЗПРПрограмма дополнительного образования по бисероплетению для детей с ЗПР Программа дополнительного образования дошкольников МБДОУ детского сада№8 (комбинированного вида) Г. Вязьмы Смоленской области по бисероплетению.

Программа дополнительного образования по математике Кружок "Сосчитай-ка" по математике МБДОУ Детский сад №1 г. Починка Пояснительная записка Огромную роль в умственном воспитании и в развитии.

Программа дополнительного образования «Юный Математик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» Программа разработана.

Программа дополнительного образования «Забавное тесто» Пояснительная записка. Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти.

Программа кружка дополнительного образования «Занимательная математика» Пояснительная записка. «Детская математика учит на простых умственных играх развивать свой ум, творить, созидать, производить». И. Брук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Игралочка»
Опубликовано: 28 сентября 2015 в 20:58
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Игралочка»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лодочникова (УИ 221601) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД