Надежда Морозова
Образовательная программа дополнительного образования по тестопластике «Мукосолька»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Направленность программы
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует у детей эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Публикация «Образовательная программа дополнительного образования по тестопластике „Мукосолька“» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Специфику лепки определяет материал. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Тесто доступный всем, дешевый и легкий в усвоении материал. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться. С ними можно играть украсить свой дом или подарить сувениры своим родным
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Цель программы :
Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста.
Задачи:
• Обогащение детского замысла яркими впечатлениями через освоение тестопластики;
• Формировать эмоциональную отзывчивость, стремление выполнить имитационные действия;
• Сенсорное восприятие форм, размеров, цветовых сочетаний, пропорций.
• Освоение умения образно отражать простые предметы в лепке;
• Освоение элементарных приемов в лепке (раскатывание теста разными способами, скатывания и вдавливания пальцами теста, используя печатки, шаблоны и т. д.);
• Развитие мелкой моторики рук;
• Развивать умение доводить начатую работу до конца.
Принципы построения программы :
1.1 Учет возрастных особенностей воспитанников.
1.2 Принцип наглядности.
1.3 Принцип доступности.
1.4 Принцип единства обучения и воспитания.
Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания материала. Преимущества этой программы в том, что она рассчитана на детей с различным уровнем подготовки и развития и может быть использована для индивидуальной, групповой работы, работы малыми группами. Ребёнок дошкольного возраста на любом этапе может включиться в реализацию программы.
Возраст детей
Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной программы – от 4 до 6 лет. Принимаются все желающие, без специального отбора.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы «Мукосолька» рассчитан на 2 года обучения.
Режим занятий
Занятия проводятся - 1 раз в неделю.
Длительность одного занятия:
первый год обучения – 20 минут;
второй год обучения – 25 минут.
Ожидаемые результаты
К концу года дети 4-5 лет, занимающиеся по данной программе должны уметь :
• скатывать прямыми движениями;
• скатывать круговыми движениями;
• расплющивать;
• соединять в виде кольца;
• защипывать края формы;
• лепить целое из нескольких частей;
• соблюдать пропорции;
• оттягивать части от основной формы;
• сглаживать поверхности формы;
• присоединять части;
• использовать приемы: прижимание, примазывание, вдавливание для получения полой формы;
• использовать стеку;
• раскрашивать поделку.
К концу года дети 5-6 лет, занимающиеся по данной программе должны уметь :
• лепить по представлению;
• лепить с натуры;
• лепить из целого куска;
• сглаживать поверхности формы;
• устойчивость изделия;
• выразительность образа;
• лепить целое из нескольких частей;
• соблюдать пропорции;
• выполнять налепы, углубленный рельеф;
• использовать стеку.
Способами определения результативности являются: анализ продуктов деятельности и анализ процесса деятельности.
2. Учебно – тематический план для детей 4 – 5 лет
(первый год обучения)
№
п/п Тема занятия Количество часов
Теоретические Практические Всего
1. Собираем урожай №1 0,5ч. 0,5ч. 1
2. Собираем урожай №2 0,5ч. 0,5ч. 1
3. Подсолнух №1 0,5ч. 0,5ч. 1
4. Подсолнух №2 0,5ч. 0,5ч. 1
5. Мышка №1 0,5ч. 0,5ч. 1
6. Мышка №2 0,5ч. 0,5ч. 1
7. Мухомор №1 0,5ч. 0,5ч. 1
8. Мухомор №2 0,5ч. 0,5ч. 1
9. В лесу родилась елочка №1 0,5ч. 0,5ч. 1
10. В лесу родилась елочка №2 0,5ч. 0,5ч. 1
11. Новогодние игрушки №1 0,5ч. 0,5ч. 1
12. Новогодние игрушки №2 0,5ч. 0,5ч. 1
13. Подсвечник №1 0,5ч. 0,5ч. 1
14. Подсвечник №2 0,5ч. 0,5ч. 1
15. Кот №1 0,5ч. 0,5ч. 1
16. Кот №2 0,5ч. 0,5ч. 1
17. Валентинка 0,5ч. 0,5ч. 1
18. Подарок папе №1 0,5ч. 0,5ч. 1
19. Подарок папе №2 0,5ч. 0,5ч. 1
20. Цветы для мамы №1 0,5ч. 0,5ч. 1
21. Цветы для мамы №2 0,5ч. 0,5ч. 1
22. Подставка под яйцо №1 0,5ч. 0,5ч. 1
23. Подставка под яйцо №2 0,5ч. 0,5ч. 1
24. Аквариум №1 0,5ч. 0,5ч. 1
25 Аквариум №2 0,5ч. 0,5ч. 1
26 Цыпленок №1 0,5ч. 0,5ч. 1
27 Цыпленок №2 0,5ч. 0,5ч. 1
28 Цыпленок №3 0,5ч. 0,5ч. 1
Количество занятий в год 14 14 28
Учебно – тематический план для детей 5 – 6 лет
(второй год обучения)
№
п/п Тема занятия Количество часов
Теоретические Практические Всего
1. Смешарик «Нюша» №1 0,5ч. 0,5ч. 1
2. Смешарик «Нюша» №2 0,5ч. 0,5ч. 1
3. Фрукты №1 0,5ч. 0,5ч. 1
4. Фрукты №2 0,5ч. 0,5ч. 1
5. Смешарик «Крош» №1 0,5ч. 0,5ч. 1
6. Смешарик «Крош» №2 0,5ч. 0,5ч. 1
7. Новогодние игрушки №1 0,5ч. 0,5ч. 1
8. Новогодние игрушки №2 0,5ч. 0,5ч. 1
9. Дед Мороз спешит на елку №1 0,5ч. 0,5ч. 1
10. Дед Мороз спешит на елку №2 0,5ч. 0,5ч. 1
11 Снегурочка №1 0,5ч. 0,5ч. 1
12 Снегурочка №2 0,5ч. 0,5ч. 1
13 Ангелочек №1 0,5ч. 0,5ч. 1
14 Ангелочек №2 0,5ч. 0,5ч. 1
15 Кот №1 0,5ч. 0,5ч. 1
16 Кот №2 0,5ч. 0,5ч. 1
17 Валентинка №1 0,5ч. 0,5ч. 1
18 Валентинка №2 0,5ч. 0,5ч. 1
19 Подарок папе №1 0,5ч. 0,5ч. 1
20 Подарок папе №2 0,5ч. 0,5ч. 1
21 Подарок маме №1 0,5ч. 0,5ч. 1
22 Подарок маме №2 0,5ч. 0,5ч. 1
23 Заяц №1 0,5ч. 0,5ч. 1
24 Заяц №2 0,5ч. 0,5ч. 1
25 Ежик №1 0,5ч. 0,5ч. 1
26 Ежик №2 0,5ч. 0,5ч. 1
27 Бабочка №1 0,5ч. 0,5ч. 1
28 Бабочка №2 0,5ч. 0,5ч. 1
Количество занятий в год 14 14 28
4. Методическое обеспечение программы
Описание форм занятий
Основной формой организации образовательного процесса является совместная деятельность ребенка и воспитателя, которая состоит из этапов:
- организационный момент;
- подготовительный;
- основной;
- итоговый;
- рефлексивный.
На занятиях предусматриваются следующие формы образовательной деятельности :
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей,
-фронтальная (работа со всеми воспитанниками одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема,
- групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы,
- коллективное выполнение работ для выставки.
Используются также нетрадиционные формы образовательного процесса, такие как:
- занятие-игра;
- занятие-фантазия (сказка).
В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении изделий из соленого теста, воспитанники от освоения основных форм лепки постепенно переходят к более сложным работам и изготовлению творческих работ.
Овладение мастерством лепки создает возможности для творческой самореализации детей. Программа относится к продуктивному уровню обучения, поскольку воспитанники самостоятельно выполняют художественные композиции из соленого теста, творчески применяя полученные знания и умения.
Занятия строятся таким образом, что сначала дается словесный материал по данной теме (стихи, сказки, рассказы и др., который ложиться затем в основу изображаемого сюжета. Благодаря правильно подобранного художественного слова, наглядного материала создается настрой, который вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе.
Важное место в программе отводится ознакомлению с русской культурой, с обычаями и традициями сохранившимися до наших дней, ибо приобщение к традициям своего народа, играет большую роль в формировании личности.
Приемы и методы организации образовательного процесса
Методы обучения, используемые на занятиях:
1. Словесные: объяснение, диалог (диалог педагога и воспитанника, диалог дошкольников друг с другом, рассказ, беседа, консультация.
2. Наглядные:
наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты;
демонстрационные материалы (образцы изделий).
проведение занятий с использованием средств искусства:
изобразительное искусство : знакомство, изучение, обсуждение;
литература (проза, поэзия, устное народное творчество) : чтение, прослушивание, обсуждение.
3. Практические:
упражнения;
выполнение задания (репродуктивный метод);
творческая работа воспитанников.
Большая роль на занятиях отводится приемам игровой технологии, так как свободная деятельность детей во время игры располагает к более доступному восприятию информации. Задание «На что это похоже» способствует развитию творческого воображения и вместе с тем позволяет отрабатывать основные приемы лепки. Дети учатся фантазировать выполняя упражнение-игру «Что произойдет». Например: - Что произойдет, если оживут все сказочные герои?
В процессе игры воспитанники учатся общаться, анализировать, выделять главное, излагать свои мысли. Творческие мини-спектакли используются на занятиях по воплощению образов героев сказки в поделку.
Форма подведения итогов
Диагностическое обследование проводится два раза – в начале и в конце учебного периода.
Стартовый контроль – проводится перед началом обучения, его цель – определение уровня подготовки воспитанников в начале цикла обучения, прогнозирование возможности успешного обучения.
Итоговый контроль – проводится в конце учебного периода, чтобы выявить уровень полученных знаний и умений.
Знания, умения и навыки определяются по разработанным критериям:
• Владение приемами:
-скатывание;
-раскатывание;
-приплющивание;
-сплющивание;
-прищипывание;
-отщипывание;
-вырезание формой;
-вырезание стекой.
• Выполнение действий:
-по образцу;
-по словесной инструкции;
-по чертежу.
• Эмоционально – волевая сфера:
-самостоятельность выполнения;
-умение доводить начатое до конца;
-умение сотрудничать;
-знает и применяет правила безопасной работы.
1 балл – ребенок с заданием не справляется;
2 балла – справляется с помощью педагога, недостаточно четко понимает и выполняет задания;
3 балла – справляется самостоятельно, в полном объеме.
От 1 до 1,9 - низкий уровень
От 2 до 2,9- средний уровень
От 3 – высокий уровень