Юлия Коробова
Программа дополнительного образования по речевому развитию детей 5–6 лет «Речевичок»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования по речевому развитию «Речевичок»
(Программа рассчитана на детей 5-6 лет/Срок реализации программы 1 год)
Пояснительная записка
Программа имеет социально-педагогическую направленность и способствует всестороннему развитию ребенка: его связной речи, фонематического слуха, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата совершенствование его речи, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Публикация «Программа дополнительного образования по речевому развитию детей 5–6 лет „Речевичок“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Деятельность дополнительной программы осуществляется в форме игровые упражнения и задания на основе методических пособий Громовой О. Е., Соломатиной Г. Н., Нищевой Н. В. НОД проводится 1 раз в неделю по 20 минут во второй половине дня.
Новизна данной программы заключается в том, что выбор форм проведения занятий по развитию связной речи определяется с учетом интересов детей – это занятие-знакомство, занятие-игра, занятие-упражнение, занятие-творчество, занятие-путешествие, занятие-конкурс, занятие-сказка, самостоятельная деятельность.
Актуальностью данной программы является развитие базисной характеристики личности дошкольника, в частности: коммуникативной функции речи, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка.
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой, им трудно выразить свои мысли и чувства словами.
При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. Целью специальных занятий должна стать помощь в усвоении ребёнком речи и как средства общения и познания, и как средства регулирования собственного поведения.
Данная дополнительная рабочая программа нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа направлена на развитие речи в игровой деятельности и поддерживает интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействует налаживанию их диалогического общения в совместной деятельности.
Для организации работы созданы все необходимые условия, разработана программа и тематические планы. Работа рационально сочетается с выполнением программных задач.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель программы:
Формирование связной речи, развитие активной диалогической и монологической речи.
Задачи программы:
1. Формирование связной речи
2. Формирование речевых навыков, на базе которых будет в дальнейшем развиваться коммуникативная функция речи.
3. Развитие познавательной речевой активности детей, позволяющей расширять кругозор и дающую возможность глубже постигать правила грамматики, явления окружающей действительности, их связи и зависимости.
4. Формирование фонематических процессов (слуха, восприятия)
5. Развитие выразительность речи, умение говорить с разной силой звучания, в разном темпе, изменяя высоту голоса и ритм речи.
6. Обогащение и активизация словаря.
Принципы и походы к реализации программы
Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь развития умственных способностей детей (использование символических средств, для обозначения персонажа сказки и истории, составление пространственно – временной модели и ее использование при пересказе) и разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, словарная работа, развитее связной речи) осуществляется, постепенно усложняясь от группы к группе, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова, в грамматике – это формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении родному языку позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.
В основе занятий лежат принципы, присущие занятиям в разных видах деятельности:учет возрастных особенностей старших дошкольников;
принцип комплексного подхода; принцип сочетания различных форм организации деятельности; иигровой принцип; принцип безоценочного позитивного принятия ребенка.
Возрастные особенности детей
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 5 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 6 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 6 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук.
Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем. Если в 5 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 6 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый, начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др., появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты). Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но вс еще мало. Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще 5допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.
Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.
Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи
взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут
сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных.
Для исправления этих недостатков необходимо:
развивать связную речь детей; научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы; познакомить с простыми приемами запоминания; развивать логическое мышление; уметь формулировать свою мысль; уметь понимать речь окружающих.
Целевые ориентиры
Целевые ориентиры (планируемые результаты)Ожидаемые результаты, способы диагностики, формы итогового контроля
К концу года дети могут
1. Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
2. Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
3. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
4. Грамотно, стройно излагать свои мысли, согласуя слова в предложении.
5. Образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками; использовать в речи прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
6. Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
7. Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ, объясняя, что прослушали сказку (рассказ, стихотворение).
8. Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1—2 любимых стихотворения, 2—3 считалки; вспомнить 2—3 загадки.
9. Называть двух—трех авторов и двух—трех иллюстраторов детских книг.
10. Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, пьесы.
Содержание образовательной деятельности
Формирование словаря
Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
Существительные с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительные с суффиксами единичности, существительные, образованные от глаголов.
Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
Расширение представлений детей о переносном значении и многозначности слов.
Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова. Прилагательные с уменьшительными суффиксами, относительные и притяжательные прилагательные, прилагательные, обозначающие моральные качества о людей.
Способствовать практическому овладению детьми всеми простыми и основными сложными предлогами.
Обогащать экспрессивную речь за счёт имён числительных, местоименных форм, наречий, причастий. Формирование грамматической стороны речи
Совершенствование умения употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах.
Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.
Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине, распространения простых предложений однородными членами. Составление и использование в речи сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Анализ предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи
Продолжение работы над развитием просодической стороны речи, тембровой окраской голоса, совершенствование умения изменять высоту тона. Учить говорить в спокойном темпе. Продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи. Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза.
Согласные и гласные звуки, их отличительных признаки. Игры и упражнения на различение гласных и согласных звуков, подбор слов на заданные гласные и согласные звуки. Закрепить представления о твёрдости- мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнения в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Развитие связной речи
Стимулирование развития не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
Совершенствование навыка ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
Совершенствование навыка пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.
Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображённому или последующих за изображённым событием.
Знакомство с художественной литературой
Развивать интерес к художественной литературе и чтению. Беседы, с целью оценивания прочитанного произведения, поступков героев, художественного оформления книги. Прививать чуткость к поэтическому слову, любовь к родному языку. Выразительная декламация стихов. Жанр литературного произведения. Пересказ по плану.
Развитие творческих способностей в инсценировках, играх- драматизациях, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации программы.
Основные формы работы. Занятия построены по тематическому принципу - времена года, мир природы, животных и растений, явления общественной жизни, и др. Система работы предусматривает, что со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлении об окружающей жизни, природе, ознакомлению с художественной литературой, а затем на специальных занятиях кружка, закрепляют полученные знания и учатся выражать свои мысли, выполняя отдельные лексические и грамматические упражнения, и составляя связные монологические высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение). Такая последовательность делает процесс обучения интересным и естественным для ребенка. (в содержательный раздел- Описание вариативных форм, способов….)
Критерии результативности обучения:
- дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач;
- умеют создавать короткие творческие монологи с использованием выразительных средств языка;
- используют полученные навыки в самостоятельной деятельности.
Прогнозируемый результат:
- совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами;
- правильное употребление грамматических категорий;
- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и
упражнения на бездефектном речевом материале;
- формирование связной речи;
- умение использовать коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Педагогические условия реализации программы
Программа развития речи реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия, используя игровые педагогические технологии, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, игры-путешествия, сюрпризный момент, виртуальные экскурсии. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры. Во внеурочной деятельности проводятся мероприятия развлекательно-познавательного характера. Они помогают обобщить знания детей и углубить их по отдельным темам.
Игровая оболочка занятия привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Образовательные ориентиры Программы:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагогам необходимо:
1) проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
2) создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
3) обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила; учить проявлять уважение друг к другу;
4) обсуждать с детьми важные жизненные вопросы; стимулировать проявление позиции ребенка;
5) обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям; обсуждать, как это влияет на поведение;
6) обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.
7) В ДОО созданы условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое. Адекватная организация образовательной среды ДОО стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.
8) Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы – развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами).
Материально-технические обеспечение программы
соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
соответствие правилам пожарной безопасности; средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; учебно-методический комплект, оборудование, оснащение методической литературой.
Методическое обеспечение программы
Дидактический материал
1. Книжки-малышки с народными потешками и колыбельными песенками и яркими картинками.
2. Художественная литература. Сказки, рассказы, поэзия, проза.
3. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи («Один и много», «Короткие слова» и т. д.)
4. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
5. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.
6. Сюжетные картины, для составления описательного рассказа.
7. Лото, домино, игры- ходилки по изучаемым темам.
8. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.
9. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
10. Наборы игрушек для инсценирования сказок, маски-шапочки, настольные театры, различные атрибуты для инсценировки сказок.
11. Настольно-печатные игры для развития внимания, памяти, мышления, обобщающей функции речи («Классификация», «Назови одним словом»).
12. СД с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, логоритмических игр и упражнений).
Коррекционная направленность деятельности
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Дополнительная работа даёт возможность ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, речевые и
творческие запросы. Данная программа создана для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет для своевременной профилактики и коррекции речевых нарушений.
Основными направления в работе являются:
1. Развитие зрительного и слухового внимания. Привлечение внимания ребенка к предметам, неречевым звукам, формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения источника звука, различать звуки по силе и высоте. Совершенствовать процессы запоминания и воспроизведения последовательности и количества предметов (3-4 картинок).
2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, мелкой и артикуляторной моторики. Выработка динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме. Подготовка артикуляторного аппарата к
формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения в игровой форме артикуляторных упражнений по подражанию.
3. Развитие лексико-грамматических категорий. Для формирования грамматических категорий включаются в систему обучения разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций. При изучении лексических тем происходит знакомство с предметами и явлениями.
4. Формирование связной речи. При развитии связной речи созданы условия
для использования детьми ситуативной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности). Освоение первых форм связного высказывания: обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучивание двустиший и простых потешек, коротких стихотворений и небольших сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).
Заключение
В итоге работы по развитию речи дети должны научиться:
Понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
Владеть навыками пересказа и составления описательных рассказов по картине, о предмете или объекте.
Владеть навыками диалогической речи.
Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительного и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т. д.
Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовые окончания слов должны проговариваться чётко; простые и сложные предлоги – употребляться адекватно.
Использовать в спонтанном общении слова разных лексико-грамматических категорий: существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и числительных.
Литература
Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»
О. С. Ушакова «Знакомим с литературой»
В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в детском саду».
М. А. Васильева, В. В. Гербова «Комплексные занятия в старшей группе д/с».
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи и творчества дошкольников»
Т. А. Ткаченко Формирование лексико-грамматических представлений.
Т. А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи: альбом. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.
Т. С. Гомзяк Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей и подготовительной к школе логогруппе