Лена Черненькая
Программа дополнительного образования по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста. Кружок «Разноцветный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств – предметов (цвета, формы, величины, представлений о запахе, вкусе, положении предметов в пространстве, звуковысотных отношениях.
Публикация «Программа дополнительного образования по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста, Кружок „Разноцветный мир“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
2. Развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
3. Воспитывать трудолюбие, доброжелательные взаимоотношения между детьми, усидчивость.
Методы:
Игровой метод (различные виды игр).
Словесные методы (беседы, познавательный рассказ, загадки, стихи, сказки)
Наглядные методы (рассматривание дидактических пособий, предметов окружающего мира).
Практические методы (показ способов действия с предметами, обследование предметов, эксперимент).
Формы организации деятельности:
кружковая работа
• групповая;
• подгрупповая;
• индивидуальная.
Планируемые результаты:
1. Дети знают сенсорные эталоны цвета (семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, эталоны формы (геометрические фигуры, эталоны величины (метрическая система мер). Дети имеют представления об эталонах слухового восприятия (фонемы родного языка, звуковысотные отношения, у детей сформированы представления о вкусовом, обонятельном восприятии.
2. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Дети умеют самостоятельно смешивать цвета, получая оттенки,
3. Дети пользуются сенсорными представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Дети проявляют познавательный интерес к окружающему миру. Дети самостоятельно участвуют в экспериментировании, развивая чувственный опыт.
Перспективный план
Сентябрь
1.«Волшебные картинки»
Цель: Ознакомление детей с акварелью, многообразием цветов. Показать, как окрашивается вода при разведении краски. Научить пользоваться палитрой. Развивать слуховое восприятие.
Материал: акварель, стаканчики с водой на каждого ребенка, кисточки.
2. «Листопад»
Цель: Сравнивать предметы по величине. Учить смешивать желтую и красную краску, получая оранжевый цвет, использовать при рисовании желтый, зеленый, красный цвета.
Материал: предметные картинки, Д/и «Сравни предметы по величине», палитры, «непроливашки», листы бумаги на каждого ребенка, игрушка Незнайка.
3. «Занимательные коробки»
Цель: Закреплять знание круглой и квадратной формы. Закреплять красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, черный, серый, белый цвета. Развивать вкусовые ощущения, слуховое восприятие.
на каждого ребенка
Материал: предметы квадратной и круглой формы, Д/и «Найди свой цвет», фрукты и овощи, нарезанные на тарелке, шарф, музыкальные инструменты.
4.«Розовые бабочки»
Цель: Вызвать интерес к смешиванию краски для получения светлых оттенков. Развивать мелкую моторику, продолжать учить пользоваться ножницами при вырезании по контуру.
материал: картинки бабочек, ножницы, трафареты бабочек, листы бумаги, палитры, белая и красная гуашь, кисточки на каждого ребенка.
Октябрь
1.«Звездное небо»
Цель: Продолжать учить смешивать краски, получая нужный оттенок, научить находить наиболее эффективные гармоничные сочетания при смешивании красок (составление колеров разных оттенков голубого, синего и фиолетовых тонов). Продолжать учить определять размер предметов. Познакомить с качеством бумаги разной фактуры, закрепление желтого цвета.
Материал: гуашь синяя, белая, листы бумаги, кисточки, палитра на каждого ребенка, бумага разной фактуры, Д/и «Сравни».
2. С/р/ игра «Фруктовый магазин»
Цель: Развивать вкусовые ощущения, тактильные ощущения.
Материал: атрибуты к С/р/и «Магазин», фрукты и овощи.
3.«Консевируем фрукты»
Цель: Закреплять понятия «большой – маленький, длинный – короткий». Закреплять форму, размер, цвет. Учить лепке фруктов по представлению, добиваться выразительной передачи формы, строения и характерных деталей.
Материал: пластилин, доски для лепки, стеки салфетки на каждого ребенка, Д/и «Фрукты и овощи».
4.«Радужные шары»
Цель: Закрепить у детей знание основных цветов и их оттенков; обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета.
Материал: листы бумаги, гуашь 12 цветов, кисти на каждого ребенка, мыльные пузыри.
Ноябрь
1. «Что можно сделать из геометрических фигур».
Цель: упражнять в узнавании предмета по описанию. Продолжать учить разрезать полоски бумаги на квадраты, составлять из геометрических фигур изображения предметов и наклеивать.
Материал: схема составления описательного рассказа о предмете, Д/и «Угадай по описанию», Д/и «Геометрическое лото», полоски бумаги 20х5, ножницы на каждого ребенка.
2. «Чайная посуда»
Цель: Закреплять знание основных цветов и их оттенков. Учить соотносить разные предметы по свойствам (цвет, форма, размер, материал). Учить использовать эталоны цвета, формы для оценки свойств предметов.
Материал: схема составления описательного рассказа о предмете, листы бумаги, гуашь 6 цветов, кисти на каждого ребенка.
3.. Конструирование из бумаги «Цветные фигурки»
Цель: научить детей делать из бумаги разные фигуры.
Материал: цветная бумага на каждого ребенка, схемы- алгоритмы выполнения оригами, предметные картинки.
4. «Праздник у игрушек»
Цель: Развитие слухового восприятия, тактильных ощущений, звуковысотного восприятия и подражания. Определять свойства предметов (мягкий, колючий, гладкий, шершавый, тёплый, холодный).
Материал: игрушки котенок, еж, удав, магнитофон, песня «День рождения», Д/и «Сравни».
Декабрь.
1. «Снеговики»
Цель: Продолжать учить различать и называть цвета. Знакомить с различными свойствами материалов (пластилин, снег, глина, бумага, способами изготовления снеговиков, закреплять геометрическую форму «круг», «овал».
Материал: снег, пластилин, глина, бумага.
2. «Три царевны Цветного царства»»
Цель: Заинтересовать смешиванием известных детям цветов для получения новых цветов. Учить соотносить отдельные части предметов по размеру и цвету.
Материал: листы бумаги, гуашь 12 цветов, кисти на каждого ребенка, схема составления описательного рассказа о предмете, предметы: апельсин, лимон, пирамидка.
3. «Нарядные бусы для Новогодней елки»
Цель: Учить чередовать предметы по величине, цвету, форме
Материал: цветная бумага, ножницы, клей на каждого ребенка.
4. «Булочная» (Лепка из соленого теста)
Цель: Обучению детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы. Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.
Материал: соленое тесто, предметные картинки.
Январь.
1. «Подарки для ребят»
Цель: Упражнять в группировке на основе зрительной оценки (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре поверхности).
Материал: Дидактическое речевое пособие «Улитка».
2. «Пирамидки» (Лепка)
Цель: Закреплять основные цвета и их оттенки, развивать мелкую моторику рук, глазомер. Учить ориентировке в величине.
Материал: пластилин, салфетки, доски для каждого ребенка.
Февраль.
1. «Проверяем волшебную силу черной краски»
Цель: Уточнить представления о цвете, форме и качестве предметов, продолжать соотносить предметы по величине. Побуждать детей использовать черную краску для получения темных, приглушенных тонов, изображать ими то, что для каждого ребенка интересно или эмоционально значимо.
Материал: черная гуашь, рисунки детей, тонированная бумага, кисти.
2. «Роспись по темному фону»
Цель: Закреплять умение ориентироваться в группе, различать и правильно называть признаки. Побуждать детей к смешиванию краски для получения темных цветов и оттенков (темно-синего, темно-зеленого).
Материал: бумага черного или синего цвета, кисти, палитры, кисти, вода в стаканчиках, игрушка Буратино.
3. «Оденем куклу»
Цель: Учить понимать слова «средний», «разные», группировать по цвету, находить пару (варежки, носочки, сапожки). Упражнять в описании предмета, используя характерные признаки, сенсорные эталоны для оценки свойств предметов. Развитие мелкой моторики.
Материал: Кукла, схема составления описательного рассказа о предмете, атрибуты к лепке, пластилин.
4. «Царство геометрических фигур»
Цель: Закрепление знаний детей о геометрических фигурах и их свойствах (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест); формирование действия подбора по образцу.
Материал: геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест.
Март.
1. «Концерт для кукол»
Цель: Учить определять на слух звучание музыкальных инструментов, правильно их называть. Учить подражать звуку инструментов, выполнять ритмический рисунок.
Материал: музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчик, погремушка, свистулька, деревянные ложки.
2. «Головоломки»
Цель: Учить складывать картинки из геометрических фигур.
Материал: Д/и «Геометрическое лото».
3. «Подарок маме» (Конструирование из бумаги разной фактуры, природного материала)
Цель: Учить детей действовать с природными материалами – камушками, шишками, перьями, бумаги.
Материал: природный материал: камушки, шишки, перья, цветная бумага, фотографии мам.
4. «Вот какая красота, правильно нашли цвета»
Цель: Учить детей находить предметы по цвету. Развитие музыкального слуха детей, выполнение танцевальных движений.
Материал: музыкальные инструменты, песенка «Весна-красна идет», магнитофон, атрибуты для рисования, карандаши.
Апрель.
1. «Праздник хороводов»
Цель: Развивать зрительно – слуховое внимание, координацию движений.
Материал: магнитофон, музыкальные инструменты, Д/и «Угадай, что звучит», диск с произведениями Железновых.
2. «Бусы для Маши» (Конструирование из бумаги разной фактуры)
Цель: Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
Материал: бумага разной фактуры, кукла Маша, нитки, клей.
3. «Радуга и ее друзья»
Цель: Учить называть предмет и его описывать. Учить выполнять рисунок по собственному замыслу, используя собственный опыт при смешивании красок.
Материал: иллюстрация радуги, атрибуты для рисования, бумага для рисования, гуашь.
4. «На день рождения к мишке»
Цель: Обучение детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы; обучение выделению параметров величины предметов; обучение детей сопоставлению фигур на ощупь по зрительному образцу.
Материал: игрушка Мишка, Д/и «Чудесный мешочек», детская посуда.
Май.
1. «Наши помощники»
Цель: Формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. Воспитывать бережное отношение к органам чувств. Развивать вкусовое, слуховое и обонятельное восприятие.
Материал: схема описания предмета, нарезанные овощи и фрукты.
2. «Оркестр»
Цель: Учить определять на слух звучание музыкальных инструментов, правильно их называть.
Материал: музыкальные инструменты, магнитофон, р. н. п. «Как у наших у ворот».
3. «Праздник мыльных пузырей»
Развивать у детей умение правильно воспринимать и называть величину предметов. Развивать слуховое восприятие.
Материал: мыльный раствор, бумага, клей, ножницы, М/д/и «Колпачок».
4. «Путешествие на лесную полянку»
Цель: Обучение детей выделению внешних свойств – предметов (цвета, формы, величины, представлений о запахе, вкусе, положении предметов в пространстве, звуковысотных отношениях. Развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия.
Материал: Д/и «Блоки Дьенеша», муляжи фруктов и овощей, колокольчики разных размеров.
Условия и методика сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста
Планомерность обучения детей - один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребёнка.
При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.
Прежде чем провести занятия по сенсорному воспитанию с детьми, надо научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования.
На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка. Прежде всего, это относится к развитию движений рук при осуществлении действий по выкладыванию, выниманию, вытеканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.
На каждом занятии дети приучаются выполнять также элементарные трудовые поручения. Они должны относить индивидуальный материал на стол воспитателя и складывать его. Педагог следит за тем, чтобы дети делали это тихо, не отвлекая тех, кто ещё не справился с заданием.
Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги, приятная фактура, чёткая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так, прежде чем предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились.
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идёт от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учёту этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.
Принципом последовательности обуславливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами - величиной и формой предметов, которые можно обследовать путём ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
Предусмотрено также последовательное закрепление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой – квадратной формой, красным – синим цветом, а затем с более близкими признаками (круглой – овальной формой, желтым – оранжевым цветом).
Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводиться с детьми 1 раз в неделю. Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и других.
Особого внимания требует анализ проведённых занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполнения индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.
Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию имеет некоторые варианты, если неодинаков уровень нервно –психического развития детей или степень их организованности (под степенью организованности в данном случае понимается умение заниматься, обучаться на занятиях: слушать объяснение взрослого, выполнять его инструкцию).
Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и так далее.
После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал можно дать малышам и для самостоятельных игр. Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предметов, который искажается из-за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.
Критерии уровня знаний детей:
«Что нас радует»: «+»
«Что нас огорчает»: «-»
Анкета для родителей
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Уважаемые родители!
В рамках подготовки к педагогическому совещанию "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада" нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
• считаю нужным;
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
• информация отсутствует;
• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
• я не обращаю внимание на информацию;
• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
• наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
• высокий;
• средний;
• низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
• да;
• нет;
• не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?
Спасибо за сотрудничество!
Заключение
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволит создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
На каждом занятии кружка решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.
Поэтому реализация дополнительного образования по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста даст возможность сформировать у детей опыт в мировосприятии и мироощущении, представлении пространственного ориентирования, формы, величины, цветовой гаммы.
Литература
1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. М. :1988, с. 3-14, 34-80.
2. Под ред. Салахетдинова В. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Киев: «Полиграфкнига», 1993, с. 16-27
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. М. : 2009г.