Анна Иванова
Программа дополнительного образования «Рисование на стекле» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования Клуб одаренный малыш «Рисование на стекле» (старший возраст)
Пояснительная записка.
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Публикация «Программа дополнительного образования „Рисование на стекле“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Программы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.
Занятия живописью на стекле – отличный способ творческого самовыражения человека любого возраста. Прежде всего - развитие коммуникативных навыков. Рисуя на стекле, чей либо портрет, даже застенчивый художник получает возможность внимательно всмотреться в этого человека, встретиться с ним взглядом, установить непосредственный контакт.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. На прозрачном мольберте хорошо рисовать густыми красками, используя для «художеств» кисточки, пальцы, губки, штампы.
Неплохо получаются работы, выполненные водными маркерами. Человека захватывает сам процесс рисования: материал скользит мягко, ее можно размазывать кистью, пальцами, ладошками, кусочками поролона.
Рисование ребенка на прозрачном мольберте – это не только увлекательное развлечение, но, прежде всего, это умение изобразить окружающий мир, а также развитие речи, мелкой моторики, умственных способностей и интеллекта. В процессе работы ребенок учится различать цвета и оттенки, размер предметов, их пространственное расположение.
Прозрачный мольберт – замечательный тренажер для людей со зрительной патологией. Нарушение остроты зрения, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). В данном случае прозрачный мольберт является одним из средств отражения предметного мира.
Рисование на «Стеклянном мольберте» способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится различать ощущения от окружающих предметов, их физические свойства. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. В творческом процессе ребёнок учится различать цвета и оттенки, поймет, что такое размер и количество. Через рисование он познает окружающий мир по-новому, запомнит его и полюбит. Богатая фантазия, самостоятельность, усидчивость, которые вырабатываются рисованием.
Во время рисования на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисуем с натуры, юный портретист, что позволяет разнообразить игры и поддерживать интерес к рисованию.
Цель программы:
• вдохновлять ребенка на рождение в себе творца;
• побуждать интерес к занятиям с прозрачным мольбертом.
Основные задачи:
• развивать интерес к окружающему миру;
• познакомить с нетрадиционными техниками рисования;
• развивать творческий потенциал воспитанников;
• познакомить детей с различными способами работы с прозрачным мольбертом.
Прозрачный настольный мольберт из небьющегося стекла в раме.
Размер 58788 см.
Мольберт стоит на устойчивых ножках. Рисунок, выполненный на мольберте, можно сохранить на бумаге - просто приложите к свежему рисунку лист ватмана. Если же рисунок немного подсох, увлажните его, слегка побрызгав водой, а потом приложите бумагу.
Срок реализации программы 8 месяцев
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия – 25 минут.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;
дни фото-презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление фото альбома лучших работ.
Тематический план занятий кружка «Прозрачное чудо»
Октябрь
Знакомство с мольбертом Детям предлагается рассмотреть, потрогать мольберт.
- Упражнения «Здравствуйте, ладошки», «Здравствуйте, пальчики»
Задача- знакомство со свойствами стекла, развитие коммуникативных навыков.
- Упр. «Кто это?» Педагог предлагает рассмотреть портрет мальчика на рисунке и показать пальчиком, где у него глаза, нос, рот и т. д.
- Упр. «Догони ладошку» Педагог прикладывает свою ладонь к стеклу вверху, внизу. Ребенок должен «поймать» ладонь взрослого через стекло. Педагог и ребенок могут меняться ролями.
Задача-развитие прослеживающей функции, фиксации взора и ориентировки в пространстве.
Портрет мальчика, прозрачный мольберт
Дождик, дождик – кап, кап Рисование пальчиками. Развитие мелкой моторики и ориентировки на плоскости. Гуашь, прозрачный мольберт
Осенние листья Учить делая отпечатки листьями создавать различный сюжет. Развитие сенсоматорики. Гуашь, прозрачный мольберт, кисть, салфетки, стаканчики для воды.
Ветка рябины
(коллективная работа).
Рисовать с помощью ватной палочки гроздь рябины. Воспитывать желание делать аккуратно и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.
Гуашь, ватные палочки, прозрачный мольберт, бумажные салфетки;
Ноябрь
"Рисуем вместе". Задачи:
1. развивать навыки ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества ;
2. формировать творческую активность.
Ход игры:дети с разных сторон рисуют одинаковые предметы, после чего объединяют рисунки совместным сюжетом. Например: "у кошки день рождения" - дети рисуют шарики для кошки, а затем проводят ниточки к ее лапкам. Воспитатель, побуждает детей работать совместно, формирует у них коммуникативные навыки, развивает творческие способности.
стеклянный мольберт, гуашь, кисти,непроливайка, салфетка,образец рисунка
"Догони". Задачи:
1. формировать навыки работы в паре, по определенным правилам
2. развивать зрительно - моторную координацию.
Ход игры:девочка рисует круги ("бутоны", мальчик подрисовывает к ним линии (" стебли"). Выполняется в быстром темпе.
стеклянный мольберт, гуашь, кисти,непроливайка, салфетка,образец рисунка
«Осеннее дерево» выдувание из трубочки и пальцевая живопись.
Задачи:
1. развивать навыки ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества ;
2. формировать творческую активность.
стеклянный мольберт, гуашь, трубочки, салфетки
«Морской пейзаж» Рисование по-мокрому.
Задачи: Развитие ориентировки в пространстве, закрепление названия цветов
стеклянный мольберт, гуашь, кисти,непроливайка, салфетка,образец рисунка
Декабрь
Сугробы, снег на деревьях
Закреплять умение детей аккуратно работать с кистью (на крону деревьев, на землю,пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща. стеклянный мольберт, гуашь, кисти,непроливайка, салфетка,образец рисунка
Мы слепили снеговика Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. стеклянный мольберт, гуашь, ватные диски, кисти, непроливайка, салфетка, образец рисунка
Зимушка-зима»
Задачи: Развитие ориентировки в пространстве, закрепление названия цветов
Ход: Педагог (ребенок с помощью педагога) рисует сюжетную картинку, а затем на обратной стороне стекла раскрашивает елку или домик. стеклянный мольберт, гуашь, ватные диски, ватные палочки, штампы, кисти, непроливайка, салфетка,
Новогодняя елочка «Ёлочка нарядная» - оттиск поролоном и пальцевая живопись. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям стеклянный мольберт, гуашь, поролон, салфетка,
Январь
Зайка беленький сидит
Это изображение на целлофане, которое переносится потом стекло. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или ватной палочкой, или пальцем (не надо единообразия). Игрушка зайчика, соллофан, ватные диски, кисти, салфетки
На полянку на лужок тихо падает снежок
(коллективная работа) Задачи: Развитие ориентировки в пространстве, закрепление названия цветов, навыков сотрудничества Картина с предыдущего занятия, кусочки фольги, белой бумаги, стеклянный мольберт, гуашь, кисти, салфетки
Рисование кремом
Но замыслу детей Для данного вида рисования можно использовать любой густой крем (лучше детский). На стекло равномерно наносится крем.
Крем, салфетки, стеклянный мольберт
Февраль
«Дикие животные. Белка»
Задачи: учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисточки.
Ход работы: С обратной стороны стекла крепится силуэтное изображение белки. Дети набирают немного краски нужного цвета на сухую жесткую кисточку и, держа кисть горизонтально, делают тычки по стеклу, располагая их по краям контура и внутри. Когда краска немного подсохнет, нужно дорисовать глаза, нос, усы.
прозрачный мольберт, гуашь, силуэт белки, жесткие и мягкие кисточки, влажные салфетки, фартуки.
Кудрявый барашек
Точечный рисунок.
Берется ватная палочка и окунается в густую краску. Затем нужно поставить ее перпендикулярно к стеклу и начать изображать рисунок точками.
Закреплять умение детей аккуратно работать с краской. Гуашь, ватные палочки, прозрачный мольберт, бумажные салфетки;
Игрушки
(пирамидка, неваляшка)
Задачи: развивать ориентировку на поверхности, формировать умение составлять целостное изображение из отдельных частей
Ход: ребенок обмакивает ребро ладони в краску, сжимает руку в кулачок и делает оттиски ребра кулачка на стекле несколько раз.
Продолжать учить правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Гуашь, прозрачный мольберт, бумажные салфетки;
Летят самолеты
(коллективная работа) Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату
Рисование маркером
Виды рисования: обводка, штриховка, дорисовка недостающих деталей, особенно нас привлекают задания на одновременное рисование по замыслу.
Маркеры, тряпка,
Март
Цветы в подарок маме
(коллективная работа) Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет).в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага,развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. Рисунок плюс.
Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги.
салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага,
клей, гуашь, стаканчики непроливайки, кисти, салфетки.
«Открытка для мамы» Набрызг и печать мятой бумагой.
Гуашь, прозрачный мольберт, цветная бумага бумажные салфетки;
«Рыбка»
Точечный рисунок.
Берется ватная палочка и окунается в густую краску. Затем нужно поставить ее перпендикулярно к стеклу и начать изображать рисунок точками.
Закреплять умение аккуратно
и последовательно выполнять работу: прикладывать к стеклу обмакивать их в
гуашь и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Гуашь, прозрачный мольберт, Ватные палочки, бумажные салфетки;
Апрель
«Мимоза» - пальцевая живопись. Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща. Гуашь, прозрачный мольберт, бумажные салфетки;
Белые кораблики
(коллективная работа) Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Гуашь,кисть, готовые фигуры, клей, прозрачный мольберт, бумажные салфетки;
Веселый клоун Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца. Гуашь,кисть, прозрачный мольберт, бумажные салфетки;
Колобок -румяный бок Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в рисовании бумагой, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета. Бабушка (кукольный театр) ширма, бумага, Гуашь, кисть, прозрачный мольберт, бумажные салфетки;
Май
Праздничный салют
(коллективная работа) Рисование втулками от т. б. (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.
Втулки, Гуашь,кисть, прозрачный мольберт, бумажные салфетки;
Божья коровка-
лети на небко Закреплять умение рисовать, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым. Игрушка божья коровка,
Гуашь,кисть, прозрачный мольберт, бумажные салфетки;
Гусеница Задачи: развивать ориентировку на поверхности, формировать умение составлять целостное изображение из отдельных частей, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым.
Ход: ребенок обмакивает ребро ладони в краску, сжимает руку в кулачок и делает оттиски ребра кулачка на стекле несколько раз.
Гуашь,кисть, прозрачный мольберт, бумажные салфетки;
Одуванчики в траве
(коллективная работа) Одуванчики» - ниткография.
Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща. Нитки, Гуашь, прозрачный мольберт, бумажные салфетки;
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155
2. ВыгодскийЛ. С. Мышление и речь. - М. : Лабиринт, 1996.
3. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., исп. - М. : АРКТИ, 2003. - 240с.
4. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Под ред. Семаго. М. М. М. РКТИ, 1999.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М. : Просвещение,1989.
6. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М. : АРКТИ, 1999.
7. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. / (Библиотека психолога-практика) - М. : АРКТИ, 2005.
8. Сиротюк А. Плоды просвещения// Дошкольное воспитание, 2006, №1.
9. Филатова И. А. развитие пространственного генозиса у дошкольников с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие. Екатеринбург 2000.