МААМ-картинки

Программа дополнительного образования «Абвгдейка» (подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте)

Елена Карелина
Программа дополнительного образования «Абвгдейка» (подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте)
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Актуальность.

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Публикация «Программа дополнительного образования „Абвгдейка“ (подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте)» размещена в разделах

Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.

Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.

Идея обучения детей грамоте в детском саду возникла давно. Академией педагогических наук СССР проводилась большая исследовательская работа по обучению детей 6 лет, психологами и педагогами — экспериментальная работа по обучению грамоте. На основе исследований таких ученых, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е. И. Тихеевой и Ю. И. Фаусек, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне можно. В 1956—1959 гг. известный советский методист А. И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.

Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамотой. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.

Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

Цель программы:

создание важнейших предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.

Задачи:

1. Развитие речевого слуха (фонетического и фонематического).

2. Работа над чистым звукопроизношением.

3. Развитие высоты, силы, темпа и громкости речи.

4. Овладение непосредственно механизмом чтения.

5. Обогащение словарного запаса, активизация его в свободных высказываниях.

6. Формирование грамматического строя устной речи.

7. Совершенствование элементарных графических умений.

8. Формирование коммуникативных умений и навыков.

9. Развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения).

10. Формирование произвольного поведения.

11. Развитие мелкой моторики.

Принципы:

• От простого – к сложному.

• Доступность содержания программы.

• Систематичность и последовательность учебного материала.

• Наглядность.

• Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

• Дифференцированное обучение.

• Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей.

Формы организации деятельности дошкольников:

индивидуальная;

работа в парах;

групповая;

коллективная.

Методы:

словесные;

наглядные;

практические;

игровые;

поисковые;

исследовательские.

Содержание программы

Программа рассчитана на возраст детей 5-7 лет. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Содержание программы разработано таким образом, чтобы осуществлялась преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы.

Занятия предложены в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку детей.

Виды работ:

- знакомство с буквой и звуком;

- характеристика звука;

- изучение аккустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к определённой группе (гласные – согласные, звонкие – глухие, ударные – безударные):

- чтение слогов-слияний, сложных слогов, слов, предложений, текстов;

- выделение звука в слове (проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений с аллитерацией);

- моделирование;

- обучение приёмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки;

- работа над лексическим значением слов;

- слушание стихотворений, сказок;

- выполнение заданий на классификацию;

- игры со словами (разгадывание загадок, шуток, ребусов, шарад, составление рифм, чтение слов в разных направлениях, разными способами,

составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте);

- пальчиковые игры;

- работа с деформированными текстами;

- анализ и синтез графических букв;

- подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов, печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов, графические диктанты)

- работа с книгой.

Ожидаемые результаты.

К концу года старшие дошкольники должны уметь:

- составлять предложения;

- членить предложения на слова;

- соотносить буквы и звуки;

- называть звуки и слоги в словах;

- находить слова с определённым звуком;

- определять место звука в слове;

- проводить звуковой анализ слова;

- владеть основами плавного слогового чтения;

- пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту;

- проявлять активность, самостоятельность;

- обводить контуры, аккуратно заштриховывать фигуры;

- правильно держать ручку, карандаш;

- классифицировать, сравнивать, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п Тема Кол-во часов Месяц

1. Знакомство с буквами А а, звуком (а) 1 Октябрь

2. Знакомство с буквами У у, звуком (у) 1

3. Знакомство с буквами О о, звуком (о) 1

4. Закрепление изученных букв. 1

5. Знакомство с буквами М м, звуками (м, (м) 1

6. Закрепление. 1

7. Знакомство с буквами С с, звуками (с, (с) 1

8. Закрепление изученных букв.

КВН 1

9. Составление слов. Моделирование. Игры со словами. 1 Ноябрь

10. Знакомство с буквами Х х, звуками (х, (х) 2

11. Знакомство с буквами Р р, звуками (р, (р) 1

12. Игры с буквами и словами. 1

13. Знакомство с буквами Ш ш, звуком (ш). 2

14. Знакомство с буквой ы, звуком (ы) 1

15. Знакомство с буквами Л л, звуками (л, (л). Сравнение артикуляции при произношении звуков (л) и (р). 2 Декабрь

16. Знакомство с буквами Н н, звуками (н, (н). 1

17. Игры с буквами и звуками. 1

18. Знакомство с буквами К к, звуками (к, (к). 2

19. Знакомство с буквами Т т, звуками (т, (т). 1

20. Составление слов. Моделирование. Игры со словами. 1

21. Знакомство с буквами И и, звуком (и). 1 Январь

22. Знакомство с буквами П п, звуками (п, (п). 2

23. Знакомство с буквами З з, звуками (з, (з). Сравнительный анализ звуков (з) и (с) по глухости - звонкости. 2

24. Знакомство с буквами Й й, звуком (й). 1

25. Знакомство с буквами Г г, звуками (г, (г). Сравнительный анализ звуков (г) и (к). 2 Февраль

26. Знакомство с буквами В в, звуками (в, (в). Игры с буквами и словами. 2

27. Знакомство с буквами Д д, звуками (д, (д). Сравнительный анализ звуков (д) и (т). 2

28. Знакомство с буквами Б б, звуками (б, (б). Составление слов. Моделирование. 2

29. Знакомство с буквами Ж ж, звуком (ж). 2 Март

30. Сравнительный анализ звуков (ж, (ш). (з). 1

31. Знакомство с буквами Е е. Обозначение звука после согласного. 1

32. Знакомство с буквой Ь. Ь в конце слова. 1

33. Составление слов. Ь в середине слова. Моделирование. 1

34. Знакомство с буквами Я я. Обозначение звука после согласного. 2

35. Знакомство с буквами Ю ю. Обозначение звука после согласного. 2 Апрель

36. Знакомство с буквами Ё ё. Обозначение звука после согласного. 2

37. Сравнительный анализ букв Е и Ё. Звуков, которые они обозначают после согласных. Моделирование. 1

38. Знакомство с буквами Ч ч, звуками (ч). 2

39. Разгадывание кроссвордов. Викторина. 1

40. Игры с буквами и звуками. Сравнительный анализ звуков (ч, (с, (ш). 1 Май

41. Знакомство с буквами Э э, звуком (э). 2

42. Знакомство с буквами Ц ц, звуками (ц). 1

43. Знакомство с буквами Ф ф, звуками (ф, (ф). Составление слов. Моделирование. 2

44. Знакомство с буквой Ъ. 1

45. Викторина 1

Источники информации:

1. Бородич А. И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.

2. Волика В. В. Веселая грамматика. М. : Знание, 1995.

3. Выготский Л. С. Развитие устной речи. М., 1996.

4. Гаврина С. Е., Крутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С 100 кроссвордов по любимым сказкам. Ярс., 1999.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М. : Гном-Пресс, 1998.

6. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М., 1979.

7. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.

8. Шаехова Р. К. Читая – учимся творить. Казань, 1997.

9. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. : Просвещение, 1988.

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Подготовка детей к школе Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Предполагается, что грамотная подготовка ребенка к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Абвгдейка» (подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте)
Опубликовано: 30 июня 2014 в 19:17
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Абвгдейка» (подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Карелина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД