Елена Карелина
Программа дополнительного образования «Абвгдейка» (подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте)
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка.
Актуальность.
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Публикация «Программа дополнительного образования „Абвгдейка“ (подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте)» размещена в разделах
Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Идея обучения детей грамоте в детском саду возникла давно. Академией педагогических наук СССР проводилась большая исследовательская работа по обучению детей 6 лет, психологами и педагогами — экспериментальная работа по обучению грамоте. На основе исследований таких ученых, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е. И. Тихеевой и Ю. И. Фаусек, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне можно. В 1956—1959 гг. известный советский методист А. И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.
Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.
Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамотой. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.
Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Цель программы:
создание важнейших предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.
Задачи:
1. Развитие речевого слуха (фонетического и фонематического).
2. Работа над чистым звукопроизношением.
3. Развитие высоты, силы, темпа и громкости речи.
4. Овладение непосредственно механизмом чтения.
5. Обогащение словарного запаса, активизация его в свободных высказываниях.
6. Формирование грамматического строя устной речи.
7. Совершенствование элементарных графических умений.
8. Формирование коммуникативных умений и навыков.
9. Развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения).
10. Формирование произвольного поведения.
11. Развитие мелкой моторики.
Принципы:
• От простого – к сложному.
• Доступность содержания программы.
• Систематичность и последовательность учебного материала.
• Наглядность.
• Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
• Дифференцированное обучение.
• Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей.
Формы организации деятельности дошкольников:
индивидуальная;
работа в парах;
групповая;
коллективная.
Методы:
словесные;
наглядные;
практические;
игровые;
поисковые;
исследовательские.
Содержание программы
Программа рассчитана на возраст детей 5-7 лет. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Содержание программы разработано таким образом, чтобы осуществлялась преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы.
Занятия предложены в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку детей.
Виды работ:
- знакомство с буквой и звуком;
- характеристика звука;
- изучение аккустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к определённой группе (гласные – согласные, звонкие – глухие, ударные – безударные):
- чтение слогов-слияний, сложных слогов, слов, предложений, текстов;
- выделение звука в слове (проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений с аллитерацией);
- моделирование;
- обучение приёмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки;
- работа над лексическим значением слов;
- слушание стихотворений, сказок;
- выполнение заданий на классификацию;
- игры со словами (разгадывание загадок, шуток, ребусов, шарад, составление рифм, чтение слов в разных направлениях, разными способами,
составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте);
- пальчиковые игры;
- работа с деформированными текстами;
- анализ и синтез графических букв;
- подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов, печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов, графические диктанты)
- работа с книгой.
Ожидаемые результаты.
К концу года старшие дошкольники должны уметь:
- составлять предложения;
- членить предложения на слова;
- соотносить буквы и звуки;
- называть звуки и слоги в словах;
- находить слова с определённым звуком;
- определять место звука в слове;
- проводить звуковой анализ слова;
- владеть основами плавного слогового чтения;
- пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту;
- проявлять активность, самостоятельность;
- обводить контуры, аккуратно заштриховывать фигуры;
- правильно держать ручку, карандаш;
- классифицировать, сравнивать, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п Тема Кол-во часов Месяц
1. Знакомство с буквами А а, звуком (а) 1 Октябрь
2. Знакомство с буквами У у, звуком (у) 1
3. Знакомство с буквами О о, звуком (о) 1
4. Закрепление изученных букв. 1
5. Знакомство с буквами М м, звуками (м, (м) 1
6. Закрепление. 1
7. Знакомство с буквами С с, звуками (с, (с) 1
8. Закрепление изученных букв.
КВН 1
9. Составление слов. Моделирование. Игры со словами. 1 Ноябрь
10. Знакомство с буквами Х х, звуками (х, (х) 2
11. Знакомство с буквами Р р, звуками (р, (р) 1
12. Игры с буквами и словами. 1
13. Знакомство с буквами Ш ш, звуком (ш). 2
14. Знакомство с буквой ы, звуком (ы) 1
15. Знакомство с буквами Л л, звуками (л, (л). Сравнение артикуляции при произношении звуков (л) и (р). 2 Декабрь
16. Знакомство с буквами Н н, звуками (н, (н). 1
17. Игры с буквами и звуками. 1
18. Знакомство с буквами К к, звуками (к, (к). 2
19. Знакомство с буквами Т т, звуками (т, (т). 1
20. Составление слов. Моделирование. Игры со словами. 1
21. Знакомство с буквами И и, звуком (и). 1 Январь
22. Знакомство с буквами П п, звуками (п, (п). 2
23. Знакомство с буквами З з, звуками (з, (з). Сравнительный анализ звуков (з) и (с) по глухости - звонкости. 2
24. Знакомство с буквами Й й, звуком (й). 1
25. Знакомство с буквами Г г, звуками (г, (г). Сравнительный анализ звуков (г) и (к). 2 Февраль
26. Знакомство с буквами В в, звуками (в, (в). Игры с буквами и словами. 2
27. Знакомство с буквами Д д, звуками (д, (д). Сравнительный анализ звуков (д) и (т). 2
28. Знакомство с буквами Б б, звуками (б, (б). Составление слов. Моделирование. 2
29. Знакомство с буквами Ж ж, звуком (ж). 2 Март
30. Сравнительный анализ звуков (ж, (ш). (з). 1
31. Знакомство с буквами Е е. Обозначение звука после согласного. 1
32. Знакомство с буквой Ь. Ь в конце слова. 1
33. Составление слов. Ь в середине слова. Моделирование. 1
34. Знакомство с буквами Я я. Обозначение звука после согласного. 2
35. Знакомство с буквами Ю ю. Обозначение звука после согласного. 2 Апрель
36. Знакомство с буквами Ё ё. Обозначение звука после согласного. 2
37. Сравнительный анализ букв Е и Ё. Звуков, которые они обозначают после согласных. Моделирование. 1
38. Знакомство с буквами Ч ч, звуками (ч). 2
39. Разгадывание кроссвордов. Викторина. 1
40. Игры с буквами и звуками. Сравнительный анализ звуков (ч, (с, (ш). 1 Май
41. Знакомство с буквами Э э, звуком (э). 2
42. Знакомство с буквами Ц ц, звуками (ц). 1
43. Знакомство с буквами Ф ф, звуками (ф, (ф). Составление слов. Моделирование. 2
44. Знакомство с буквой Ъ. 1
45. Викторина 1
Источники информации:
1. Бородич А. И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
2. Волика В. В. Веселая грамматика. М. : Знание, 1995.
3. Выготский Л. С. Развитие устной речи. М., 1996.
4. Гаврина С. Е., Крутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С 100 кроссвордов по любимым сказкам. Ярс., 1999.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М. : Гном-Пресс, 1998.
6. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М., 1979.
7. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
8. Шаехова Р. К. Читая – учимся творить. Казань, 1997.
9. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. : Просвещение, 1988.