Оксана Скворцова
«Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» и ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Приступая к исследованию РППС группы перед нами встает вопрос о выборе инструмента измерений. Он должен быть надежным и проверенным. В качестве такого инструмента можно выбрать «Шкалы комплексной оценки качества образования (ECERS) (Хармс Т., Клиффорд Р. М., Крайер Д., 2016).
В настоящее время он рассматривается как один из наиболее надежных и валидных инструментов оценки качества дошкольного образования в мире, так как отвечает основным тенденциям, которые на сегодняшний день существуют в образовании для детей раннего возраста разных стран. В частности, этот инструмент оценивает и структурное качество, и качество процесса.
Публикация «„Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях“ и ФГОС ДО» размещена в разделах
Последнюю, наиболее современную версию, которая была переведена на русский язык, предварительно адаптирована и апробирована в российских регионах, представляет шкала ECERS–R. В ходе апробации шкалы, которая была проведена в России в 2015 г., было проведено сопоставление требований к дошкольному образованию, изложенных в тексте ФГОС ДО, и содержания шкал ECERS –R.
В ходе анализа были сделаны следующие выводы.
Во-первых Стандарт запрещает использовать при оценке качества образования детские результаты и требует оценивать условия реализации образовательной программы и ее структуру – условия реализации и является объектом оценки «Шкал».
Во-вторых, ключевым понятием Стандарта – «индивидуализация», «самоценность детства», «зона ближайшего развития», «эмоциональное благополучие», «произвольность и самостоятельность» соответствуют такие характеристики среды, как «доступность материалов в течение большей части дня», «насыщенность среды», индивидуализация среды и т. д. Шкала соответствует перечисленным выше тенденциям в современном дошкольном образовании и ключевым конструктам ФГОС ДО.
В-третьих, в России шкалы вышли под названием «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях», поскольку создатели инструмента употребляют понятие «образовательная среда» в широком смысле, затрагивая качество всего образовательного процесса. Под «образовательной средой» создатели ECERS понимают организацию пространства, времени и взаимодействия. Таким образом показатели Шкал комплексной оценки качества образования охватывают весь спектр условий, в которых оказывается ребенок в детском саду.
В- четвертых, Стандарт носит рамочный характер, а шкалы подробны и при этом подходят для оценки разных сильно отличающихся программ.
В результате сопоставления эксперты сделали вывод, что Шкалы комплексной оценки качества образования соответствуют идеологии ФГОС ДО, и данный инструмент может рассматриваться как конкретизация требований Стандарта в духе педагогики, ориентированной на ребенка.
Очень важно, что шкалы ECERS–R не обладают контрольной функцией. Основная задача – понять, как обеспечивается качество образования в данном конкретном учреждении, соответствует ли оно требованиям ФГОС и планировать дальнейшее развитие дошкольной образовательной организации в области обеспечения качества. (СДО №2/2017)
Краткая характеристика инструмента оценки образовательной среды
«Шкалы комплексной оценки» представляют собой инструмент оценки образовательной среды группы детского сада. В основе процедуры оценки лежит структурированное наблюдение, опирающееся на листы оценивания, которые содержат индикаторы по каждому компоненту. Не смотря на то, что ECERS является экспертной методикой, авторы в последнее время стали предлагать ее для использования в процессе самоанализа организации, что дает нам право использовать ее в качестве инструмента для оценки образовательной среды групп нашего детского сада.
Шкала включает субшкалы, показатели и индикаторы. По каждому индикатору выставляется оценка «да», «нет», «неприменимо», если это указано в индикаторе. Показатель оценивается от 1 (недостаточно) до 7 (отлично). Оценка происходит на основании наблюдения и пояснений, которыми снабжена большая часть индикаторов в показателе. На основании оценки по индикаторам, показателям и субшкалам можно строить профили. Профиль на странице дает возможность построить графическое представление оценок для всех показателей и субшкал» (Е. Г. Юдина, СДО №7, 2015, стр. 22 – 26)
По результатам наблюдения по каждому из показателей выставляется оценка по семибальной шкале, а также выставляются суммарные оценки по каждой из семи подшкал и общая суммарная оценка.