Ольга Подузова
Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное дошкольное учреждение – детский сад комбинированного вида №3 «Радуга»
города Асино Томской области
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
«ЧТО, ГДЕ И КАК?»
возраст обучающихся – 4-7 лет,
срок реализации – 3 года,
продолжительность занятий – до
Автор-составитель:
Подузова Ольга Николаевна,
воспитатель
Асино
2015г.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
Публикация «Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста „Что, где и как?“ Часть 1» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев.
Пояснительная записка.
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём его многообразии : природа, человек, рукотворный мир и т. д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество, - задача, которую решает человечество, осознав необходимость в передаче опыта каждому последующему поколению.
В связи, с чем детское экспериментирование – как форма организации познавательной деятельности имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Знакомство ребёнка с физическими явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности. Поисково-исследовательская деятельность включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным – исследователем, первооткрывателем.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить — значить сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра. Необходимо так смоделировать групповое пространство, накопить необходимое количество разнообразных дидактических игр, чтоб дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания. Предложенный дидактический материал должен обеспечить развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу — проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Необходимо, чтобы каждый из детей имел все необходимое для проведения самостоятельных исследований. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В качестве основного вида ориентировочно — исследовательской деятельности Н. Н. Поддьяков выделяет деятельность экспериментирования, как истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста : «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности идет полностью от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в поисковой деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Программа «Что, где и как?»- ориентирована на понимание и значение экспериментирования, познавательную деятельность с объектами природы, сопровождающиеся наблюдениями. «Эксперимент или опыт – особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях»(А. И. Васильева) Опыт способствует активному воздействию на предмет или явление, их преобразованию и может проводиться как длительное (или кратковременное) сравнительное наблюдение, включающее различное различные сенсорные и мыслительные процессы. Эксперименты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, происходит развитие логического мышления, расширение интересов, формируется определённые качества личности и духовный мир ребёнка.
За основу программы взята методика детского экспериментирования Л. В. Рыжова. Программа построена на концепции развития личностных качеств ребёнка, а также коммуникативных способностей. Основу поисково - исследовательской деятельности составляет технология развивающего обучения, к признакам которой можно отнести : проблемное обучение, оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности, специальное использование приёмов мнемонической деятельности, применение представленных «опор»-условных знаков, символов, использование алгоритмических приёмов умственной деятельности. Учебный материал, предусмотренный программой,распределён с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе разработаны темы образовательной деятельности, бесед, наблюдений, опытов, цели и задачи, перечень материалов необходимых в проведении образовательной деятельности и экспериментов. Программа рассчитана на детей с 4 до 6лет, построена на развитие наблюдательности и любознательности детей, правильного отношения к объектам и явлениям природы.
деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Что, где и как?» направлена на достижение ребёнком устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определённых отношениях и связях, упорядочение, систематизацию представлений об окружающем. Истоки познавательно-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами и явлениями, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как устроен мир, для чего нужно бережно относиться к окружающему миру?»
Актуальность:
Недостаточная разработка проблемы развития исследовательской активности младших дошкольников в экспериментировании, и её несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для разработки данной программы.
Проведя беседы на выявление особенностей проявления любознательности у детей младшего дошкольного возраста, а так же их отношения к экспериментальной деятельности, пришла к выводу о том, что дети не проявляют особый интерес к экспериментированию, предпочитая ему другие виды деятельности. Таким образом, я увидела необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием опытно-исследовательской деятельности детей.
Программа опытно - исследовательской поисковой активности, отвечающей на вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как устроен мир, для чего нужно бережно относиться к окружающему миру?».
Целесообразность :
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она даёт возможность взрослым ответить на сотни «почему?» детей младшего дошкольного возраста, открыв им дорогу в загадочный и удивительный мир предметов и явлений.
Нормативно-правовая база:
Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Нормативные документы регионального и муниципального уровней.
Возрастные особенности дошкольников
Средний дошкольный возраст :
Социальное развитие:
Дети умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают правила общения ;
Подражают языку, манере, привычкам; конформисты (большое влияние оказывает личность воспитателя).
Умеют работать в группах.
Умеют руководить в играх и приспосабливаться к другим, любят независимости
Сильно желают нравиться. Стремятся к одобрению взрослых
Разговорчивые
Организация деятельности:
Дети этого возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но они все еще нуждаются в организующей помощи;
Ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности;
Умственное развитие:
Недолго концентрируют внимание (5-10 минут)
Умственная незрелость. Хотят сделать больше, но не могут. Словарный запас небольшой, но постоянно растет.
Любознательные,задают множество вопросов для информации; вызов для размышлений
Ограниченное восприятие места и времени, "вечное сейчас"
Развитие мышления:
Мышление конкретное и буквальное. Образование мысленных образов вещей
Высоко развито воображение
Речевое развитие
Дети могут использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около)
Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий. Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?
Развитие внимания:
Дети способны к произвольному вниманию, одна ко устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
Старший дошкольный возраст :
Социальное развитие:
дети уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;
хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности:
дети этого возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи;
они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут;
ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности;
они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней.
способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Умственное развитие:
дети способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей;
Речевое развитие:
дети способны правильно произносить все звуки родного языка;
способны к простейшему звуковому анализу слов;
обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
грамматически правильно строят предложения;
умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать;
свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль;
способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
Развитие внимания:
преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии;
дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения);
способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка);
не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
Таким образом у детей 4-6 лет сформированы предпосылки к свободному экспериментированию с предметами и явлениями в поисково-исследовательской деятельности.
Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи программы :
1. Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
Развивать у детей представления о химических свойствах веществ
Средний возраст :
Растворение различных веществ, взаимодействие различных веществ при соединении
(реакция) и их влияние на свойства других предметов
Старший возраст :
-выделение веществ из неоднородной смеси путём отстаивания, фильтрования Развивать у детей представление об основных физических свойствах
Средний возраст :
магнетизм, звук, замерзание и таяние воды, отражение и преломление света, теплота.
Старший возраст :
Испарение, сила тяготения, трение, электричество, энергия
Развивать представление о свойствах :
Средний возраст :
Воды, глины, воздуха, песка
Старший возраст :
Воды, песка, глины, воздуха, камня, пластмассы
Развивать элементарные математические представления
Средний возраст :
-упражнять в количественном счёте
Старший возраст :
Знакомить о мерке - как способе измерения объёма, массы; длины; о мерах измерения длины
Познакомить с основными чертами рельефа планеты; вулканы, горы, озёра
Средний возраст :
Ручей, река, пруд, искусственные водоёмы, водопад, озёра
Старший возраст :
Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе и космических явлениях
2. Развивать у детей умственные способности:
Средний, старший возраст :
Развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение
Формировать способы познания путём сенсорного анализа
3. Развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов :
Средний возраст : Увеличительным стеклом
Старший возраст : Увеличительным стеклом, микроскопом, чашечными весами, песочными часами, линейкой, сантиметровой лентой, биноклем.
4. Развивать социально- личностное развитие каждого ребё нка: наблюдательность, самостоятельность, саморегуляцию своих действий
Развивать любознательность, познавательную активность.
использовать познавательно-исследовательскую деятельность как основную для познавательного развития ребёнка;
стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному рассуждению;
расширять кругозор, развивать любознательность дошкольников, побуждать к исследовательской деятельности;
формировать наблюдательность, целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое до конца, аккуратность;
отражать впечатления в продуктивной деятельности.
Структура проведения ООД
по экспериментированию
Интеграция образовательных областей : «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Средства обучения и воспитания, материально –техническая база
1. Библиотечный фонд, печатные пособия
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет : Практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.
Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования», - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,-2014.
Тугушева Г. П. ,Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»Методическое пособие- СПб. : ДЕТСВО- ПРЕСС,2014
Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях и объектах» Методические рекомендации,- М. : ТЦ Сфера, 2015
Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации,- М. : ТЦ Сфера, 2014.
2. Технические средства обучения
Ноутбук
CD-Плеер.
Телевизор.
Видеоматериал:
Презентационный материал по темам:
«Вода, вода кругом вода» - презентация «Водоёмы в природе»- слайд- шоу «Водопады»- слайд - шоу «Горы, камни, песок»- слайд –шоу «Круговорот воды в природе, дождь, снег, пар» - презентация
«Космос» - презентация
Подборка музыкальных произведений:
Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Вода буль-буль”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы” Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Дождь в ладошках”. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Облака – белогривые лошадки
3. Оборудование центра экспериментирования
Приборы и оборудование для мини- лаборатории
1. Приборы- помощники: Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокль, весы, верёвки, лампы, фонарики, безмен, песочные часы, компасы, различные магниты. 2. Прозрачные и непрозрачные сосуды, разной конфигурации, разного объё ма: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведёрки, воронки. 3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина. Разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть (овечья, собачья). 4. Бросовый материал : кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы,формочки- вкладыши от наборов шоколадных конфет, деревянные катушки. 5. Технические материалы :гайки, винты, болтики, гвозди. 6. Разные виды бумаги : обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощёная и др. 7. Красители: пищевые, акварельные краски, ягодный сироп. 8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, вата, шприцы (пластмассовые без игл), мерные ложечки, резиновые груши разного объёма. 9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стёкла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, металлические шарики, таз, спички, спичечные коробки, нитки, пуговицы разног размера, булавки, соломинки для коктейля, шнурки, тесьма, киндер- сюрпризы.
Дополнительные материалы и оборудование
1. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов
2. Детские фартуки клеёнчатые, полотенца.
3. Таблицы- схемы, коллажи по пройденным темам.
4. Рабочие листы, альбом для фиксации детьми результатов опытов.
5. Технологические карты.
Критерии оценки эффективности реализации программы, формы контроля и методы оценки и диагностики.