Надежда Карташова
Программа дополнительного образования по обучению детей младшего дошкольного возраста основам математики
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
дополнительного образования
социально-педагогической направленности
с детьми младшего возраста.
Дисциплина: обучение детей основам математики.
кружок «Поиграй-ка»
на 2015-2016 г.
Руководитель:
воспитатель Карташова Н. А.
2015г
Пояснительная записка.
Данный курс разработан с целью обеспечения современных требований к образовательной деятельности в ДОУ, реализации дополнительного образования социально – педагогической направленности.
Публикация «Программа дополнительного образования по обучению детей младшего дошкольного возраста основам математики» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Актуальность данного курса обоснована потребностью в развитии интеллектуальных способностей детей, так как дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в себе, в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.
Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Они помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Игры с Палочками Кюизенера так же, как и Блоки Дьенеша заняли прочное место в развивающей среде каждой группы нашего детского сада. С математической точки зрения Палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности.
В процессе игр с Блоками Дьенеша и Палочками Кюизенера дети овладевают умениями анализировать и обобщать предметы по нескольким свойствам. У детей развивается способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, ориентирование в пространстве.
Данный план реализуется по четвергам в 15.30 каждую неделю в игровой форме. Основной метод развития – проблемно-поисковый.
Дидактические игры с палочками Кюизенера.
Октябрь.
1-2 недели.
«Знакомство с палочками Кюизенера»
Цель: Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям ориентироваться в данном материале. Выявить начальные знания группы детей, уровни развития того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек.
Оборудование: набор палочек Кюизенера, кукла.
Стр 8
3 неделя
Игра «Разноцветные палочки».
Цель: Познакомить детей с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: наборы палочек (полосок) Кюизенера, кукла, коробки разных цветов.
Стр. 9
4 неделя.
Игра «Строим дорожки».
Цель: Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей ( использовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная»). Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: наборы цветных палочек или полосок, домики разного цвета (можно вырезать из картона, силуэты гномиков разного цвета.
Стр. 10
Ноябрь.
1 неделя.
Игра «Поезд».
Цель: Закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение.
Оборудование: картина с изображением поезда, набор палочек Кюизенера или полосок, ковролин.
Стр. 10
2 неделя.
Игра «Чудесный мешочек».
Цель: Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание.
Оборудование: набор палочек, чудесный мешочек.
Стр. 11
3 неделя.
Игра «Найди и покажи».
Цель: Упражнять в различении цвета. Развивать логическое мышление, память.
Оборудование: набор палочек, Буратино (игрушка или картинка).
Стр. .11
4 неделя.
Игра «Спрячь игрушку».
Цель: Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятием «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать палочки по высоте и длине.
Оборудование: наборы палочек Кюизенера (цветных полосок, мелкие игрушки или силуэты животных разной высоты (лев, лиса, морж, журавль, слон, носорог, кенгуру, медведь, крокодил, стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?».
Стр. 12
Декабрь.
1 неделя.
Игра «Построим заборчик».
Цель: Развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи.
Оборудование: наборы палочек Кюизенера, мелкие игрушки.
Стр. 13
2 неделя.
Игра «Построим мостик».
Цель: Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюизенера, закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый»(равный) по длине, «шире», «уже». Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать воображение, логическое мышление, речь. Организовать коллективную сюжетно-ролевую игру. Развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищей.
Оборудование: наборы разноцветных палочек (полосок, на ковре или на столе изображение длинной извилистой реки, ширина которой изменяется или превращается в ручейки, игрушки (машины разного размера, люди, животные).
Стр. 14
3 неделя.
Игра «Дорожки для матрешки».
Цель: Закрепить знания эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь. Познакомить с такими понятиями. Как «больше». «меньше», «самая маленькая», «меньше чем», «больше чем».
Оборудование: матрешки разного размера (игрушки или силуэты, в сарафанах разного цвета, наборы палочек или полосок.
Стр. 15».
4 неделя.
Игра «Угадай-ка».
Цель: Развивать умение устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, умение выделять определенный признак. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь.
Оборудование: наборы палочек Кюизенера, волшебная коробочка, чудесный мешочек.
Стр. 16
Январь.
3 неделя.
Игра «Разложи по цвету».
Цель: Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память. Развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками. Развивать речь.
Оборудование: наборы палочек или полосок, обручи (красный, синий, желтый, голубой, силуэты цветных человечков.
Стр.. 16
4 неделя.
Игра «Один, много, ни одного».
Цель: Закрепить количественные представления один –много –ни одного. Развивать логическое мышление, внимание.
Оборудование: красные и розовые палочки, чудесный мешочек, маленькая коробочка (можно от спичек).
Стр. 17
Февраль.
1 неделя.
Игра «Лесенки».
Цель: Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.
Оборудование: наборы палочек Кюизенера.
Стр. 18
2 неделя.
Игра «Башенки».
Цель: : Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.
Оборудование: наборы палочек Кюизенера.
Стр. 19
3 неделя.
Игра «Найди ошибку».
Цель: Закреплять название цвета. Развивать умение сопоставлять предметы по цвету и размеру.
Оборудование: наборы палочек Кюизенера.
Стр. 19
4 неделя.
Игра «Лесенка для котенка».
Цель: Закреплять название цвета. Развивать умение сопоставлять предметы по цвету и размеру.
Оборудование: наборы палочек Кюизенера, игрушка котенок.
Стр. 19
Март.
1 неделя.
Игра «Грибная полянка».
Цель: Закрепить понятие «столько же».
Оборудование: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант, на подносах раздаточный материал на каждого ребенка, например, грибы.
Стр. 20
2 неделя.
Игра «Найди палочку».
Цель: Закрепить понятие «столько же».
Оборудование: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант, на подносах раздаточный материал (мелкие игрушки).
Стр. 21
3 неделя.
Игра «Размести пассажиров».
Цель: Закрепить понятие «столько же».
Оборудование: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант, мелкие игрушки или предметные картинки с изображением животных, человечков.
Стр. 22
4 неделя.
Игра «Подбери пару».
Цель: Закрепить понятие «столько же».
Оборудование: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант, карточки с кружками, геометрическими фигурками разного количества.
Стр. 22
Апрель.
1 неделя.
Игра «Подбери такую же фигуру».
Цель: Развивать логическое мышление, внимание.
Оборудование: наборы палочек Кюизенера.
Стр23».
2 неделя.
Игра «Разноцветные коврики».
Цель: Развивать логическое мышление, внимание.
Стр24
3 неделя.
Игра «Конструирование геометрических фигур».
Цель: Закрепить знания у детей о геометрических фигурах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник.
Оборудование: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант, образцы геометрических фигур.
Стр. 24
4 неделя.
Игры – конструирование
Цель: Упражнять в различении и названии цвета палочек.
Оборудование: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант).
Стр. 25».
Май.
3-4 неделя.
Игра «Разноцветные палочки».
Цель: Закрепить знание цветов. Создать эмоциональный настрой от совместной игровой деятельности.
Оборудование: комплект разноцветных палочек Кюизенера, картинки с изображением контура домика.
Стр. 36
Используемая литература Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ».