Светлана Вахрушева
Программа Азбука здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
«А З Б У К А З Д О Р О В Ь Я»
Ребёнок уже с раннего возраста, взаимодействует с взрослыми, становится субъектом физкультурно-оздоровительной деятельности.
С изданием новых «Федеральных государственных образовательных стандартов» (ФГОС) к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников» утвержденных Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155.
Публикация «Программа Азбука здоровья» размещена в разделах
Требуется найти новое, обогащенное содержание физических упражнений, двигательных заданий, специализированных методов, чтобы они обеспечили накопление и широкое применение субъектного опыта дошкольников в процессе физкультурно – оздоровительной деятельности.
На основе изучения научно – методической литературы, анализа практики здоровьесберегающей работы с детьми дошкольного возраста, причин и тенденций, препятствующих укреплению их здоровья и освоению элементарной физкультурно – оздоровительной деятельности, а также потребностей семей и МКДОУ мы разработали программу
«Азбука здоровья».
Программа предназначена для детей от 2 до 7 лет.
Цели:
1. Сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья детей.
2. Создание условий для воспитания и обучения детей всех категорий здоровья.
3. Объединение и сосредоточение усилий всех сотрудников ДОУ и семьи на задаче сохранения и укрепления здоровья детей.
Задачи:
-способствовать формированию у детей необходимых представлений о себе, своём теле, двигательных действиях, способов пищевого поведения, культуре отдыха и гигиенической, способах заботы о своих жизни и здоровье,
- содействовать формированию элементарных навыков физкультурно – оздоровительной деятельности : культурно - гигиенических, двигательных, навыков отдыха,
- обеспечивать развитие ребенка как субъекта физкультурно – оздоровительной деятельности : учить проявлять интерес и положительное отношение к себе, к своему физическому «я», физической культуре и здоровью, проявлять двигательную активность, самостоятельность, инициативу,
Программа предусматривает организацию физического и валеологического процессов в детском саду и семье в определенной методической последовательности,
которая включает:
- диагностику уровня физического и нервно – психического развития ребенка, состояния его здоровья совместно с поликлиникой,
-проектирование оздоровительного маршрута, включающего: режим, питание, закаливание, физическое развитие, повышение иммунитета, проведение лечебно – профилактических мероприятий совместно с родителями,
-мониторинг уровня элементарных представлений о себе, своём здоровье, физической и гигиенической культуре, навыков физкультурно – оздоровительной деятельности и уровня отношения ребенка к ней, степени активности, самостоятельности и инициативности,
-планирование индивидуального образовательного маршрута, включающего: объём физической и интеллектуальной нагрузки,
-осуществление консультативной деятельности, содержащей оказание помощи в вопросах физического и психического развития ребенка, укрепления его здоровья, методики организации двигательной деятельности, проведения непосредственной образовательной деятельности, закаливания и др.
Нормативное правовое обеспечение программы
1. Закон РФ» Об образовании» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155.
3. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г № 44/25
4. Сан ПиН 2.4.1.3049- 13. от 15.05.2013 № 26
Программно – методическое обеспечение
В своей работе до настоящего времени мы использовали следующие программы.
1. Программа «Здоровье с детства» Казаковцева Т. С.
2. Пособие Л. И. Пензулаева Физкультурные занятия с детьми
3. Пособие Л. Д. Глазырина Физическая культура дошкольникам.
4. Пособие Л. И. Пензулаева Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста
5. Оздоровительно – развивающая программа по танцевально – игровой гимнастике «Са-Фи-Данс Е. Г. Сайкиной и Ж. Е. Фирилёвой
Физическое развитие детей.
Цель: формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Система физкультурно-оздоровительной работы.
1. Создание условий.
2. Система двигательной активности.
3. Система профилактическо - оздоровительных мероприятий.
4. Система рационального питания:
- выполнение режима питания
- калорийность питания
- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов
- гигиена приема пищи
- индивидуальный подход к детям во время приема пищи
- правильность расстановки мебели
5. Мониторинг
Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы.
1. Создание условий для двигательной активности детей:
- гибкий режим
- непосредственная образовательная деятельность
- создание условий (оборудование спортзала, спортивных уголков в группах)
- индивидуальный режим пробуждения после дневного сна
2. Система двигательной деятельности и система психологической поддержки:
- утренняя гимнастика
- прием детей на улице в теплое время года
-физкультурные и музыкальные занятия
- двигательная активность на прогулке
- физкультура на улице и подвижные игры
- Динамические паузы на занятиях
- Гимнастика после дневного сна
- физкультурные досуги, забавы, игры
- спортивно-ритмическая гимнастика
- оценка эмоционального состояния детей с последующей коррекцией плана работы
3. Система закаливания:
- утренний прием на воздухе в теплое время года
- облегченная форма одежды
- ходьба в спальне босиком до и после сна
- проветривание
- воздушные ванны
- обширное умывание
- полоскание рта
- обтирания
4. Организация рационального питания
- введение овощей и фруктов в обед и полдник
- выполнение режима питания
- калорийность питания
- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов
- гигиена приема пищи
5. Мониторинг уровня физического развития, состояния здоровья :
Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.
1. Закаливание: воздушное, водно – солевое, сон без маек.
2. Витаминизация
3. Массаж
4. аромотерапия
5. Профилактика простудных заболеваний (люголизация, чеснокотерапия, лукотерапия, оксолиновая мазь)
6. Обучение точечному массажу, самомассажу.
7. Упражнения по охране зрения
8. Профилактика нарушений осанки, плоскостопия
9. Гимнастики: оздоровительная, коррегирующая, артикуляционна, дыхательная.
Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые в ДОУ
виды здоровьесбе-
регающих педагогиче-
ских
технологий время
проведения
в режиме дня особенности методики
проведения ответственный в ДОУ
1 2 3 4
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
физкультми-
нутки во время образовательной деятельности, в течение 2-5 мин, по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и др. в зависимости от вида деятельности воспитатели
подвижные и спортивные игры В рамках реализации образовательной области «Физическая культура». В спортивном зале, на прогулке, спортплощадке, групповой комнате. Ежедневно во всех возрастных группах. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем проведения. Используются элементы спортивных игр. воспитатели
инструктор по ФИЗО
Релаксация В любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей. Во всех возрастных группах можно использовать спокойную классическую музыку (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, звуки природы. воспитатели
инструктор
педагог – психолог
Пальчиковая гимнастика С младшего возраста индивидуально или с подгруппой. Ежедневно. рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время воспитатели учитель- логопед
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3 – 5 минут, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, начиная с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал все педагоги
Дыхательная гимнастика После утренней гимнастики, сна, подвижных и спортивных игр с высокой степенью подвижности обеспечить проветривание помещения, проинформировать детей об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры ___
Коррегирующая гимнастика Ежедневно после дневного сна в течении 10 -15 мин форма проведения различна: упражнения на кроватях, ходьба на ребристых дощечках, легкий бег из спальни в группу (с разницей температуры в помещениях) воспитатели
Технологии обучения ЗОЖ
Игры В рамках реализации образовательной области «Физическая культура. На спортивной площадке или в зале 3 раза в неделю Непосредственно образовательная деятельность организуется в соответствии с программой. Перед этим зал хорошо проветрить и сделать влажную уборку. воспитатель
инструктор
Игротерапия Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных педагогом задач Игра может быть организована незаметно для ребенка посредством включения педагога в игровую деятельность воспитатели
педагог- психолог
Самомассаж
После утренней гимнастики Объяснить ребёнку серь1зность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред организму воспитатели
Точечный массаж проводится в преддверии эпидемии (осенью и весной). В любое удобное время начиная со среднего возраста Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями. Используется наглядный материал или показ педагога
Коррекционные технологии
Сказкотерапия Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных педагогом задач Технология используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку могут рассказывать педагог или дети. воспитатели
педагог-психолог
Музыкальное воздействие Перед сном и после сна, в процессе различных видов детской деятельности. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя все педагоги
Психогимнастика Проводится индивидуально по показаниям в течение 25-30мин проводится по специальной методике воспитатели – педагог -психолог
Список литературы
1. Береснева, З. И. Здоровый малыш : программа оздоровления детей в ДОУ,
Р. Г. Казаковцева – М., 2004.
2. Микляева, Н. В. Инновации в детском саду: пособие для воситателей Н. В. Микляева. – М. : Айрис – пресс, 2008.
3. Овчинникова Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ – СПб. ,2006.
4. Осокина Т. И. Физкультурное и спортивно – игровое оборудование для ДОУ - м., 1999.
5. Журнал Инструктор по физкультуре, № 4/2010., № 5/2012.,№ 6/2012.
6. Казаковцева Т. С. Технологии оздоровительно-образовательной работы с детьми : учеб. – метод. пособие: в 2ч Ч. 1 – Киров: изд –во ВятГГУ, 2007.
7. Старковская, В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. – М. ,1999.