Ольга Ясевич
Профориентационная работа в условиях дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Профориентационная работа в условиях
дополнительного образования
Слайд 1 Профориентационная работа в условиях
дополнительного образования
Ясевич О. В., зам. директора по УВР МУДО «Сланцевский ДТ»
11.10.2021 г.
Слайд 2 Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни
Как мы уже слышали в предыдущих выступлениях, традиционно первыми помощниками детей при выборе дальнейшего жизненного пути являются родители, большая роль отводится дошкольным и школьным организациям.
Публикация «Профориентационная работа в условиях дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Вместе с тем не последнее место в этой работе занимают и организации дополнительного образования, в которых усиливается вариативная составляющая общего образования.
Слайд 3 Задачи профориентационной работы :
1. формировать у обучающихся осознанный подход к выбору профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого;
2. активно включить обучающихся в процесс самоопределения на основе профессиональных проб;
3. оптимизировать систему взаимодействия школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями района;
4. обеспечить педагогическое сопровождение обучающихся по их профессиональному самоопределению.
Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации, также наши организации способны не только удовлетворить, но и развить потребности и интересы ребенка, создать условия для самореализации, самопознания и самоопределения личности, помочь определиться личностно, социально и профессионально.
Слайд 4 Особенности дополнительного образования :
доступность
многопрофильность
вариативность программ
Представляя опыт работы дома творчества, в первую очередь хочу акцентировать внимание на особенностях нашей организации:
ДОСТУПНОСТЬ. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен в первую очередь на повышение доступности качественного дополнительного образования детей. ДТ принимает всех желающих, без специального отбора, из различных категорий (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, из семей, находящихся в социально-опасном положении, дети с девиантным поведением).
Слайд 5 многопрофильность
Направленность Количество обучающихся
Художественная 812
Социально-педагогическая 173
Физкультурно-спортивная 73
Техническая 212
Туристско-краеведческая 59
Естественнонаучная 51
ИТОГО ОБУЧАЮЩИХСЯ: 1380
МНОГОПРОФИЛЬНОСТЬ. ДТ реализует программы по 6 направленностям, представленным на слайде, по которым занимаются 1380 обучающихся.
Слайд 6 Вариативность программ
«Стартовый уровень» - ознакомление обучающихся с начальными основами выбранного вида деятельности, развитие интереса к овладению им
«Базовый уровень» - освоение базовых знаний, умений, навыков в выбранном
виде деятельности, формирование готовности выполнять действия по образцу,
творческие задания и обогащение ценностно-смысловой сферы ребенка
«Продвинутый уровень» - овладение теоретическими знаниями и практическими навыками
в выбранном обучающимися виде деятельности, готовность к продуктивной
самостоятельной творческой работе (исследовательской и проектной, самоопределение
в выбранном виде деятельности, в том числе профессиональном
ВАРИАТИВНОСТЬ программ по уровням сложности:
- стартовый предполагает минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы,
- базовый предполагает освоение специализированных знаний и языка,
- продвинутый обеспечивает доступ к сложным (узкоспециализированным) разделам программы. Обучение по программам продвинутого уровня в последствии может стать будущей профессией обучающегося
Слайд 7
Современная жизнь меняется очень стремительно. Большим «новшеством» в нашей работе и большим подспорьем стало внедрение информационной системы «Навигатор дополнительного образования детей Ленинградской области», где представлена единая база программ различных направленностей. Каждый родитель, ребенок имеет возможность увидеть и выбрать ДОП, подать заявку на широкий спектр ДОП и позволяет практически каждому найти дело по душе.
Слайд 8-9 Фото занятий
Наиболее подробно остановлюсь на программах, ориентирующих на различные профессии, на примере самой востребованной на сегодняшний день художественной направленности.
Все реализуемые дополнительные общеразвивающие программы содержат профориентационный компонент. Так, к примеру, музыкальная подготовка на занятиях вокалом предоставляет возможность целенаправленной профессиональной ориентации обучающихся на музыкальные специальности,
хореография, программы декоративно-прикладного направления создают условия для раннего самоопределения и творческой самореализации обучающихся в различных видах деятельности - танца, обучение вокалу, игре,
художественной фотографии, иллюстратор, журналист и т. п.
Освоение программ технической направленности ориентирует обучающихся на такие профессии, как инженер, технолог, плотник, механик, слесарь, строитель, техник и многие другие. Программа «Юный сварщик» помогает полнее и глубже получить знания о значении и применении металла сегодня, о профессиях, связанных с ними, адаптироваться в условиях производства.
Впервые в этом учебном году реализуются новые ДОП для обучающихся 6-10 классов «Технология моды», это компетенция, демонстрирующая навыки создания одежды. Технические навыки, связанные с данной компетенцией включают в себя проектирование, разработку лекал, навыки раскроя и технологию изготовления готовой одежды.
ДОП «Основы художественного дизайна» поможет раскрыть творческий потенциал и развить художественное видение окружающего мира, познакомиться с трудом дизайнера, художника – конструктора, архитектора, народного мастера, научиться разрабатывать эскизы, планировать свою творческую деятельность, работать над проектами оформления интерьера, а также определиться с выбором будущей профессии.
Выбор профессии не является конечным результатом дополнительных общеобразовательных программ, но дает возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Слайд 10 Мини-пробы по профессиональным компетенциям
Учебные занятия Массовые, творческие мероприятия Самопрезентация
Изготовление творческого продукта
Выступление в роли инструктора
Исполнение обучающимися обязанностей работника на его рабочем месте Праздники
Театрализованные представления
Интеллектуальные игры
Познавательные игры
Профориентационные экскурсии
Мастер-классы Конкурсы разного уровня
Выставки
Защита проекта
Профессиональные пробы происходят :
1. на учебном занятии:
- обучающийся учится создавать продукт своего творчества
– когда обучающийся выступает в роли инструктора
- при исполнение обучающимися обязанностей работника на его рабочем месте
2. Все мы знаем эффективность воздействия игры - подростки вовлекаются в игру в качестве волонтеров, советчиков и судей, пробует себя в различных ролях - декоратора, режиссера, дизайнера, создателя спектакля, артиста и пр.
Слайд 11-12 Фото конкурсов выставок и др.
3. Участвуя в конкурсных мероприятиях разного уровня и направления (выставка, концерт, защита проекта) обучающиеся представляют продукт своего творчества.
Профориентационная работа не только ориентирована на конкретный результат, но и направлена на формирование общечеловеческих ценностей, развитие коммуникативных качеств обучающихся. Участие в конкурсах, массовых мероприятиях способствует формированию у обучающихся активной жизненной позиции, сознательному отношению к труду, приобретению уверенности – качеств, необходимых в любой сфере профессиональной деятельности.
Педагог дополнительного образования в рамках своей должности выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, оказывает консультативную помощь родителям в пределах своей компетенции.
Кроме того специалисты ДТ принимают участие в районных профориентационных мероприятиях :
- для обучающихся ориентированных на педагогическую профессию
- конкурс «Профессия в кадре»
- реализация профильных курсов для высокомотивированных обучающихся (математика, русский язык)
- фестиваль исследовательских проектов
Слайд 13
Обучающиеся 6-11-х классов имеют замечательную возможность участвовать в профориентационном проекте «Билет в будущее», входящий в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», который теперь предназначен не только для учащихся, но также для родителей и учителей. Родители, например, смогут пройти тесты, чтобы узнать, совпадают ли их ожидания с карьерными устремлениями детей.
Все желающие смогут пройти «примерочную профессий» — это различные тесты, викторины, виртуальный тур по мультимедийной выставке. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Результатом деятельности по заявленной теме считаем поступление обучающихся в средние и высшие учебные заведения, работа по выбранному направлению: хореографы, работники культуры, музыканты, фотомастера.
Слайд 14 Перспективы
В перспективе положительные результаты принесут методологии сопровождения, наставничества и «шефства». Индивидуальная форма работы позволит на более глубоком уровне оказать поддержку обучающемуся в выбранном виде деятельности.
Слайд 15 Благодарю за внимание!