Сафия Егорова
Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Фитнес для детей в детском саду»
Подготовила:
воспитатель Егорова С. Х.
г. Щелково, 2021.
1. слайд
Не секрет, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит» (телевидение, гаджеты, интернет). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Проблема здоровья подрастающего поколения стала очень актуальной.
Публикация «Опыт дополнительного образования „Фитнес для детей в детском саду“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Фитнес для детей
- Темочки
По результатам устного опроса родителей и анкетирования была выявлена необходимость дополнительной деятельности по физическому развитию детей.
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в нашем детском саду, был организован кружок детского фитнеса, так как занятия детским фитнесом помогают разностороннему развитию: улучшают память и внимание, скорость реакции и координацию движений. Он безопасный, получить травму на занятиях практически невозможно, нет физического напряжения и психологического давления, как в спортивных секциях. Занятия детским фитнесом больше подходят для неокрепшей психики малышей, так как дети находятся в равных условиях и могут проявить свой потенциал на занятиях.
Основная цель кружка — воспитание у дошкольников интереса к активной двигательной деятельности.
2 слайд
Следующим этапом стало составление рабочей программы. Я была всерьё з озадачена: чем привлечь и заинтересовать моих малышей? Основным источником на которые я опиралась стала методическое пособие Сулим Е. В «Детский фитнес», а так же я изучила информацию в интернет ресурсах. Меня заинтересовали степ-платформы и фитболы. Так как на основных занятиях по физическому воспитанию степ платформы и фитболы используются очень редко, в основном для игр, но степ-аэробика и фитболы приносят огромную пользу для физического развития. Степ- аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, помогает выработать хорошую осанку. А проведение занятий с фитболами решает целый комплекс задач: развитие двигательных движений; обучение основным двигательным действиям; развитие и совершенствование координации движений; укрепление мышечного корсета; улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем; нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития; улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов; устранение венозного застоя; улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; развитие мелкой моторики и речи; адаптация организма к физической нагрузке.
Для себя я решила, что на дополнительных занятиях ребята получат и пользу, и яркие эмоции.
В основе программы лежит фитнес-методика, позволяющая расширить и разнообразить работу с детьми дошкольного возраста по развитию основных физических качеств и музыкально-ритмических способностей.
3 слайд
Цель программы – обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребёнка через специально организованную, оптимальную для всех дошкольников и для каждого ребенка физическую нагрузку.
Задачи:
-оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
-совершенствовать физические способности (развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скорость, силу, координацию);
-развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности;
-развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно сосудистую и нервную системы организма;
-создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
-воспитывать умении выражать эмоции, раскрепощённость;
-повышать интерес к физкультурным занятиям.
4 слайд
Принципы реализации программы
В основу реализации программы положены следующие принципы: сознательности и активности участников образовательного процесса; доступности и постепенности увеличения нагрузок; систематичности и регулярности; направленности на различные группы мышц; комплексного подхода; успешности каждого ребенка; сотрудничества «воспитатель – инструктор по физической культуре – ребенок»; психологической комфортности.
Методы работы с детьми:
- игровой метод;
- метод сравнения - наглядная демонстрация образцов правильного и неправильного;
-владения исполнительскими навыками;
- метод звуковых и пространственных ориентиров;
- метод активной импровизации;
- метод коммуникативного соревнования;
- метод упражнения (многократные повторения музыкально-ритмических и танцевальных движений).
Целевая аудитория: программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Оптимальный объем группы – 25 человек.
Продолжительность программы и периодичность занятий: программа рассчитана на два учебных года. Общее количество часов в год – 64 ч. Продолжительность занятий для детей 3-4 лет– 25 минут, для детей 5-7 лет30 минут.
Периодичность занятий – 2 раза в неделю после дневного сна.
5 слайд
Чтобы разнообразить занятия и сделать их интересными для детей, в программу была включена:
Зверобика – аэробика подражательного характера, веселая и интересная маленьким детям; развивает воображение и фантазию.
Беби топ - упражнения на укрепление свода стопы, незаменимые для детей с развивающим плоскостопием.
Лого-аэробика – физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостишей; развивает координацию движений и речь ребенка.
Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Их проведение решает целый комплекс задач: развитие двигательных движений; обучение основным двигательным действиям; развитие и совершенствование координации движений; укрепление мышечного корсета; улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем; нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития; улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов; устранение венозного застоя; улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; развитие мелкой моторики и речи; адаптация организма к физической нагрузке. Фитбол-гимнастика всегда проходит на повышенном эмоциональном подъёме детей, что является эффективным методом их мотивации.
Стэп-аэробика – это аэробика с использованием любой подставки, имитирующей ступеньки, прохождение которых способствует развитию координации, выносливости, ловкости. Высота ступеньки определяется следующим образом : ребенок должен безбоязненно подниматься на ступеньку, заскакивать на нее с легкостью, спускаться с доски с помощью одного шага, стоять на ней уверенно.
Стрэйтчинг – это система статических растяжек. Любое движение нашего тела – это растяжка: глубокий вдох, улыбка, наклоны, перегибы корпуса. Гибкость нашего тела – это наша молодость, а молодость и здоровье следует беречь с детства. Не интенсивность, а систематичность упражнений – вот ключ к успеху при занятиях стрэйтчингом.
Игровой самомассаж, массаж в парах является одной из основ закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью.
Перед самомассажем необходимо разогреть ладони растиранием друг о друга до появления в них тепла. Делая самомассаж, ребёнок воздействует на весь организм в целом с полной уверенностью в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивающее у него позитивно-ценностное отношение к собственному телу.
Дыхательные упражнения включены в каждое занятие. Важно научить ребёнка дышать носом, а не ртом. Обучая детей правильному дыханию, необходимо прежде всего добиться, чтобы они делали глубокий выдох. Это важно для максимальной вентиляции альвеол лёгких. Через эти упражнения укрепляются мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Каждое упражнение имеет название, связанное с каким-либо образом и чаще всего с произнесением звуков на выдохе. Эти упражнения очень интересны детям, они выполняют их с удовольствием.
Упражнения с предметами позволяют укрепить разные группы мышц, развить ловкость, внимание, повысить гибкость. Дети сами выбирают вид упражнений, взрослый направляет движения детей, выполняет страховку при сложных упражнениях, рекомендует те или иные упражнения.
Подвижные игры создают атмосферу радости, способствуют эффективному комплексному решению задач оздоровления, и поэтому имеют место на каждом занятии.
6 слайд
Принцип построения занятий такой же, как и занятий по физическому воспитанию. Строго соблюдаются три части: вводная, основная, заключительная. Пик нагрузки приходится на середину основной части, а к концу — постепенно снижается. Практически всё занятие проходит под музыку — это стимулирует ребёнка к выполнению движений и создаёт благоприятный эмоциональный фон.
Вводная часть. Вводная часть – занятия направлена на организацию занимающихся, сосредоточения их внимания, формирование эмоционального и психологического настроя. Это достигается с помощью специальных упражнений: различные виды ходьбы, бега, прыжков, а так же заранее разученных комплексов по аэробике и степ аэробики.
Основная часть. Основная часть включает силовую тренировку. Она способствует наращиванию мышечной массы. Силовая тренировка включает упражнения с предметами (гантели, жгуты, обручи, скакалки, упражнения на степ платформе, с атлетическими мячами, с мячами для фитбола, подвижные игры, спортивная гимнастика.
Заключительная часть. Цель заключительной части занятия – восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения, игровой стрейчинг, упражнения на релаксацию.
7 слайд
Для решения задач по физическому развитию необходимы совместные усилия педагогов и родителей. Однако большинство современных родителей, к сожалению, не являются для ребенка положительным примером в ведении здорового образа жизни и не имеют представления, что такое детский фитнес.
Педагогам важно сотрудничать с родителями с целью их просвещения в вопросах физического воспитания и оздоровления детей. Основными условиями для тесного сотрудничества и установления благоприятных взаимоотношений должны стать взаимная заинтересованность трех сторон «инструктор – педагог -родитель» в достижении цели здоровьесбережения. На это направлена деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения.
Для просвещения родителей я проводила в группах родительское собрание «Что такое детский фитнес», выкладывала консультации для родителей о фитнесе на сайте детского сада. Проводила открытое занятие. Мастер класс для родителей. Дети посещали с удовольствием кружок «Детский фитнес»