Получи документы

Профилактика речевых нарушений

Елена Румянцева
Профилактика речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы

Детям раннего возраста (1,5-2,5) с целью профилактики речевых нарушений и тем, у кого значительно снижена подвижность речевых органов нужно проводить пассивные упражнения т. е. такие упражнения, которые выполняются руками взрослого на речевых органах ребенка. Они знакомят детей с органами речи (губы, зубы, язык, мышечными ощущениями при движениях ими подготавливают их к выполнению самостоятельных упражнений. Пассивные упражнения выполняются медленно, ритмично 3-4 раза.

К ним относят:

1. Растягивание губ в улыбку одним-двумя пальцами снизу или сверху;

2. Собирание губ трубочкой;

Публикация «Профилактика речевых нарушений» размещена в разделах

3. Поочередное или одновременное приподнимание и оттягивание углов рта;

4. Подтягивание верхней губы для открытия верхних зубов и десен;

5. Оттягивание нижней губы нижних зубов и десен;

6. Поднятие кончика языка или других частей языка к небу за верхними зубами с помощью взрослого;

7. «Маятник» - ритмичное движение языком ребенка влево-вправо, который захватывается стерильной марлевой салфеткой или большим и указательным пальцами взрослого, одетым в напальчник.

Пассивные упражнения выполняются медленно, ритмично повторяясь 3-4 раза ежедневно.

Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

1. «Трусливый птенчик» - широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычек-«птенчик» следит в гнездышке и не высовывается.

2. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

3. «Обезьяна» - челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

4. «Сердитый лев» - челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произношением звука а, сложение – с шепотным произношением.

5. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

6. «Дразнилки» - широко, часто открывать рот и произносить – па-па-па

Тренировка губных мышц.

1. «Улыбка- трубочка» - вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

2. «Пятачок» - вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу

3. «Рыбки разговаривают» - хлопать губами друг о друга. Если губы совсем слабые – сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту. Удерживать губами карандаш, пластмассовую коробочку, марлевую салфетку.

Упражнения для губ и щек.

1. Покусывание, похлопывание, растирание щек.

2. «Сытый хомячок» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. «Голодный хомячок» - втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулаком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения на развитие мышц языка.

На начальном этапе выполнять упражнения несколько раз в день по 3-5 упражнений, чтобы не утомлять ребенка. Упражнения могут быть неподвижными на удержание заданного положения языка или ритмически повторяющимся, развивающимся координацию и способность переключаться с одного движения на другое.

1. «Лопаточка» - широкий расслабленный язык неподвижно лежит на нижней губе в течении 5 – 10с. Стараться не допускать его дрожания или изменение положения.

2. «Иголочка» - напряженный, прямой, суженный по краям язык высунуть вперед и удерживать в этом положении 5 - 10с, не давая языку расшириться и не помогая ему зубами и губами. Если не удается сузить язык, можно пошевелить им поочередно в левую и в правую стороны, чтобы добиться напряжения мышц. Затем остановиться и попробовать удерживать язык узким и напряженным. Поочередное высовывание языка «Лопаточка» и «Иголочка» без помощи зубов и губ.

3. «Часики» - узким языком поочередно дотягиваться до правого и левого углов рта. Выполнять упражнения в медленном темпе, с усилием, можно под счет 4 – 5 раз.

4. «Качели» - широкий язык прижать к верхней губе. Будто стараясь дотянуться им до носа, затем наоборот, тянуться к подбородку, прижимая язык к нижней губе. Если у ребенка не получается прижимания языка к верхней губе, взрослый может помочь ему механически.

5. «Змейка» - узкий, напряженный язык, как при «иголочке», ритмично выдвигать вперед и снова убирать в глубь рта. Движения выполнять ритмично, с усилением, в медленном темпе, будто стараясь дотронуться языком до какого-то предмета (повторять 4 – 5 раз). При выполнении не придерживать язык губами.

6. «Лошадка» - рот открыть, широкий язык присосать к небу до появления щелчка, затем достать языком медленно и сильно, растягивать подтянутую связку.

Игровые дыхательные упражнения.

1. «Подуй в трубочку» - сделать глубокий вдох через нос, слегка задерживать дыхание, затем плавно и длительно подуть в «трубочку» из вытянутых губ и просунутого между ними языка насколько хватит взятого воздуха. При выполнении упражнения не допускается производить вдох ртом, а при выдохе раздувать щеки. Для большей наглядности при выполнении упражнения можно дуть на занавеску из легкой ткани или узкую полоску бумаги, прикрепленную на чем-либо по направлению воздушной струи.

2. «Попади ваткой в ворота» - соорудить широкие «ворота» из детского конструктора «Лего», перед ними положить небольшой кусочек ваты. Затем, слегка наклонившись чтобы воздух попадал под ватку, длительно и плавно подуть вперед, чтобы ватка вошла в «ворота» (при необходимости менять направления воздушной струи). По мере тренировки упражнения можно усложнить, постепенно сужая «ворота».

Публикации по теме:

Проблема профилактики и ранней диагностики речевых нарушений Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений Слайд 2. Тема: «Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений» Слайд 3. «Движения руки всегда тесно связано с речью.

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста .

Использование Лего Дакта в коррекции речевых нарушений Современное развитие общества и уровень технических средств, способствует разработке и успешному внедрению инновационных технологий в педагогический.

Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений В последние годы увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. А любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое.

Памятка для воспитателей II младшей группы. Профилактика речевых нарушений. Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством.

Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей Письменная консультация для родителей Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей. Все родители, чей ребёнок.

Профилактика нарушений голоса у педагогов Человеческий голос — уникальный акустический феномен, результат сложных анатомо-физиологических процессов. Главное значение голоса состоит.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Развитие дыхания в коррекции речевых нарушений Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия в работе с детьми с речевыми нарушениями. Цель дыхательных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика речевых нарушений
Опубликовано: 18 января 2017 в 19:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Елена Румянцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД