Елена Румянцева
Профилактика речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Детям раннего возраста (1,5-2,5) с целью профилактики речевых нарушений и тем, у кого значительно снижена подвижность речевых органов нужно проводить пассивные упражнения т. е. такие упражнения, которые выполняются руками взрослого на речевых органах ребенка. Они знакомят детей с органами речи (губы, зубы, язык, мышечными ощущениями при движениях ими подготавливают их к выполнению самостоятельных упражнений. Пассивные упражнения выполняются медленно, ритмично 3-4 раза.
К ним относят:
1. Растягивание губ в улыбку одним-двумя пальцами снизу или сверху;
2. Собирание губ трубочкой;
Публикация «Профилактика речевых нарушений» размещена в разделах
3. Поочередное или одновременное приподнимание и оттягивание углов рта;
4. Подтягивание верхней губы для открытия верхних зубов и десен;
5. Оттягивание нижней губы нижних зубов и десен;
6. Поднятие кончика языка или других частей языка к небу за верхними зубами с помощью взрослого;
7. «Маятник» - ритмичное движение языком ребенка влево-вправо, который захватывается стерильной марлевой салфеткой или большим и указательным пальцами взрослого, одетым в напальчник.
Пассивные упражнения выполняются медленно, ритмично повторяясь 3-4 раза ежедневно.
Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.
1. «Трусливый птенчик» - широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычек-«птенчик» следит в гнездышке и не высовывается.
2. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
3. «Обезьяна» - челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
4. «Сердитый лев» - челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произношением звука а, сложение – с шепотным произношением.
5. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
6. «Дразнилки» - широко, часто открывать рот и произносить – па-па-па
Тренировка губных мышц.
1. «Улыбка- трубочка» - вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
2. «Пятачок» - вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу
3. «Рыбки разговаривают» - хлопать губами друг о друга. Если губы совсем слабые – сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту. Удерживать губами карандаш, пластмассовую коробочку, марлевую салфетку.
Упражнения для губ и щек.
1. Покусывание, похлопывание, растирание щек.
2. «Сытый хомячок» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. «Голодный хомячок» - втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулаком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Упражнения на развитие мышц языка.
На начальном этапе выполнять упражнения несколько раз в день по 3-5 упражнений, чтобы не утомлять ребенка. Упражнения могут быть неподвижными на удержание заданного положения языка или ритмически повторяющимся, развивающимся координацию и способность переключаться с одного движения на другое.
1. «Лопаточка» - широкий расслабленный язык неподвижно лежит на нижней губе в течении 5 – 10с. Стараться не допускать его дрожания или изменение положения.
2. «Иголочка» - напряженный, прямой, суженный по краям язык высунуть вперед и удерживать в этом положении 5 - 10с, не давая языку расшириться и не помогая ему зубами и губами. Если не удается сузить язык, можно пошевелить им поочередно в левую и в правую стороны, чтобы добиться напряжения мышц. Затем остановиться и попробовать удерживать язык узким и напряженным. Поочередное высовывание языка «Лопаточка» и «Иголочка» без помощи зубов и губ.
3. «Часики» - узким языком поочередно дотягиваться до правого и левого углов рта. Выполнять упражнения в медленном темпе, с усилием, можно под счет 4 – 5 раз.
4. «Качели» - широкий язык прижать к верхней губе. Будто стараясь дотянуться им до носа, затем наоборот, тянуться к подбородку, прижимая язык к нижней губе. Если у ребенка не получается прижимания языка к верхней губе, взрослый может помочь ему механически.
5. «Змейка» - узкий, напряженный язык, как при «иголочке», ритмично выдвигать вперед и снова убирать в глубь рта. Движения выполнять ритмично, с усилением, в медленном темпе, будто стараясь дотронуться языком до какого-то предмета (повторять 4 – 5 раз). При выполнении не придерживать язык губами.
6. «Лошадка» - рот открыть, широкий язык присосать к небу до появления щелчка, затем достать языком медленно и сильно, растягивать подтянутую связку.
Игровые дыхательные упражнения.
1. «Подуй в трубочку» - сделать глубокий вдох через нос, слегка задерживать дыхание, затем плавно и длительно подуть в «трубочку» из вытянутых губ и просунутого между ними языка насколько хватит взятого воздуха. При выполнении упражнения не допускается производить вдох ртом, а при выдохе раздувать щеки. Для большей наглядности при выполнении упражнения можно дуть на занавеску из легкой ткани или узкую полоску бумаги, прикрепленную на чем-либо по направлению воздушной струи.
2. «Попади ваткой в ворота» - соорудить широкие «ворота» из детского конструктора «Лего», перед ними положить небольшой кусочек ваты. Затем, слегка наклонившись чтобы воздух попадал под ватку, длительно и плавно подуть вперед, чтобы ватка вошла в «ворота» (при необходимости менять направления воздушной струи). По мере тренировки упражнения можно усложнить, постепенно сужая «ворота».