Гниденко Нина
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мы, работники детских садов участвуем в воспитании детей особенно раннего возраста, принимая немалые усилия, чтобы первые шаги в общество проходили менее болезненно. Для этого наша задача чтобы дети проявляли свою индивидуальность - способность воспринимать прекрасное, любить, выражать мысли, память, моторику, воображение, речь.
Поэтому в воспитании детей используем элементы фольклора - сказки, песни, потешки, поговорки, загадки, считалки, прибаутки, уговорки, припевки. Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они разнообразны по содержанию.
Публикация «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» размещена в разделах
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Задача воспитателя помочь новичкам преодолеть стресс и успешно адаптироваться в детском саду.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.
Элементы фольклера способны корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему я стараюсь, чтобы потешки сопутствовали во всей жизни малышей, настраивали их на позитивный лад.
Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку, отвлечься и успокоиться.
И тогда я использую в работе уговорушки, потешки для новичков:
***
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший,
Ванечка – пригожий!
***
Кто тут плачет,
Ой – ой – ой!
Говорят, сынишка мой?
Нет, не плачет мой сынок,
Зря вы говорите!
Улыбается уже – посмотрите!
Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, петушка, собачку, сопровождая её движениями, чтением потешки. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесённая потешка порой помогает быстрее установить контакт с ребёнком. На все случаи жизни мы можем найти их в книгах и применить:
«Петушок, петушок, золотой гребешок….»
или
«Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись…»
или
«Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка …».
Ещё во время приёма детей я использую пальчиковые игры. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей. Перебираю пальчиками ребенка и приговариваю:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот – наш малыш,
А зовут его – имя ребенка.
Ребенок посматривает то на меня, то на свои пальчики. Прислушивается к словам потешки, веселеет. Все дети реагируют на потешки по разному: одни ребята принимают участия в потешке (перебиранием пальцев, некоторые не заинтересованы; тогда пробую привлечь их к играм в сопровождении потешек ( сажаю ребенка на лошадку и приговариваю:
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке).
Или :
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший,
Сашенька пригожий!
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя. Такие произведения малых фольклорных форм полны мелодичностью и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым, дети очень быстро их запоминают.
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались и одевались до и после сна, одевались и раздевались до и после прогулки с удовольствием, я решила прибегнуть к потешкам.
Так, во время умывания говорю:
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Помогает потешка и в процессе кормления. Если ребенок кушает плохо или без аппетита, я произношу:
Умница Дашенька (например,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую.
Мягкую душистую.
И дети, которые сначала отодвигали тарелки, отказывалась от еды, брались за ложку.
Не все дети охотно ложатся в кроватку, испытывая дискомфорт не домашнего уюта и отсутствия мамы (как правило такое поведение не редкость впервые дни пребывания ребёнка в детском саду, тогда я ласково, убаюкивающее напеваю:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Спят - поспят,
Всему миру спать велят.
Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, я приговариваю:
«Вот колготки, посмотри,
Они сшиты изнутри,
Ты, дружочек, не зевай,
Налицо их надевай…»
При раздевание после прогулки:
Мы во всём порядок любим,
Быстро раздеваемся.
Никогда не забываем
Мы одежду просушить,
Аккуратно в шкаф сложить.
Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие.
Ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам (например : поднимая упавшего сами приговаривают: “Не плачь, не плачь, куплю калач”).
Малыши не только слушают песенки, которые я пою, но и сами поют куклам.
С восторгом встречают игру “Коза рогатая” и уже знакомую “Ладушки”. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова народной потешки!
Скачет зайка маленький,
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создавая весёлое настроение. Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Сказки, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, помогают настроиться на конкретный речевой диалект. Сказку легко можно перевести в игру, игру – в песню. Поэтому очень часто в гости к детям приходят сказочные герои (Жихарка, Баба-Яга, лиса, волк) и герои народных поверий (Домовёнок Кузя, Лесовичёк, Водяной, Русалочка). Сказки на занятиях рассказываются с показом кукольного (пальчикового, настольного) театра.
О праздниках и обрядах можно рассказывать детям с помощью кукол. В играх-драматизациях, дети пытаются самостоятельно распределять роли, передавая характер героев (походку, жесты, интонации,
поют за Петушка: «Несёт меня Лиса, за тёмные леса ….»;
за Лису: «Петушок, Петушок, золотой гребешок», за Козу: «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь…».
Это повышает интерес к данным занятиям, даёт представление о традиционной культуре своего народа, помогает разнообразить музыкально-фольклорную работу.
Разумеется, сказки оказывают своё влияние на ребёнка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени воспринимает гармонию слов.
Много времени у меня уходит при подготовке к занятиям, что бы создать благоприятную эмоциональную атмосферу, для этого использую музыкальное сопровождение, чтение потешки, речевая импровизация сказки. Замечаешь реакцию, настроение детей на занятиях и их участие.
Делаем вывод, что формы подачи фольклора очень разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа