Антонина Григорьева
Профилактика профессионального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила педагог-психолог
МАДОУ ЦРР д/с «Мальвина»
Григорьева А. Г.
Практическое занятие:
Профилактика профессионального выгорания
Цель занятия: профилактика эмоционального выгорания, обучение методам снятия стресса.
Профессия воспитателя чрезвычайно стрессогенная и требует больших психических затрат. Чтобы предупредить выгорание, педагогу необходимо научиться:
1) Осознавать симптомы психического стресса;
Публикация «Профилактика профессионального выгорания» размещена в разделах
2) Управлять своим эмоциональным состоянием;
3) Знать приёмы саморегуляции и преодоления первых симптомов стресса на работе.
1. Разминка: передать движение по кругу.
Цель упражнения: создание тёплой атмосферы в группе, снятие напряжения, настройка на взаимодействие.
Передать движение по кругу.
Участники выполняют простые действия по очереди (по кругу) :
1) хлопки; сочетание хлопков, топота и хлопков по коленям;
2) поворот головы и взгляд в сторону соседа;
3) положить руку на плечо соседа;
4) передача рукопожатия.
Передать движение по кругу: при помощи мимики и жестов передавать по кругу воображаемый предмет (розу, кирпич, котёнка и т. п.). После выполнения упражнения, участники, начиная с последнего, говорят о том, какой предмет они получили.
2. Основная часть. «Восточный рынок»
Цели:
- снизить чувство напряжённости благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и теперь»;
- обратить внимание участников друг на друга, объединив их соревнованием в партнёрских отношениях.
Ресурсы: комната, позволяющая свободное передвижение участников, лист бумаги, ручка/карандаш на каждого игрока.
Время: 10 минут
Ход упражнения
- С какими ассоциациями связываете вы словосочетание «Восточный рынок»?
(Крики, запах еды и пряностей, яркость, буйство красок, бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже)
- Замечательно! Так вот, именно на такой рынок мы с вами и попадём через несколько минут. Но сначала нам необходимо подготовиться.
Каждый получает лист бумаги и ручку. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем на две половинки. Их в свою очередь опять сгибаем пополам и разрываем. Получили по четыре куска бумаги. Их тоже складываем и разрываем. Теперь у каждого восьмушки листа в руках. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно напишем своё имя и фамилию. Теперь каждую записку сложим текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты.
(Горка записок, сложенных в центре комнаты, тщательно перемешивается тренером.)
- Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый подойдёт к куче записок и произвольно вытянет восемь штук.
Затем, в течение 7 мин., вам придётся уговорами, спорами, путём обмена…найти и вернуть себе – купить – все восемь листков с вашим именем. Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросов нет?
Начали!
…Игра начинается. Она сопровождается активнейшим контактом между игроками, криками, смехом и т. д. Тренер время от времени поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трёх победителей игры.
Итоги упражнения:
- что вам понравилось, а что – нет в прошедшей игре?
- какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений, «агрессивный маркетинг», взаимный обмен, попытку обмануть партнёра?
- попытайтесь теперь назвать имена товарищей, которые вам удалось запомнить!
3. Экспресс – приё мы снятия эмоционального напряжения:
Техника дыхания. (ЙОГА) 4Х4Х4
Вдох 4 секунды, задержка 4 секунды, выдох 4 секунды.
«Замок»
Сложите руки в «замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение кистей.
Улыбнитесь! (при улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении) Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд.
4. Упражнение «Комплименты»
Цель: развитие вербальных коммуникативных навыков, эмпатии, умения выражать положительные эмоции.
Все участники по-очереди (по кругу) говорят друг другу комплименты или продолжают фразу: «Мне нравится в тебе)
5. Итог
Притча «О мудреце и хитреце»
Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.
- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?
- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.
- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мёртвая? – спросил хитрец и подумал: «Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму ладонь и выпущу её».
Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:
- Всё в твоих руках.