Анна Савчук
Игра-тренинг для педагогов «Профилактика психоэмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
- Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки. Для того, чтобы вам была ясна цель нашего занятия окунемся в историю.
Вступление
Итак, Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.
Публикация «Игра-тренинг для педагогов „Профилактика психоэмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.
Самомотивация
Я приглашаю сюда тех, кто испытывает, что то подобное или хотел бы сберечь себя от этого состояния. Мне нужно 8 участниц.
Упражнение – «Энергизатор»
Я рада вас всех приветствовать. Для того, чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.
- «Постройтесь по росту», - «По размеру обуви», - «По цвету глаз начиная от светлых» (от светлых до темных, - по алфавиту отчества, - по дате рождения.
Вопросы для обсуждения упражнения:
Что помогло быстрее построиться?
Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т. д. ?
Вывод: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.
Прежде чем объявить вам цель нашей встречи хочу показать небольшой опыт.
Приглашаю вас присесть (участницы уже делятся на 2 команды пока садятся, стулья стоят вокруг 2 столиков на которых тоже есть вода, стакан, гуашь, кисточка, блеск, трубочки). Проведём опыт. Перед вами стакан с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая.) С каким вашим внутренним состоянием можно сравнить? Мысли? Чувства? Эмоции? Настроение? Вам нравится, когда внутри вас все спокойно. (Что нам может помочь в этом.) Добавляем блеск, теперь что происходит с нами? (Блеск радости и счастья, говорит блеск в глазах) Нравится нам это состояние? (что нам может помочь в этом.) Объявляется цель занятия-тренинга:
Цель нашего занятия — создать модель, которая помогла сохранить наше психологическое здоровье.
Я приглашаю вас в творческую мастерскую (педагоги садятся вокруг стола, на котором стоит соль). Смотрите, на столах насыпана соль. Для чего ее можно использовать? Мы сейчас попробуем соль жизни превратить в радость. Сосредоточьтесь на несколько секунд на этом вопросе и подумайте (можете закрыть глаза, с помощью каких цветов смогли бы отразить свое эмоциональное состояние. Сейчас мы будем создавать вашу радугу настроений.
Перед вами соль и разноцветный мел. Выберите первый цвет для соли, который что-то напоминает, о вашем ощущении сейчас. (Дополнительно вы можете выбрать уже готовую окрашенную соль.) Насыпаем немного соли на листок и начинаем ее окрашивать мелом, высыпаем в бутылку, только делайте это очень аккуратно, чтобы не перемешать слои соли, иначе вместо радуги в бутылке у вас получится соль грязно - коричневого цвета. Продемонстрируйте свой шедевр. Посмотрите внимательно на радугу в своей бутылочке (баночке) и скажите, что приходит вам в голову, когда вы на неё смотрите - ассоциации. Имеет ли это с вашими ощущениями внутренним состоянием, что-то общее?
Как вы думаете, с помощью каких методов мы попытались изменить ваше настроение? (Соль, цветной мелок, краски - это методы арт-терапии или творчества.) Трудно бывает понять, а тем более выразить словами то, что чувствуешь – зато более легко изложить в творчестве, к тому же это снимает накопленное психическое напряжение, помогает успокоиться или просто сосредоточиться. У вас отлично это получилось.
Нас ждет второе испытание
Инструкция: Перед нами таз с рыбками. У вас есть удочки ваша задача – пока звучит музыка наловить в ведро как можно больше рыбок. Музыка смолкает вы подходите к аквариуму. Делаем все быстро, а то рыбки задохнуться без воды. Подходим к аквариуму и выпускаем только тех рыбок, которые будут являться для нас запасами сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям, то что помогает сохранить свою жизнестойкость. Осталось угадать, как можно назвать всех этих рыбок в аквариуме? Это наши ресурсы. Каждому человеку нужны ресурсы – это источники запасов сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям, то что помогает сохранить свою жизнестойкость.
Вывод: Вот так символическим языком мы попытались сегодня построить некую модель нашего психологического здоровья. Нам всем вместе это удалось сделать в такой непринуждённой форме!
Рефлексия: Давайте по кругу выскажем своё мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас (каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения).
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали, чему научились? Над чем вы задумались?
Как это пригодиться в будущем?
Ведущий подводит итог: умение снимать свое психологическое и эмоциональное напряжение, позитивное мышление, осознание и развитие своего ресурсного состояния, а также положительные эмоции, которые мы сегодня получили от встречи могут помочь нам ощутить себя лучше, поднять наше настроение и самоощущение. Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.
Упражнение «Аплодисменты» (2мин)
Цель: поднять настроение и на позитиве завершить занятие в эмоциональном плане
Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Я подхожу к любому участнику нашей тренинговой группы и начинаю аплодировать. (Зал помогайте – молодчины же участницы столько преград преодолеть и сохранить позитив.) Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.