Галина Манюкова
Методическая разработка занятия для педагогов «Коррекция синдрома профессионального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми.
На языке психологии труда данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к реципиентам, потеря интереса к работе и к жизни.
Публикация «Методическая разработка занятия для педагогов „Коррекция синдрома профессионального выгорания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги. По степени напряженности нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.
По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.
Цикл занятий по коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов «Путь к гармонии» - важное и необходимое средство психологической помощи и поддержки педагогов и ориентирована на оказание помощи педагогу в решении вопросов личностного благополучия, на обучение навыкам восстановления своих сил через овладение способами психической саморегуляции и на активизацию внутренних ресурсов личности.
Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его причинами, стадиями, способами профилактики.
Задачи тренинга:
• познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;
• обучить способам психической саморегуляции;
• снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;
• содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
• сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.
Ожидаемые результаты.
• овладение умениями и навыками психической саморегуляции (анкеты-отзывы; наблюдение; групповое интервью).
• снижение уровня психического выгорания (Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей до и после тренинговых занятий; модифицированная методика САН в форме протокола «Успешность занятия» до и после каждого тренинга; анкеты-отзывы).
• активизация личностных ресурсов (анкеты-отзывы);
• улучшение настроения и самочувствия (анкеты-отзывы модифицированная методика САН в форме протокола «Успешность занятия» до и после каждого тренинга, наблюдение).
Способы и средства проверки ожидаемых результатов
• диагностика уровня психического выгорания (методика К. Маслак модифицированная Н. Е. Водопьяновой «Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей» на первом и на последнем занятии);
• диагностика уровня эмоционального напряжения (модифицированная методика САН в форме протокола «Успешность занятия» до и после каждого тренинга);
• анкеты-отзывы;
• групповое интервью.
Форма проведения: лекция с элементами тренинга, входная диагностика.
Оборудование: опросник «Психологическое выгорание», тест «Состояние вашей нервной системы», листы бумаги А 4, простые карандаши, ручки, музыкальный центр, диски с инструментальной музыкой.
Вводная часть.
Ведущий: представляет себя, называет цель и план занятия, сообщает необходимую дополнительную информацию участникам.
Упражнение 1. «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарии для ведущего.
Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать. Также это упражнение может использоваться для сплочения группы.
Упражнение 2. «Представление»
Правила групповой работы.
- обращаться друг к другу по имени.
- принимать себя и других такими, какие они есть
- быть искренним
- избегать оценок друг друга
- все, что делается в группе, делается на добровольных началах
- активное участие в происходящем
- уважение говорящего
- каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово
- конфиденциальность всего происходящего
- общение по принципу «здесь и сейчас»
Для начала, мы немного с Вами разомнемся. Мы все давно друг друга знаем, но возможно, мы что-то упускаем самое важное в каждом из нас. Предлагаю каждому по очереди назвать свое имя и положительную профессиональную черту, начинающуюся на первую букву вашего имени.
Мини-лекция
«Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»
(презентация)
Слайд 2
Синдром профессионального выгорания – это состояние физического, эмоционального и психологического истощения, проявляющееся в профессиях «человек-человек». СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, менеджеров, врачей – всех, чья деятельность невозможна без общения.
Слайд 3, 4
Выделяют три основные стадии развития выгорания :
1. Нервное (тревожное) напряжение (легкая форма). Его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера (дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента)
2. Резистенция, т. е. сопротивление (затяжная форма, когда человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
3. Истощение (хроническая форма) истощение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Слайд 5
Внешние факторы, провоцирующие выгорание
• специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы)
организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам.
Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе : однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Слайд 6
Внутренние факторы
коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации
ролевой и личностный фактор (индивидуальный) : тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Слайд 7
Типы личности, которым угрожает СЭВ
"педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолютной, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе)
Слайд 8
"демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы
Слайд 9
"эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительных людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
Слайд 10
Синдром эмоционального выгорания имеет
следующие проявления
- чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
- дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
- негативное самовосприятие в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).
Слайд 11
Физические симптомы
Резкое повышение утомляемости
Хроническая усталость
Головные боли
Восприимчивость к изменениям внешней среды
Изменение артериального давления
Астения (бессилие, слабость)
Ограничение движений в шее, боли в спине
Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость
Увеличение или потеря веса
Одышка
Бессонница
Половая дисфунцкия
Слайд 12
Эмоциональные
Пессимизм
цинизм
чёрствость
безразличие
агрессивность
раздражительность
тревога, чувство вины
Слайд 13
Поведенческие симптомы
• желание отдохнуть
• безразличие к еде
• оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств
Слайд 14
Интеллектуальное состояние
падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам
Слайд 15
Психоэмоциональное истощение не должно достигать критических значений!
Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, с которыми работает педагог, циничного отношения к труду и объектам труда.
Редукция профессиональных достижений – возникновение у работника чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознания неуспеха в ней.
Ослабление защиты организма – проявление СЭВ в виде соматических заболеваний (все болезни от нашего эмоционального состояния).
Слайд 16
Рекомендации педагогам
для профилактики и устранения "выгорания"
- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
- проще относиться к конфликтам на работе;
- не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Слайд 17
Естественные способы регуляции организма
длительный сон
вкусная еда
общение с природой и животными
баня, массаж, движение, танцы
музыка
Слайд 18
Саморегуляция
- смех, улыбка, юмор;
– размышления о хорошем, приятном;
– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
– наблюдение за пейзажем за окном;
– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
– вдыхание свежего воздуха;
– чтение стихов;
– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Слайд 19
Тест «Состояние вашей нервной системы»
(К. Либельт)
Инструкция. Обведите кружочком одну из четырех цифр в графах справа напротив описания каждого симптома в зависимости от того, как часто вы обнаруживаете этот симптом у себя.
№ п/п Симптом Нет Редко Да Очень часто
1. Часто ли вы бываете раздражены, нервничаете, ощущаете беспокойство? 0 3 5 10
2. Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение? 0 2 3 6
3. Часто ли вы быстро устаете? 0 2 4 8
4. Страдаете ли вы повышенной чувствительностью к шуму, шороху или свету? 0 2 4 8
5. Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворенности? 0 2 3 6
6. Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей? 0 2 4 8
7. Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением? 0 2 3 6
8. Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подергивание в суставах? 0 2 4 8
9. Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание? 0 2 4 8
10 Страдаете ли вы от зуда? 0 2 3 6
11 Необходимо ли вам в вашей профессиональной деятельности быть «на высоте»? 0 2 4 8
12 Часто ли вы бываете в плохом настроении, проявляете агрессивность? Быстро ли вы теряете самообладание? 0 2 4 8
13 Копите ли вы неприятности в себе? 0 2 4 8
14 Ощущаете ли вы недовольство самим собой и окружающим миром? 0 2 4 8
15 Курите ли вы? 0 2 5 10
16 Бывают ли у вас неприятности? Мучают ли страхи? 0 2 4 8
17 Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе? 0 2 4 8
18 Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие? 0 2 4 8
Слайд 20 Обработка результатов. Сложите обведенные цифры.
0 – 25 – эта сумма может вас не беспокоить. Однако все – таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.
26 – 45 – поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы можете сделать для вашего организма.
46 – 60 – ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.
60 и более баллов – ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.
ПРИТЧА ПРО СТАКАН
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"
- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос вдругом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?
- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т. е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
Упражнение 3. «Оставь свой след».
Педагоги на листе обводят фломастером свою ладонь, пишут на ней свое имя и передают по кругу соседу справа. Участники пишут на полученных ладошках добрые слова и пожелания человеку, листок которого пришел к ним. Каждый в конце получит свою ладошку, которую затем можно вырезать.
Упражнение 4. «Аквариум»
Цель: знакомство.
Задачи: зарядить группу энергией.
Время:10 мин.
Материалы: ватман, листы А4, ножницы, карандаши (фломастеры, клей.
Ход упражнения:
Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 5 - 6 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.
На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана, которая является образом аквариума.
В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности, кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.
Вопросы для обсуждения:
1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
2. Возникали ли у вас затруднения при рассказе?
3. Какие чувства вы при этом испытывали?
Упражнение 5. “Список эмоций”
Ведущий: с помощью этого упражнения давайте посмотрим, умеем ли мы понимать эмоции каждого члена коллектива невербальными средствами общения.
Каждому раздаются слова, обозначающие эмоции (написать на карточках). Затем по одному выходят и изображают эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию и так до последнего.
Вопросы для обсуждения:
• Какое слово было труднее всего показать?
• У всех ли было одинаковое выражение лица при изображении эмоции? Почему?
• Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (Привести пример.)
Упражнение 6 “Ассоциации”
Цель: осознание и принятие своих чувств; работа с негативными чувствами; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
Каждой группе участников раздаются листы А4 с написанным слово «Работа». Задание:
• Напишите какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”.
Ведущий вслух читает все ассоциации и выявляет каких больше негативных и позитивных.
Слайд 21 Экспресс оценка выгорания.
Экспресс оценка В. Бойко
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».
Количество положительных ответов подсчитайте
1 2 3 4
1 Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен да нет
2 Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности, я сделал (а) бы это без промедления да нет
3 Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры да нет
4 То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики) да нет
5 На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д. да нет
6 Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т. д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты», которые использую мысленно да нет
7 С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной да нет
8 О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое да нет
9 Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям да нет
10 За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое да нет
Посчитайте количество положительных ответов
Оценка результатов
0-1 балл- синдром выгорания вам не грозит
2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел
7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
Релаксация: под музыку
Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты, тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес… Вас окружают великолепные цветы, издающие не- обыкновенный аромат. Пригнитесь к одному из них и вдохните его запах — это аромат нежности. Теперь ваша душа будет наполнена нежностью. Двигайтесь дальше по тропинке… К вам подбежал котенок. Он трется у ваших ног и призывно мурлыкает. Возьмите его на руки и погладьте. Как приятно чувствовать теплый, пушистый комочек в своих руках! Ваше сердце наполняется лаской. Вот котенок спрыгнул с ваших рук и исчез. Вы идете дальше… Перед вами дерево, на котором созрели диковинные фрукты, они такие сочные, спелые. Вы не в состоянии удержаться от соблазна попробовать один фрукт, ведь он созрел именно для вас. Вы откусываете маленький кусочек и чувствуете очень приятный вкус. Ваша душа наполняется щедростью, которой поделилось с вами это необыкновенное дерево. Вот вы подошли к беседке, увитой растениями. Присядьте на скамью, отдохните. Вокруг летают бабочки, поют диковинные птицы. Насладитесь этой красотой… Перед вами на столе стоит кувшин. Для вас в нем припасен нектар мудрости. С каждым глотком ваш разум наполняется мудростью. Вы идете дальше. И вот вашему взору открывается водоем. Вода в нем прозрачная и теплая-теплая. Вам так хочется окунуться в нее. Вы с удовольствием входите в воду и ощущаете, как она делится с вами своим спокойствием… Накупавшись вдоволь, вы выходите из воды, и солнышко нежно ласкает вашу кожу своими лучами. Оно дарит вам свою любовь. Вы чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулки. Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, щедростью, мудростью, спокойствием, любовью… Пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь через сад обратно… В конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку. В нем находится то, чего вам недоставало для полного счастья… Пусть все то, чем поделился этот дивный сад, останется с вами. Сделайте глубокий вдох. Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.
Выводы
Заботьтесь о свом психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.