Елена Жаркова
Профилактика профессионального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика профессионального выгорания.
Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Термин характеризует психическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентом, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Эмоциональному выгоранию способствуют следующие личностные установки, которые особенно присуще педагогам и воспитателям.
- мне нельзя ошибаться;
Публикация «Профилактика профессионального выгорания» размещена в разделах
- я должен быть сдержанным;
- я не имею права быть предвзятым;
- я обязан во всем быть примером для подражания.
Выделяют три основные стадии синдрома профессионального выгорания :
1. 1-я стадия. Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, повалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись в документацию и пр., сбои в выполнении каких-либо двигательных действий. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичья память» или «склерозом». Первая стадия может формироваться от 3-5 лет.
2. 2-я стадия. На этой стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями) : в этот период не хочется видеть тех с кем связывает тебя твоя работа. К концу рабочей недели нарастает апатия, появляются устойчивые соматические симптомы, такие как: спад энергии, головные боли по вечерам, сны без сновидений, повышенная раздражительность и т. д. эта стадия формируется от 5 до 15 лет.
3. 3-я стадия. На этой стадии происходит собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, постоянное ощущение отсутствия сил. На этой стадии педагогу гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.
Для работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов можно использовать разные методы и методики, но одним из более эффективных является метод арт-терапии. Как известно арт-терапия – это один из самых мягких и в то же время глубоких методов воздействия на состояние человека, особенно на эмоциональное состояние. Арт-терапевтические методы позволяют снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться, они не имеют ограничений и противопоказаний. Метод арт-терапии помогает развитию эмоциональной устойчивости педагогов и активизации внутренних ресурсов для сохранения и восстановления своих эмоциональных сил. В результате занятий возникают три основных эффекта:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
-эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
При выполнении заданий и упражнений от участников не требуется художественных способностей и навыков в изобразительной или другой творческой деятельности.
Пример одного упражнения.
«Радуга»
Материал: бумага для рисования формата А3, кисточки для рисования, акварельные краски.
Инструкция:
1-й этап: Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки.
Это упражнение повторяется 3 раза.
2-й этап: Нарисуйте радугу и себя, нарисуйте то, что вы сейчас представили. Взбираясь на радугу и съезжая с нее.
3-й этап: Расскажите о том, что вы нарисовали. Где вы на этом рисунке? Что означает для вас то, что вы нарисовали?
4-й этап: Расскажите, что вы увидели на рисунках других. Расскажите о своих впечатлениях.
5-й этап: Изменилось ли ваше внутреннее состояние? Каким образом? Что было самым приятным в вашей работе?