МААМ-картинки

Синдром профессионального выгорания

Ирина Ващенко
Синдром профессионального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы

Профессиональное выгорание

Подготовила педагог-психолог Ващенко И. С.

Процесс выгорания разворачивается постепенно и проходит несколько стадий:

1. Идеализация – это момент энтузиазма, когда мы с усердием беремся за работу, не выстроив адекватное отношение к ней. Это значит, что есть завышенные требования и ожидания от себя. Мы берем на себя слишком много и тащим это слишком долго.

Публикация «Синдром профессионального выгорания» размещена в разделах

2. Истощение – которое наступает как логический результат предыдущей стадии. Физические и моральные силы заканчиваются из-за чрезмерной и постоянной эксплуатации.

3. Включение защит – на этой стадии из-за постоянного сильного стресса психика активизирует защиты – начинается обесчеловечивание социальных контактов. Любые искренние отношения с другими людьми слишком тяжелы для истощенной психики. И человек начинает от них уклоняться – эмоционально, психологически, физически. Любой контакт воспринимается как плохо переносимый, раздражающий, лишний.

4. Усиление. На этом этапе чувства предыдущей стадии усиливаются и углубляются. Раздражение становится ненавистью, неприязнь – отвращением. И теперь невыносимы не только контакт и окружающие, а всё вокруг, человек словно отравлен жизнью и его от нее тошнит.

Но, неужели только наш энтузиазм и вера в свои силы становятся причиной выгорания?

Причины эмоционального выгорания

Конечно, все не так просто. Причины эмоционального выгорания можно поделить на три группы.

Первая из них – социально-психологическая. Она проявляется в давлении общества в виде стереотипов и ожиданий. Так, у каждого из нас есть навязанные извне представления о способе жизни, зарплате, результатах труда и качестве работы успешного члена общества

Другая группа причин связана с организацией рабочего взаимодействия. Когда труд организован так, что человек имея много ответственности, почти не имеет свободы и постоянно находится под давлением, тогда варианта у него два – либо поиск другой работы, либо постепенное эмоциональное выгорание.

И последняя группа причин, которые мы рассмотрим подробнее – индивидуально психологические, те, на которые мы способны влиять.

1. Отсутствие смысла. Мы можем заниматься тем или иным делом по разным причинам. Но если мы не видим в этом занятии личного смысла, то результатом может стать эмоциональное выгорание. И под смыслом здесь понимается не зарплата, социальный статус или самоутверждение. Смысл – это переживание личной ценности в том, что вы делаете. Одним словом, если в том, что вы делаете, вы переживаете смысл, если вы чувствуете, что то, что вы делаете, это хорошо, интересно и важно, если вы радуетесь этому и хотите это делать, то тогда выгорания не происходит. Но эти чувства не нужно путать с воодушевлением и энтузиазмом. Переживание смысла — это более скрытая от других, более скромная вещь.

2. Отсутствие верной мотивации. Очень часто происходит так, что мотивом нашей работы, является не интерес к самому процессу работы, а нечто другое. Это могут быть деньги, или неосознанное стремления к самоутверждению через власть, или что-то еще. Возьмем, например, человека, который пережил в детстве нищету. Тогда обеспеченная жизнь будет для него сверхценностью. Он может выбрать профессию, которая дает возможность заработка, но через некоторое время обнаружит, что, по сути, сам рабочий процесс его не интересует, что важна в этой работе только возможность обеспечения с ее помощью комфортной в материальном плане жизни. И тогда, чем больше мы работаем таким образом, тем больше своей жизни тратим впустую, на то, что нам не нужно, не интересно, а возможно и неприятно. Возникающее по этой причине эмоциональное выгорание даст возможность человеку переосмыслить собственную жизнь.

Если расширить этот тезис, то подобное отношение может касаться не только работы, но и жизни в целом. Когда мы ставим цель, и она становится для нас сверхценной. Когда все наше существование подчиняется лишь движению к ней. Тогда мы можем обесценить собственной процесс нашей жизни, не проживать жизнь, а пролетать мимо нее, стремясь к той или иной цели. Так наша жизнь превращается в средство достижение нашей сверхцели и теряет собственную ценность. Выходит, что время, отведенное мне, я не проживаю, а трачу лишь на ожидание будущего и погоню за чем-то. И, по сути, тогда эмоциональное выгорание затрагивает не только нашу профессиональную сферу, но всю нашу жизнь.

Практикум по профилактике СЭВ.

Упражнение «Просьба»

Участникам раздаются листочки бумаги на которых написано задание. Каждый из участников по очереди говорит: «У меня есть просьба. От кого она?». Другие участники могут сказать: «От меня!», когда им захочется, можно даже, чтобы это было 2-3 «Просящих». Суть игры в том, что «Просящие» не знают какая просьба, а «Исполнитель» должен выполнить просьбу по своему усмотрению.

Варианте просьб: «Пожалей меня, «Позлись на меня», «Сделай мне больно», «Сделай мне приятное», «Осчастливь меня», «Сделай мне подарок», «Развесели меня» и т. д.

Рефлексия. Участники делятся впечатлениями. Кем было выступать легче «Просящим» или «Исполнителями»? Какое чувство испытывали при выполнении задания.

Упражнение «Дайте слово подсознанию»

Инструкция: Сядьте удобно, закройте глаза. Вдох, выдох.

• Представьте, что вы гуляете по лесу. Опишите, какой это лес. Светит ли солнце? Идёте вы по тропинке или сквозь чащу? Хорошо ли вам здесь?

• Вы идёте дальше и видите в траве ключ. Какой он? Поднимите вы его или пройдёте мимо? Обрадовала вас находка?

• Вы двигаетесь дальше, перед вами забор. Какой он: высокий, низкий, из какого материала сделан?

• Вам надо перелезть через забор. Как вы это проделываете? Легко ли будет преодолеть препятствие?

• Вы идёте дальше и замечаете нору около тропинки. Большая она или маленькая? Заглянете ли вы внутрь? Вам интересно, какой зверь её вырыл?

• Вы выходите на берег реки. Представьте её очень отчётливо: какая там вода, скорость течения, дно. есть ли камни на дне? Как вы переправитесь на другой берег?

• Преодолев очередное препятствие, вы видите дом. Какой он (размер, декор и т. п. ?

• На двери висит табличка. На ней написано, что дом принадлежит. вам. Из чего она сделана и что за надпись?

• Вы открыли дверь и вошли в дом. Осмотритесь. Уютно ли вам здесь? Чистота или ужасный беспорядок? Сколько комнат в этом доме? Какие они? Назовите и опишите их.

• Вы поднялись на чердак. Как он выглядит? Что там хранится? Порядок или, может, полно хлама?

• Вы выходите из дома, идёте дальше – за холмом открывается вид на море. Какое оно? Спокойное или бурное, какая погода, светит ли солнце?

• Над морем летают чайки. Высоко или низко, рядом с вам и или далеко? Вы их слышите? Какие чувства вызывают у вас птицы?

• Вы видите корабль. Какой он, далеко ли от берега? Можете ли вы до него добраться? И вообще, станете ли вы это делать?

Интерпретация.

Лес – символическое отражение вашего детства и детских представлений о жизни. Чем радостнее вам в лесу, тем более позитивны ваши детские воспоминания; если же воображение нарисовало мрачную, пугающую картину, то, возможно, ваше детство было довольно трудным и прежние представления сказываются теперь на вашу жизнь.

Ключ - ваше отношение ко всему новому, что приносит жизнь. Если вы подняли ключ или обрадовались ему, значит, вы как минимум готовы принимать перемены.

Река – олицетворяет течение вашей жизни. Вспомните, насколько стремительным вам представлялся поток, насколько чиста в нём вода. Камни на дне символизируют трудности, которые вы преодолеваете с детства.

Забор – символ преград, которые подстерегают человека на жизненном пути. Обратите внимание, какой забор – символическая изгородь или великая Китайская стена.

Нора – ваше восприятие скрытой опасности. Если вы смело полезли в нору – вы безрассудный или чересчур любознательный человек.

Дом – это вы сами. Насколько вам там нравится, настолько же хорошо вам с самим собой. Те комнаты, которые вы увидели, - это наиболее важные аспекты жизни. Там, где вам нравится, - всё хорошо, если же в какой-то из комнат беспорядок, возможно, у вас проблемы в этой сфере.

Табличка на двери говорит о том, кем вы сами себя считаете (у кого-то написано имя, у других – все регалии и заслуги, у кого-то мелом просто нацарапано).

Чердак - метафора образования, культуры и разных навыков, привитых вам. Если там всё запущено, то, наверное, вы не знаете, зачем столько сил приложили когда-то, чтобы получить диплом.

Чайки – это ваши родственники. В идеале их довольно много и они украшают пейзаж. Если же назойливо кричат и чуть ли не бьют крыльями по лицу, вероятно, у вас напряжённые отношения с близкими. Полное отсутствие чаек на горизонте – тревожный сигнал одиночества.

Море – ваша чувственная сторона личности. По тому, насколько бурным вам представляется оно, можно судить, какие отношения с людьми вы любите: тихие и спокойные или всплеск эмоций, чувств.

Корабль – воплощение вашей главной мечты на сегодняшний день. Насколько она достижима и красива, определяется по тому, какой корабль и на сколько далеко от берега он находится.

И ещё. То, как вы перелезли через забор и переправились через реку, показывает, насколько легко вы преодолеваете препятствия. Если отвечали честно и у вас нет каких-то особенных страхов (вода или высота, то характер преодоления обоих препятствий будет одинаковый. Если в вашем воображении откуда ни возьмись, взялся помощник, материализовались мост, лодка или человек, значит. Вы мало рассчитываете на себя.

Публикации по теме:

О профилактике психологического выгорания педагогов Образование длиною в жизнь или Профилактика профессионального выгорания педагогов О. В. Троеглазова, Гурьевский район, Кемеровская обл..

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у воспитателей Педагоги в детском саду - это коллектив. Он может быть маленьким и большим, дружным и сплоченным, или наоборот. Как правило педагогический.

Профилактика эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов Цель: стабилизация психоэмоционального состояния педагогов. Задачи: • Повышение профессиональной компетентности; • Развитие гибкости, оригинальности.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ Психологический тренинг, направленный на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Цели: профилактика психологического здоровья.

Психологическая профилактика эмоционального выгорания Консультация для педагогов МБДОУ д/с № 17 " Золушка" «Психологическая профилактика эмоционального выгорания» Современная жизнь с ее трудностями.

Синдром профессионального выгорания у специалистов (педагогов), предоставляющих услуги детям с особенностями развития 1. В современных условиях вопросы изучения профессиональной пригодности специалистов, их адаптации к быстроизменяющимся требованиям трудовой.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: - знакомство с понятием.

Тренинг по преодолению профессионального выгорания «Помоги себе сам»Тренинг по преодолению профессионального выгорания «Помоги себе сам» ренинг по преодолению профессионального выгорания «Помоги себе сам» Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья педагогов,.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов. Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов. Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синдром профессионального выгорания
Опубликовано: 4 октября 2017 в 07:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Синдром профессионального выгорания» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ващенко (УИ 1205779) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД