Ирина Ващенко
Профилактика профессионального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое, психолого-педагогическое сопровождение профилактики профессионального выгорания педагогов в условиях детского дома
Е. Ю. Командирова, И. С. Ващенко
Кемерово, Кемеровская область
Профессия педагога относится к сфере профессий «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию эмоционального «выгорания». В настоящее время синдром эмоционального «сгорания» удостоен диагностического статуса.
Публикация «Профилактика профессионального выгорания» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания педагогической науки, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле – все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. От здоровья педагога во многом зависит и психологическое здоровье его воспитанников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов вызывает у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и «выгоранию». Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога.
Проблеме эмоционального выгорания педагогов в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом № 2» (М БОУ «Детский дом №2») уделяется особое внимание. Так как для выполнения профессиональных обязанностей, успешного ведения воспитательно-образовательного процесса воспитатели и специалисты детского дома должны обладать физическим и психологическим здоровьем, быть способными нести определенные нагрузки и обладать творческим потенциалом.
С целью выявления обозначенной проблемы у педагогических кадров детского дома в январе 2011 года психологами детского дома по заявке зам. директора по УМР и при участии руководителей методических объединений было проведено психологическое исследование. Педагогам была предложена анкета «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко.
Цель: определить наличие у педагогов и уровня сформированности синдрома эмоционального выгорания.
Результаты исследования показали наличие сформированного синдрома эмоционального выгорания у части педагогов.
Методической службой совместно с администрацией и профсоюзной организацией учреждения была разработана программа решения возникшей проблемы. Началом реализации комплексной работы явилось методическое объединение воспитателей и специалистов детского дома (МО) «Профилактика профессионального выгорания у педагогов детского дома». В программе МО было представлено:
-доклад (с демонстрацией презентации) «Профвыгорание, как педагогическая проблема». Отв. Командирова Е. Ю., зам. директора по УМР;
-самоанализ анкет. Отв. Юферева А. Л., руководитель МО;
-практикум «Пути преодоления профвыгорания педагогов». На практикуме с педагогами были проведены следующие занятия:
-«Современные педагогические технологии, предотвращающие выгорание». Отв. Юферева А. Л. ;
-«Симптомы выгорания. Пути преодоления». Отв. Ващенко И. С., педагог-психолог.
Занятия проводились в технологии Атр-терапии и тренинговом режиме.
В 2011-2012 учебном году данная работа получила свое продолжение. Для педагогов дополнительного образования по данной проблематике проведено МО практико-ориентированной направленности. На семинаре педагоги ДО познакомились с методами самодиагностики эмоционального состояния педагога (технологии Арт-терапии, сказкотерапии, приняли участие в психологическом тренинге (отв. Ващенко И. С., педагог-психолог).
Данная работа методических объединений педагогов и специалистов позволяет одновременно охватить весь педагогический коллектив (70 человек) и коллегиально решать задачи профилактики профвыгорания. Так, педагогами детского дома (в составе учебно-методического комплекса (УМК) «Я в современном мире») разработана программа «Профессионал». В неё включен модуль «Пути преодоления профессионального выгорания педагогов» по предупреждению профессионального выгорания и оптимизации деятельности педагогов детского дома. В рамках реализации модуля программы, психологи, медицинский персонал и социальные педагоги объединяют усилия по преодоления профессионального выгорания специалистов : участвуют в тематических консультациях, проблемных дискуссиях, мозговых штурмах, занятиях в сенсорной комнате.
Изучив проблемы педагогов, методическая служба, профсоюзная организация, администрация детского дома, осознали необходимость проведения серий оздоравливающих процедур на базе «Лечебно-оздоровительного Центра» (ЛОР) детского дома. В январе 2012 года проведена серия процедур (физио-лечение, фиточай, седативные ванны, занятия на тренажерах, кислородный коктейль и пр.) для двух групп педагогов с выраженным синдромом эмоционального выгорания.
Проблема профессионального выгорания возникает и решается не в один день и даже год. Поэтому администрация детского дома применяет разнообразные формы работы и, кроме методического, задействует разнообразные ресурсы. Так, например, по инициативе профсоюзной организации детского дома, один раз в квартал коллектив организует поездки на туристическую базу Кемеровской электротранспортной кампании (ООО «КЭТК», где педагоги участвуют в сезонных спортивных мероприятиях, отдыхают на природе. Поездки проходят при активном вовлечении педагогов-психологов детского дома, организующих сплочение коллектива, формирование единой команды единомышленников. Продумана и действует система морального и материального поощрения сотрудников. Успехи педагогов отмечаются на совещаниях при директоре, коллективных мероприятиях.
Данная система мер снижает тревожность, повышает настроение и стимулирует педагогов на успешное выполнение целей и задач воспитательно-образовательного процесса и экспериментальной деятельности.
Выработка путей преодоления, качественного мониторинга проявлений синдрома эмоционального выгорания педагогов детского дома ведется в сотрудничестве с научно-методическим центром (НМЦ) и Центром диагностики и консультирования (ЦДиК) города Кемерово. Большую помощь для наших сотрудников в выявлении синдрома и выработке индивидуальных рекомендаций по методике «ИДИКС» ИМАТОН оказала заведующая организационно-аналитическим отделом ЦДиК Кальмова Светлана Евгеньевна. Индивидуальные рекомендации, выданные специальной программой, направлены на самокоррекцию и снятие напряженности проявления синдрома.
Благодаря полученным отзывам и экспертным оценкам проведенных профилактических мероприятий, у сотрудников детского дома накопился достаточно позитивный опыт, который передается коллегам из других учреждений интернатного типа (УИТ, а также, учреждений профессионального образования. Так, 28 марта 2012 года на базе детского дома состоялось городское методическое объединение психологов города Кемерово. Нами был представлен опыт работы по методическому и психолого-педагогическому сопровождению профилактики профессионального выгорания педагогов в условиях детского дома. На практикуме коллеги-психологи ознакомились с современными методиками по профилактике синдрома эмоционального выгорания, включающими: «составление мандал», «гласс-арт», «изготовление оберегов».
Литература
1. Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учеб. пособие [Текст] / Е. М. Семенова. – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 341 стр.
2. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст] / К. Фопель. – М. : Генезис, 1999.- 234 стр.
3. Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст] / Н. В. Самоукина. – М. : Новая школа, 1993. – 235 стр.
4. Черникова, Т. В. Профессионально-личностная позиция педагога и руководителя образовательного учреждения: метод. Рекомендации [Текст] / Т. В. Черникова. – Волгоград: ВГПУ, 2002. – 145 стр.