Зинаида Приведенцева
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 4 класса
▼ Скачать + Заказать документы
«Дифференциация оптически сходных букв п-т»
Цель: Дифференциация оптических образов строчных букв п-т изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
• Коррекционно-образовательные : учить детей различать оптически схожие строчные буквы п-т ; закрепление навыков звукового анализа и синтеза; профилактика буквенных замен.
Публикация «Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 4 класса» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• Коррекционно-развивающие : развитие координации речи с движением; развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственные представления; внимание, памяти, воображения и мышления; мелкую моторику; развитие фонематического восприятия; навыки чтения и письма.
• Коррекционно-воспитательные : воспитывать у детей самоконтроль за речью; воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, желание помочь при затруднениях; воспитывать активность, стремление к получению положительных результатов, аккуратность.
• Здоровьесберегающая: активировать работу головного мозга, межполушарное взаимодействие, укреплять глазные мышцы.
Оборудование: печатные и прописные буквы П-Т, п-т, геометрические фигуры разного цвета, формы,
размера, листы картона, элементы букв, лесенка рефлексии, человечки, карточки с
буквами, тетради, ручки, мел, слова-загадки, мнемонические карточки, маркер,
массажные коврики.
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Психогимнастика.
Логопед : - Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Логопед : Сядет тот, кто правильно прочитает то, что записано на его карточке.
II. Основная часть.
1. Мобилизирующий этап. Кинезиологическая разминка.
• Но прежде чем приступить к выполнению заданий, выполним пальчиковую гимнастику «Полянка»
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки.
И катались по траве,
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали.
Мимо змеи проползали,
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха мать.
Дети прыгают, всеми пальцами по коврику.
Прокатывают ладони от оснований к кончикам пальцев.
Допрыгивают и ложатся ладонями на коврик.
Ползут ладонями, как змеи.
Гладят коврик ладонями поочередно.
Шла медведица спросонок,
А за нею медвежонок.
А потом пришли детишки,
Принесли в портфелях книжки. Переступают ребром ладони как косолапый мишка.
Идут вторыми и третьим пальцами. Сжимают и разжимают кулачки.
• Психологический настрой детей на занятие.
Наши ушки внимательно слушают.
Наши глазки внимательно смотрят.
Наши ручки не мешают, а помогают.
2. Тренировка оптических стимулов.
Дидактическое упражнение «Геометрический диктант»
А) Перед детьми листы белого картона, а в тарелочках – геометрические фигуры разного цвета, размера, формы.
Детям предлагается:
Найти красный большой круг и положить его в центре листа.
Найти синий маленький квадрат и положить его в правый верхний угол.
Найти желтый большой треугольник и положить его в левый нижний угол.
Найти зеленый большой квадрат и положить его в левый верхний угол.
Найти черный маленький треугольник и положить его в правый нижний угол.
Б) Самопроверка по образцу на доске.
3. Введение в тему занятия.
Логопед : Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради. (Дети записывают в тетради)
Логопед : Ваши глазки готовы к работе, они умеют внимательно смотреть и запоминать. А для чего нужно уметь внимательно смотреть и запоминать? (чтобы запомнить буквы, правильно читать и писать.)
Логопед : Сегодня у нас в гостях две буквы. Угадайте, какие?
Эту букву мы найдем,
Заглянув в дверной проем. (Буквы П)
Логопед : Найдите букву П и покажите. (печатные)
Молоток стучит: тук, тук.
Букве этой я старый друг. (Буква Т)
Логопед : Найдите букву Т и покажите. (печатные)
Логопед : Правильно, ребята. Вы угадали. Это печатные буквы П и Т, мы их можем встретить в книгах.
А как пишутся письменные буквы п - т. (Следующий ученик выходит к доске, записывает письменные буквы: п-т).
Я принесла вам большие письменные буквы п-т. Посмотрите на них, они почему-то грустные. (На буквах нарисованы грустные мордашки). Хотите узнать, почему? Они принесли письмо. Давайте прочитаем его.
«Дорогие ребята!
Нам очень грустно, потому что нас часто путают ученики. Вместо туфли напишут – пуфли, вместо пароход – тароход. Больше мы так не можем! Помогите нам!
Буквы П и Т»
4. Сообщение темы занятия.
Логопед : Все теперь понятно, почему наши буквы такие грустные. Чтобы они стали веселые, вы не должны их путать. Сегодня я научу вас различать буквы п-т.
5. Обучающий этап.
• Рассматривание и сравнение строчных букв п-т.
Логопед : Давайте внимательно посмотрим на эти буквы.
- Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)
- Чем они отличаются? (у буквы п – два элемента, а у буквы т – три).
• Применение мнемонического приема, облегчающего запоминания букв.
Логопед : А сейчас самый главный момент нашего урока. Я расскажу, как запомнить написание таких похожих букв. Будьте внимательны!
У буквы т – три элемента (выставляется карточка «т-3».)
У буквы п – два элемента (выставляется карточка «п-2»)
• Конструирование букв из элементов.
У каждого ученика на парте лежит конверт с элементами букв п и т вперемежку.
Инструкция: Сконструируйте из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах:
ТУМАН ПИЛА ПАРУС ТАРЕЛКА ПЕНАЛ
• Буквографика.
Дети с закрытыми глазами рисуют в воздухе рукой строчные буквы п и т.
6. Дифференциация букв п-т в слогах.
• Чтение слоговой таблицы.
• Игра «Волшебный ластик»
Логопед : Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стер в буквах п и т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек у букв.
Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.
В тетради у детей: пу, та, пат, пу, ты, пот, та, тет, пё.
• Дидактическое упражнение «Найди буквы среди других»
и н т к р п г ш т н к п ш и л н т р ш п
Логопед : Найдите буквы т и п среди других букв. Букву т подчеркнуть, букву п обвести в кружок.
7. Динамическая пауза.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки.
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем, как зайки
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули,
Отдохнули?
Отдохнули!
Логопед : А теперь я бы хотела узнать, как вы ориентируетесь в правой и левой сторонах пространства.
Возьмите правой рукой за левое ухо.
Левой рукой за правый локоть.
Правой рукой закрыть правый глаз.
Левой рукой дотронуться до правой коленки.
Нужно поднять руки вверх, если услышите звук П в словах, если услышите звук Т – присесть. Слова: ПУШКА, ТАНЕЦ, ТИР, ПАВЛИН, КРУПА, ТАНК. ТИГР, ПАРТА, СТУЛ, ЛАМПА, ДЕТИ.
8. Работа с карточками.
• Игра «Разведчики»
Логопед : Вам надо расшифровать слова.
С///УЛ //ОЛКА ША//КА БУФЕ/// С///ОЛ
Логопед : Определить, какое слово лишнее и почему. (Лишнее слово – шапка. Шапка – это головной убор, а все остальное – предметы мебели.)
• Игра «Путаница»
Логопед : Прочитать слова. Переставить местами буквы п-т. Записать получившиеся новые слова.
Тальто, тополок, паточки, тепух, таркеп, пулут, тяпница.
• Игра «Секретные агенты»
Логопед : Прочитайте слова на карточках и расшифруйте их.
3А2КИ 2 АЛЬ3О 2УХОВИК СА2ОГИ ША2КА БО3ИНКИ 3УФЛИ 2ЛА3ЬЕ
9. Гимнастика для глаз. Тренаж со зрительными метками по В. Ф. Базарному.
Логопед : Наши глазки устали? Давайте немного отдохнем.
На счет «раз» - квадрат.
На счет «два» - круг.
На счет «три» - треугольник.
На счет «четыре» - прямоугольник.
В различных равноудаленных участках кабинета фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки (геометрические фигуры). Логопед просит детей на счет «раз» быстро повернуться в сторону одной метки и зафиксировать взгляд на ней, на счет «два» дети поворачиваются и фиксируют взгляд на другой метке и т. д. Продолжительность гимнастики – 1,5 -2 минуты.
10. Работа с предложением.
Логопед : Запишите предложения, вставляя буквы п или т.
У Наташи ///ё//лые ///а//ки.
Таня //одме///ае/// //ол.
Де///и иду/// на ка///ок.
Па//а ку//ил ///ор///.
III. Итог.
Логопед : Вот и подошел к концу наш урок.
1. Какие буквы вы учились сегодня различать?
2. Сколько элементов у буквы т? Как вы это запомнили? (т – три элемента)
3. Сколько элементов у буквы п? Как вы это запомнили? (п – два элемента)
Логопед : Посмотрите, наши буквы сразу повеселели. Как вы думаете, почему?
Правильно. Мы научились их различать, и больше не будем путать их на письме.
Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие.