Каюмова Анна Михайловна
Профилактика манипулятивного поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Манипуляция - наиболее распространенный вид человеческого общения. В словарях оно трактуется как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом. Когда мы говорим, что ребенок манипулирует взрослыми, речь не идет о настоящей манипуляции. В этом возрасте малыш еще не может ставить себе цели "добиться контроля над поведением и мыслями другого человека", поскольку сам не всегда осознает свои поступки, не говоря уже о планировании действий.
Все дети манипулируют своими родителями и хорошо знают их слабые места.
Публикация «Профилактика манипулятивного поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Предпосылки к манипулятивному поведениюПоявление в семье маленького манипулятора становится следствием естественной для ребенка любви к повторениям. Если однажды у него получилось добиться чего-то подобным способом, он может использовать его много раз, до тех пор, пока будет получать желаемое.
Обучаясь общаться, ребенок нередко подражает поведению родителей и других окружающих его взрослых. У них он учится и приемам манипуляции. Например, мама обещает почитать еще одну сказку дочке, если она "разрешит" поставить горчичники. Такое общение с дошкольником практикуется почти во всех семьях. Оно не будет представлять опасности, если сопровождается уговорами, объяснениями и обсуждениями. Постоянное принуждение к принятию решений не будет благоприятствовать тому, чтобы ребенок научился договариваться с людьми.
Условием возникновения эгоизма является полное центрирование семьи на ребенке, готовность пожертвовать всем ради удовлетворения любых его желаний и прихотей. Второе условие - гиперопека. К трем годам ребенок способен выполнять некоторые действия по самообслуживанию. Если подоб-ного не происходит, он постепенно привыкает перекладывать "эту обязанность" на чужие плечи и удовлетворять свои желания за счет других любыми способами.
Правила поведения с ребенком-манипуляторомВ целях профилактики манипулятивного поведения ребенка в первую очередь нужно установить с ним дружеские отношения, соблюдая при этом некоторые правила. Так, родители должны быть лидерами в семье. Рассогласованность их действий плохо сказывается на психическом развитии детей, приводит к формированию неуверенности, тревоги и агрессии. За правило можно взять следующую схему: если ребенку нужно разрешение на что-либо, необходимо его получить у каждого из родителей. Тогда вместо манипулирования он будет искать способ убедить папу и маму выполнить его желание.
Важно научить ребенка прямо просить о том, что он хочет, а не прибегать к приемам манипуляции. Родителям нужно твердо держать свое слово: иногда дети манипулируют взрослыми, когда знают, что, надоедая уговорами достаточно долго, они могут "нет" превратить в "да". Такой способ манипуляции как прямой шантаж следует пресекать сразу.
В воспитании детей очень важна дисциплина как альтернатива манипуляции ребенка родителями. Различают внешнюю и внутреннюю дисциплину. Внешняя заключается в том, чтобы дети слушали родителей, а внутренняя основывается на выработке у ребенка самодисциплины.
Для внешней дисциплины характерны такие понятия, как "награда" и "наказание". Наказание зачастую подавляет чувства детей, вызывает агрессию, которая провоцирует повторное наказание. В итоге ребенок ста-новится неуверенным в себе, не чувствует поддержки. Родители ошибочно считают, что жесткое воспитание будет способствовать исправлению дошкольника, на самом деле поведение его будет только ухудшаться.
Ребенок должен чувствовать себя членом общества и ощущать безопасность. Только тогда родители смогут воспитывать его с помощью актуализирующей дисциплины, а не манипуляторской. При этом важно создать в доме благоприятную атмосферу, где ребенку спокойно и уютно. В этом случае он сможет нормально воспринимать определенные ограничения.
Один из способов справиться с детской манипуляцией (в т. ч. в виде капризов и истерик) - переключить внимание ребенка. Можно отвлечь его каким-то новым ярким предметом или предложить интересное занятие. Например, посмотреть диафильм, мультфильм или почитать любимую сказку, нарисовать картину. Взрослый также может рассказать ребенку стихотворение, потешку, вспомнить забавную пословицу или поговорку.
Еще один вариант - участие дошкольника в выбранном взрослым занятии (уборке квартиры, дежурстве, приготовлении пищи и т. д.). Когда он подключается к делам родителей, то ощущает свою нужность, приобщается к миру взрослых. Если выбирать занятие совместно, то дошкольник учится считаться с мнением окружающих его людей.
Взрослые могут сами подключиться к занятиям малыша, перестать на время быть строгим родителем, стать равноправным участником какой-нибудь детской игры. В качестве примера в приложении представлены некоторые "отвлекающие" игры, которые можно проводить дома.
Таким образом, четкая линия поведения родителей позволят установить с дошкольником дружеские отношения, помогут сформировать правильные модели поведения.
Игры для родителей по профилактике манипулятивного поведения у дошкольниковДорогие взрослые постарайтесь стать равноправным участником какой-нибудь детской игры. В качестве примера представляем вам некоторые "отвлекающие" игры, которые можно проводить дома.
"Утушка"Взрослый играет роль "утушки", а дети - утят, которые ходят за ним хвостиком. Он зовет их скороговоркой: "Быстрей, быстрей, утятки, Быстрей, быстрей, дикие перышки".
Утенок (или несколько утят) выстраиваются друг за другом и ходят вслед за утушкой по комнате, преодолевая различные препятствия (проползая под стульями, перелезая через диван, подражая кряканью утят и т. д.).
"Гуси летят"В этой игре взрослый выступает в роли водящего. Он называет различных птиц, которые летают: "утки летят", "лебеди летят" и т. д. После этих слов дети должны поднять руки и помахать "крыльями", если названная птица действительно летает. Но когда водящий говорит, например, "кошки летят", игроки стоят, не поднимая рук.
Тот, кто ошибается, отдает фант (принадлежащую ему вещь) и затем выполняет какое-либо задание (в соответствии с возрастом). Взрослому нужно называть только тех животных и птиц, которые известны детям.
"Суша и вода"Ведущим может быть как взрослый, так и ребенок. К участию привлекаются также и другие члены семьи. Когда ведущий произносит слово "суша", игрок или игроки прыгают вперед, когда ведущий говорит слово "вода", игроки делают шаг назад. По желанию задания можно менять. Например, не прыгать, а поднимать руки, приседать, что-нибудь говорить. Слова ведущего также могут изменяться: "берег - река", "море - земля" и т. д.
"Поиски клада"Взрослый прячет в комнате какую-нибудь сладость или игрушку. Затем пытается заинтересовать ребенка описанием "клада" (вкусный или приятный предмет) и его местонахождением. Степень сложности задания зависит от возраста ребенка. Не стоит прятать предмет слишком далеко. Ребенок должен найти спрятанное.
"Что это?"Для этой игры понадобятся платок, игрушки или различные мелкие предметы. Участники по очереди завязывают глаза и на ощупь пытаются определить, что за предмет им дали. Вещи должны быть хорошо знакомы ребенку, чтобы он без особых усилий смог их отгадать. Задача взрослого, наоборот, подольше подумать, сделать вид, что он затрудняется с ответом. Осознание своего превосходства очень обрадует и развеселит ребенка.
"Угадай-ка"Взрослый показывает ребенку несколько предметов (не более 6-8, в зависимости от возраста). Потом он незаметно убирает один или два из них. Дошкольник должен вспомнить, каких предметов не хватает. В игре можно использовать игрушки или картинки с изображениями.
"Что я загадал"Водящий загадывает какой-либо предмет, находящийся в комнате. Его задача - описать его другому игроку, не называя его. Когда тот отгадывает, они меняются местами.
"Снежный ком"Играющие по очереди называют названия предметов или животных (существительные). Когда первый играющий говорит, например, слово "дом", второй должен сначала повторить его, а потом назвать свое слово. Следующий игрок повторяет все предыдущие слова и предлагает свое. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Тогда можно начать игру сначала.
Игра с песком (крупой) "Археология"Взрослый опускает кисть ребенка в таз с песком и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки (можно проводить раскопки с помощью кисточек для рисования). Затем спрячьте в песок (крупу) мелкие игрушки и предложите ребенку их найти.