Папки-передвижки

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте — залог успешного письма в школе

Ольга Богданова
Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте — залог успешного письма в школе

Большинство дошкольников, поступающих в первый класс школы, функционально готовы к выполнению школьных требований и легко справляются с новым для них видом деятельности, но среди первоклассников встречаются дети, которые умственно развиты совершенно нормально, но испытывают значительные трудности в учебной деятельности. Причины этого явления стоит искать в дошкольном и даже в раннем возрасте, так как овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

Рассмотрим виды дисграфии, пути её выявления и методы профилактики:

1. Устранение предпосылок акустической дисграфии (развитие дифференцированного слухового внимания).

Наиболее короткий и безошибочный путь выявления трудностей слуховой дифференциации (различения) звуков – это проверка правильного показа детьми называемых взрослым картинок, названия которых отличаются друг от друга одним звуков – слова-паронимы.

Чаще всего бывает затруднена слуховая диф­ференциация следующих пар акустически или артикуляторно близких звуков, относящихся к опре­деленным фонетическим группам: звонких – глухих (П-Б; Т-Д; К-Г; Ф-В; С-3; Ш-Ж); мягких – твердых (Б-БЬ; В-ВЬ; Г-ГЬ; Д-ДЬ; 3-ЗЬ; К-КЬ; Л-ЛЬ; М-МЬ; Н-НЬ; П-ПЬ; Р-РЬ; С-СЬ; Т-ТЬ; Ф-ФЬ; Х-ХЬ); свистящих (С, 3, Ц) – шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ); сонорных согласных (Р, РЬ – Л, ЛЬ) и Й.

В данном процессе самым важным является подчёркивание всеми возможными способами имеющихся различий между этими звуками. Внимание ребёнка сначала нужно привлечь к различению в положении органов артикуляции (губы, язык, рот, а затем как можно ярче подчеркнуть разницу в звучании звуков (отождествить речевые звуки с теми звуками, которые часто приходится слышать в природе (звук [з] писк комара, звук [ж] жужжание жука).

2. Устранение предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии (забота о своевременном исчезновении «возрастного косноязычия»)

Звуковые замены в речи ребёнка «нормальны» только до определённого возраста, и они обязательно должны исчезнуть не позднее, чем к пяти-шести годам.

С целью выявления нарушений звукопроизношения нужно предложить ребёнку назвать специально подобранные картинки, где изучаемый звук будет находиться в трёх положениях в слове – в начале, середине и в конце. Картинки ребёнок называет самостоятельно, без предварительного называния их взрослым, чтобы исключить элемент подражания. Обращаем внимание не только на замену одних звуков речи другими, но и на полное отсутствие звуков или их искажённое произношение, так как наличие большого количества данных дефектов приводят к «каше во рту».

Наиболее частой причиной «задержанного возрастного косноязычия», является недостаточно чёткое различение ребёнком тех или иных звуков речи на слух. Ведь правильным звукопроизношением ребёнок овладевает по подражанию, причём ориентируясь в основном на слуховое восприятие звука, а не на его артикуляцию. К причинам так же относим неправильное строение артикуляционного аппарата (расщелина твёрдого нёба, резко выраженные дефекты в строении челюстей и зубов и т. д.) и в парезах (слабости, вялости) мышц языка. Дефектное произношение звука, а не замена, с возрастом не пройдет, поэтому нужно обращаться за логопедической помощью.

Для профилактики проводим дыхательную и артикуляционную гимнастику для подготовки мышц языка, губ к постановке звука. Дальше идёт постановка звука и дальнейшее закрепление.

3. Устранение предпосылок оптической дисграфии (развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза).

Если ребёнок до начала обучения грамоте не приобрёл умения сравнивать предметы по форме (квадратный, круглый, треугольный, овальный, по величине (маленький — большой, длинный — короткий, широкий — узкий, толстый — тонкий) и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (слева — справа, выше — ниже, дальше — ближе, спереди — сзади, то ему будет очень трудно усвоить тонкие различия в начертании сходных букв.

Для выяснения сформированности у ребёнка зрительно-пространственных представлений смотрим:

1) уровень понимания им значений предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу:

- предлагается взять или положить карандаши в определённое место (берём книгу) используя сначала простые предлоги В, ИЗ, НА, ПОД, ЗА, ОКОЛО, НАД, С, ОТ, МЕЖДУ, а затем сложные ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД;

- одну книгу и карандаш положите перед ребёнком, а другую книгу и карандаш – перед ребёнком;

2) задания на правильность ориентировки левых и правых сторон пространства:

- положите карандаш справа от книги и попросите ребёнка повторить;

- сложите два карандаша в виде печатной буквы «Г» и попросите ребёнка сделать так же;

- попросите ребёнка назвать тот предмет, который находится слева от тарелки, а потом справа, где лежит ложка (справа от тарелки, где лежит вилка;

- подними вверх правую руку;

- попросите ребёнка назвать отличия на двух похожих предметах, например, вазах.

Профилактика оптической дисграфии должна быть направлена на формирование:

а) представлений о форме и величине предметов;

б) ориентировки в правой и левой сторонах пространства;

в) работа над пространственными предлогами;

г) узнавание букв в усложнённых условиях (сформировать у ребёнка навык писать буквы и цифры на строчке слева направо и в направлении сверху вниз, а также любой элемент прописывать справа, за исключением букв З, Л, У, Ч, Э, Я которые надо просто запомнить).

4. Устранение предпосылок аграмматической дисграфии (обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи)

Данный вид дисграфии проявляется с трёх лет, когда ребёнок приступает к изучению грамматических правил. К 4 годам ребёнок должен овладеть не только правилами изменения слов по родам, числам, падежам и т. д., но и правильно согласовывать слова между собой при построении предложений. Не должно быть ошибок типа «много тарелков», «около столу», «окны» и т. д. Исследование сформированности системы словоизменения направлено на проверку правильности:

1) образования множественного числа имён существительных;

2) согласования прилагательных с существительными;

3) согласования существительных с числительными;

4) употребления предлогов.

Исследование сформированности системы словообразования направлено на проверку правильности образования:

1) имён существительных при помощи уменьшительных суффиксов;

2) глаголов при помощи приставок;

3) относительных прилагательных;

4) притяжательных прилагательных.

Для обеспечения полноценного формирования грамматического строя речи у детей с предпосылками аграмматической дисграфии необходимо дать ребёнку достаточно много однотипных образцов правильных грамматических форм, что значительно облегчит для него их усвоение.

У ребёнка обязательно должно быть сформировано умение быстро и правильно подбирать однокоренные слова, связанные друг с другом по смыслу, а не просто «похожие» по своей внешней форме. Уточняются названия многих предметов, действий, признаков.

4. Устранение предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.

Из всех видов анализа речевого потока (деления предложения на слова, слов на слоги и слов на звуки) самым сложным для детей является фонематический анализ слов. Фонематический анализ слова – это расчленение слышаемого слова на составляющие звуки, а фонематический синтез – соединение отдельных звуков в целое слово с последующим называнием этого слова «составленного» из звуков.

Для выявления и устранения предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов используются следующие виды заданий:

1) узнавание звука на фоне слова;

2) определение примерного места звука в слове по принципу: в начале, в середине или в конце слова находится заданный звук;

3) выделение звука из начала и конца слова;

4) узнавание слова по отдельно предъявленным звукам.

К концу подготовительной группы ребёнок должен определять какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова, сколько их в слове, последовательность звуков в слове, место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова, синтезировать слово из последовательно названных звуков.

Таким образом, для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необ­ходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте. К их числу относят­ся следующие:

1. Развитая слуховая функция.

1. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений.

2. Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью).

3. Развитая тонкая ручная моторика.

Литература:

1. Лукашенко М. Л., Свободина Н. Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме. – М. : Эксмо, 2004.

2. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., Союз, 2001.

3. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М. : ООО «Издательство АСТ», СПб. : «Дельта», 1997.

4. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М: Владос, 1997.

5. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М. : Просвещение, 1989.

Публикации по теме:

Прогулка в старшем дошкольном возрасте Прогулка на свежем воздухе имеет огромное значение для профилактики утомления, а также психического и физического развития детей. Пребывание.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Музыка и изобразительная деятельность в дошкольном возрастеМузыка и изобразительная деятельность в дошкольном возрасте Музыкальный руководитель открывает  ребенку дверь в мир музыки, учит его правильно воспринимать язык музыкальных образов, вызывает и поддерживает .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте — залог успешного письма в школе
Опубликовано: 23 июля 2024 в 20:22
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте — залог успешного письма в школе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Богданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД