Ольга Богданова
Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте — залог успешного письма в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство дошкольников, поступающих в первый класс школы, функционально готовы к выполнению школьных требований и легко справляются с новым для них видом деятельности, но среди первоклассников встречаются дети, которые умственно развиты совершенно нормально, но испытывают значительные трудности в учебной деятельности. Причины этого явления стоит искать в дошкольном и даже в раннем возрасте, так как овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Публикация «Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте — залог успешного письма в школе» размещена в разделах
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.
Рассмотрим виды дисграфии, пути её выявления и методы профилактики :
1. Устранение предпосылок акустической дисграфии (развитие дифференцированного слухового внимания).
Наиболее короткий и безошибочный путь выявления трудностей слуховой дифференциации (различения) звуков – это проверка правильного показа детьми называемых взрослым картинок, названия которых отличаются друг от друга одним звуков – слова-паронимы.
Чаще всего бывает затруднена слуховая дифференциация следующих пар акустически или артикуляторно близких звуков, относящихся к опре деленным фонетическим группам: звонких – глухих (П-Б; Т-Д; К-Г; Ф-В; С-3; Ш-Ж); мягких – твердых (Б-БЬ; В-ВЬ; Г-ГЬ; Д-ДЬ; 3-ЗЬ; К-КЬ; Л-ЛЬ; М-МЬ; Н-НЬ; П-ПЬ; Р-РЬ; С-СЬ; Т-ТЬ; Ф-ФЬ; Х-ХЬ); свистящих (С, 3, Ц) – шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ); сонорных согласных (Р, РЬ – Л, ЛЬ) и Й.
В данном процессе самым важным является подчёркивание всеми возможными способами имеющихся различий между этими звуками. Внимание ребёнка сначала нужно привлечь к различению в положении органов артикуляции (губы, язык, рот, а затем как можно ярче подчеркнуть разницу в звучании звуков (отождествить речевые звуки с теми звуками, которые часто приходится слышать в природе (звук [з] писк комара, звук [ж] жужжание жука).
2. Устранение предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии (забота о своевременном исчезновении «возрастного косноязычия»)
Звуковые замены в речи ребёнка «нормальны» только до определённого возраста, и они обязательно должны исчезнуть не позднее, чем к пяти-шести годам.
С целью выявления нарушений звукопроизношения нужно предложить ребёнку назвать специально подобранные картинки, где изучаемый звук будет находиться в трёх положениях в слове – в начале, середине и в конце. Картинки ребёнок называет самостоятельно, без предварительного называния их взрослым, чтобы исключить элемент подражания. Обращаем внимание не только на замену одних звуков речи другими, но и на полное отсутствие звуков или их искажённое произношение, так как наличие большого количества данных дефектов приводят к «каше во рту».
Наиболее частой причиной «задержанного возрастного косноязычия», является недостаточно чёткое различение ребёнком тех или иных звуков речи на слух. Ведь правильным звукопроизношением ребёнок овладевает по подражанию, причём ориентируясь в основном на слуховое восприятие звука, а не на его артикуляцию. К причинам так же относим неправильное строение артикуляционного аппарата (расщелина твёрдого нёба, резко выраженные дефекты в строении челюстей и зубов и т. д.) и в парезах (слабости, вялости) мышц языка. Дефектное произношение звука, а не замена, с возрастом не пройдет, поэтому нужно обращаться за логопедической помощью.
Для профилактики проводим дыхательную и артикуляционную гимнастику для подготовки мышц языка, губ к постановке звука. Дальше идёт постановка звука и дальнейшее закрепление.
3. Устранение предпосылок оптической дисграфии (развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза).
Если ребёнок до начала обучения грамоте не приобрёл умения сравнивать предметы по форме (квадратный, круглый, треугольный, овальный, по величине (маленький — большой, длинный — короткий, широкий — узкий, толстый — тонкий) и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (слева — справа, выше — ниже, дальше — ближе, спереди — сзади, то ему будет очень трудно усвоить тонкие различия в начертании сходных букв.
Для выяснения сформированности у ребё нка зрительно-пространственных представлений смотрим:
1) уровень понимания им значений предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу:
- предлагается взять или положить карандаши в определённое место (берём книгу) используя сначала простые предлоги В, ИЗ, НА, ПОД, ЗА, ОКОЛО, НАД, С, ОТ, МЕЖДУ, а затем сложные ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД;
- одну книгу и карандаш положите перед ребёнком, а другую книгу и карандаш – перед ребёнком;
2) задания на правильность ориентировки левых и правых сторон пространства:
- положите карандаш справа от книги и попросите ребёнка повторить;
- сложите два карандаша в виде печатной буквы «Г» и попросите ребёнка сделать так же;
- попросите ребёнка назвать тот предмет, который находится слева от тарелки, а потом справа, где лежит ложка (справа от тарелки, где лежит вилка;
- подними вверх правую руку;
- попросите ребёнка назвать отличия на двух похожих предметах, например, вазах.
Профилактика оптической дисграфии должна быть направлена на формирование:
а) представлений о форме и величине предметов;
б) ориентировки в правой и левой сторонах пространства;
в) работа над пространственными предлогами;
г) узнавание букв в усложнённых условиях (сформировать у ребёнка навык писать буквы и цифры на строчке слева направо и в направлении сверху вниз, а также любой элемент прописывать справа, за исключением букв З, Л, У, Ч, Э, Я которые надо просто запомнить).
4. Устранение предпосылок аграмматической дисграфии (обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи)
Данный вид дисграфии проявляется с трёх лет, когда ребёнок приступает к изучению грамматических правил. К 4 годам ребёнок должен овладеть не только правилами изменения слов по родам, числам, падежам и т. д., но и правильно согласовывать слова между собой при построении предложений. Не должно быть ошибок типа «много тарелков», «около столу», «окны» и т. д. Исследование сформированности системы словоизменения направлено на проверку правильности:
1) образования множественного числа имён существительных;
2) согласования прилагательных с существительными;
3) согласования существительных с числительными;
4) употребления предлогов.
Исследование сформированности системы словообразования направлено на проверку правильности образования:
1) имён существительных при помощи уменьшительных суффиксов;
2) глаголов при помощи приставок;
3) относительных прилагательных;
4) притяжательных прилагательных.
Для обеспечения полноценного формирования грамматического строя речи у детей с предпосылками аграмматической дисграфии необходимо дать ребёнку достаточно много однотипных образцов правильных грамматических форм, что значительно облегчит для него их усвоение.
У ребёнка обязательно должно быть сформировано умение быстро и правильно подбирать однокоренные слова, связанные друг с другом по смыслу, а не просто «похожие» по своей внешней форме. Уточняются названия многих предметов, действий, признаков.
4. Устранение предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Из всех видов анализа речевого потока (деления предложения на слова, слов на слоги и слов на звуки) самым сложным для детей является фонематический анализ слов. Фонематический анализ слова – это расчленение слышаемого слова на составляющие звуки, а фонематический синтез – соединение отдельных звуков в целое слово с последующим называнием этого слова «составленного» из звуков.
Для выявления и устранения предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов используются следующие виды заданий:
1) узнавание звука на фоне слова;
2) определение примерного места звука в слове по принципу: в начале, в середине или в конце слова находится заданный звук;
3) выделение звука из начала и конца слова;
4) узнавание слова по отдельно предъявленным звукам.
К концу подготовительной группы ребёнок должен определять какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова, сколько их в слове, последовательность звуков в слове, место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова, синтезировать слово из последовательно названных звуков.
Таким образом, для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте. К их числу относят ся следующие:
1. Развитая слуховая функция.
1. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений.
2. Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью).
3. Развитая тонкая ручная моторика.
Литература:
1. Лукашенко М. Л., Свободина Н. Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме. – М. : Эксмо, 2004.
2. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., Союз, 2001.
3. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М. : ООО «Издательство АСТ», СПб. : «Дельта», 1997.
4. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М: Владос, 1997.
5. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М. : Просвещение, 1989.