Кушнарева
Профилактика дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом. Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактики дисграфий должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а так же с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР по степени риска возникновения дисграфий.
Публикация «Профилактика дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для успешного овладения письмом, его техникой у ребёнка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:
1. Различение на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляционно близкие: звонкие - глухие, мягкие - твёрдые, свистящие - шипящие, сонорные.
2. Правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия
замен одних звуков другими.
3. Развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи.
4. Достаточное формирование фонетико-фонематических представлений. Владение простейшими видами анализа: выделение звука на фоне слова; определение места звука в слове-начало, середина, конец; выделение ударного гласного звука.
5. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений. Умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве.
Такие понятия, как круг, овал, квадрат, треугольник; больше, меньше, вверху, внизу, справа, слева необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв.
Основные задачи по профилактике дисграфии
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания
5. Формирования связной речи.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений(«Кулак-ребро-ладонь»)
7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальце, игры с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
8. Развитие тактильных ощущений (необходимо узнать какую букву «написали» на спине на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь.
9. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (звук, буква, слог, слово, предложение) составление схем.
Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ, ЗАДАНИЯ, ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ КОРРЕКЦИОННОЙ работы
Грамотную письменную речь возможно сформировать только при хорошо развитой устной речи. Основные этапы профилактики ошибок чтения и письма:
- Коррекция звукопроизношения.
- Развитие фонематических процессов, формирование навыков звукового анализа и синтеза.
- Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы.
- Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога.
- Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова.
- Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания.
- Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения.
- Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне связной речи.
-Развитие неречевых психических функций.
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Узнавание неречевых звуков. Игры: Кто говорит?; Что звучит?; Громко- тихо; Далеко- близко (музыкальный звук); Что в коробочке?; Запомни и повтори песенку музыкального инструмента.
2. Различие одинаковых слов, фраз, звуков. Игры: Эхо; Далеко- близко (по силе звукоподражания); Кто позвал?; Домашние животные и их детеныши; По сказке Три медведя; Веселый- грустный.
3. Различие слов, близких по звуковому составу. Игры: Дай нужную картинку: дом- ком, мак- рак, коза- коса; Подбери картинку, которая звучит очень похоже; Найди ошибку- подними запрещающий сигнал (сумка, пумка)
4. Дифференциация слогов. Игры: Поговорим на тарабарском языке. Что лишнее? (та- та –ту).
5. Дифференциация фонем.
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
ПРОФИЛАКТИКА ОШИБОК ЧТЕНИЯ, ПИСЬМА НА УРОВНЕ БУКВЫ
1. Игры на развитие ориентировки в пространстве, на себе, на листе бумаги, для усвоения понятий: верх, низ, право, лево, середина, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол. -«Божья коровка»-ползает по квадратной доске по команде. -«Птицы в гнездах»-определяют в каком гнезде птица, а затем в какое гнездо она полетела. -Рисование орнаментов в воздухе и на листе. -Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами
2. Выкладывание букв из палочек.
3. Определение контурных, заштрихованных, наложенных предметов и букв.
4. Выкладывание букв, написанных на карточках, где представлены правильные и зеркальные варианты.
5. Ощупывание объемных букв с закрытыми глазами: определить букву, назвать, придумать слова, положить правильно.
6. Обводка и штриховка картонных букв. Выкладывание букв из семечек, нитками, проволокой и т. д.
7. «Буква сломалась» - дописать недостающие элементы.
8. Демонстрация букв в различном положении: А…. Предъявление букв разного шрифта.
9. Написание букв на ладони, в воздухе с закрытыми, открытыми глазами.
10. Придумывание слов на данную букву в различной позиции: в начале, в середине, в конце слова.
11. Нахождение букв в геометрических фигурах, наложенных друг на друга, написанные одна на фоне другой.
12. Реконструирование букв. Н-р: П-Н, Р-Ь, И-Н, Г-Т и др.
13. Выкладывание букв из 2, 3 палочек.
14. Конструирование букв из элементов - длинная, короткая палочка, овалы, полуовалы.
15. Игры: «Что изменилось, Какой буквы не стало, Поставь буквы в первоначальном порядке.»
16. «Бег по дорожке» из букв.
17. Реконструирование букв с добавлением элементов: Л-А, К-Ж, З-В, Г-Б.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОГА
1. Анализ обратного слога, составление схемы, из букв, печатание, чтение.
2. Анализ прямого слога, записать, прочитать.
3. Придумывание слогов по схеме.
4. Чтение слогов с использованием «движущихся лент», «окошечек».
5. Составление звукового состава обратных и прямых слогов, состоящих из одинаковых звуков (ум- му, с последующей записью парами.
6. Игра: «Скажи наоборот» (ма- мя, ма- ам).
7. Придумывание слов на заданный слог: ро- за, ро- ща, ро- бот и т. д.
8. «Живые слоги», составляют названные слоги из букв.
9. «Кто больше?», заменяют гласные при согласной, и наоборот, согласные при одинаковой гласной
ПРЕОДОЛЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВА
Давая понятие «слово» детям предлагаются следующие игры и упражнения:
1. Определение слов-предметов, слов-действий, слов-признаков и обозначение их графически.
2. Усвоение лексического значения слов. Подобрать нужное слово к смысловому ряду: - По опорным признакам - белое, теплое, парное? - молоко - По обобщающим понятиям: какое слово лишнее и почему?- (вторник, среда, зима, четверг) - Добавь нужное слово - волк, лиса, заяц… - Назвать одним словом - яблоко, груша, абрикос…
3. Деление слова на слоги.
4. Подбор слов к слоговым схемам.
5. Придумывание слов к заданному ритмическому рисунку (та – дом, та-та - вода, та-та-та – у-ли-ца).
6. Подбор родственных слов.
7. Составление одного слова из двух (голубые глаза – голубоглазый).
8. «Какие два слова спрятались в одном?» (снегопад – снег падает).
9. Подбор слов-приятелей (синонимов) к существительным, прилагательным, глаголам (добрый ласковый, нежный).
10. Подбор слов антонимов (день-ночь).
11. Знакомство с омонимами (нос корабля, нос человека).
12. Отгадывание ребусов и изографов, чтение слов по полубукве.
13. Игры: «Слово рассыпалось»; Объедини слоги в слово…
14. Дифференцирование приставки и предлога.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
1. Сочетания существительных с прилагательными: - Подбор как можно больше слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой, какая, какое, какие, чей, чья, чье, чьи? Нора (чья)- лисья, ежиная. - Подбор существительных к данному прилагательному. О чем можно сказать: снежная, снежный, снежное, снежные? - Получи верное сочетание слов, используя относительные, притяжательные прилагательные. (Зеленая трава, коровья голова). - Исправить ошибку. Длинная день (длинный)
2. Сочетание существительных с глаголами: - Подбор как можно большего числа глаголов к существительному. (что можно сделать с грушей? (сорвать, купить, съесть и т. п.). - Подбор существительных к данному глаголу с предлогом. (уйти от бабушки, ссоры). - Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительных. (мальчик- упал, девочка- упала, дерево- растет, деревья- растут).
3. Сочетание существительных с числительными 1, 2, 5. Игра с использованием картинок. (у меня есть 2 конфеты, а у тебя нет 2-х конфет). - Сочетание существительных со словами: один, много. (один человек- много людей, один ребенок- много детей). - Сочетание числительных с существительными, не имеющих единственного числа. (одни брюки, двое брюк).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Знакомство с термином предложение.
2. Повторение ряда слов в данной последовательности.
3. Называние картинок после их показа в том же порядке.
4. Восстановление нарушенной последовательности показанного ряда картинок.
5. Составление схем предложений: - без предлогов: Медведь спит. |___. - с предлогами: Медведь спит в берлоге. |___ ___ _.
6. Составление предложений по схемам.
7. Составление предложений из несогласованных слов, перестановка слов, с целью получения нужной фразы. (дети, весело, играть- Дети весело играют).
8. Игра: «Живые слова». Дети встают в ряд, называя слова предложения.
9. Игра с мячом. Составление предложения с помощью в10. Исключение слов из предложения. «Какое слово потерялось?» -пропуск предлогов: Мы катаемся … санках. -пропуск существительных: Деревья растут … лесу. -пропуск прилагательных: Летом листья березы зеленые, а осенью … -пропуск глаголов: Кошка … молоко.
11. Выделение границ предложений на слух. Игра: «Хлопни в ладоши, когда закончится предложение». Взрослый монотонно читает фразы: На улице идет снег. Собака грызет кость. Дети идут гулять.
12. Выделение границ предложений в текстах, соединение частей разорванных предложений.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Пополняя активный словарь, дети учатся пересказам, различным видам составления рассказов, учат стихи по лексическим темам, драматизируют сказки.
1. Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.
2. Составление связных рассказов по картинкам - алгоритмам.
3. Составление рассказов по серии картинок.
4. Составление рассказов по заданному началу или концу рассказа.
5. Рассказов-небылиц с использованием предметных картинок.
6. Составление рассказа по сюжетной картинке.
7. «Восстанови порядок». Восстановить правильную последовательность событий в небольшом тексте.
8. Пересказ по вопросам.
9. Выборочный пересказ.
10. Полный пересказ текста.
11. Чтение небольших текстов, где части речи, н-р, существительные, заменены картинками.
12. Составление связного текста из смешанных фраз, из двух текстов
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ
1. Забота о физическом, нервно- психическом здоровье ребенка, о сохранности его речевых органов. Забота о правильном речевом развитии ребенка. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей.
2. Развитие межанализаторного взаимодействия; функций: слуходвигательных, зрительно- двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать, воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов.
3. Развитие психических функций: зрительного, слухового внимания, памяти.
4. Развитие интеллектуальной деятельности, мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза; абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности.
5. Развитие всех сторон речи и формирование навыков произносительного анализа и синтеза языковых единиц; развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям, совершенствование лексико- грамматического и фонематического оформления.
ВЫВОДЫ
-В правильно организованной работе логопеда с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, затронуты все основные направления профилактики дисграфии.
-Эффективнее начинать и проводить коррекционную работу по профилактике дисграфии с детьми дошкольного возраста.