Анна Юдина
Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный.
Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
Публикация «Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Большое количество детей, имеющих нарушения письменной речи, заставляет специалистов задуматься о необходимости принятия каких- либо профилактических мер на этапе подготовки к овладению грамотой, а именно формирования предпосылок, необходимых для нормального овладения письмом и чтением в период дошкольного детства.
На основании своего практического опыта работы в дошкольном образовательном учреждении можно отметить, что во всех логопедических занятиях с детьми по устранению недостатков устной речи должны обязательно присутствовать упражнения по профилактике возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи.
Логопедическая работа по предупреждению дисграфии ведётся поэтапно напротяжении всего учебного процесса.
I этап. Развитие зрительного внимания и памяти
Цель данного этапа –выработка устойчивости, переключаемости, увеличение
объёма памяти и внимания. Для достижения цели можно использовать следующие
игры: -«Что поменяли?»(фиксация изменений в расположении нескольких предметов).
-«Запомни»(запоминание изображений двух-пяти предметов).
-«Собери пирамиду» (запоминание порядка колец на пирамиде).
-«Найди фигуру»(выделение из множества заданных геометрических фигур).
-«Найди отличия»(определение различий в двух предметных картинках).
-«Что где было?»(запоминание расположения предметов на плоскости –вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.).
-«Найди картинку»(выделение из множества картинок по определённой теме)
-«Найди одинаковые фигуры»( классификация геометрических фигур: по цвету; по цвету и форме).
-«Раскрась фигуры» (раскрашивание заданных фигур из множества).
II этап. Развитие зрительно-моторной координации
Задачей данного этапа является развитие ощущений артикуляционных поз и
движений, развитие мелкой моторики рук.
1. Выполнение артикуляционных упражнений с закрытыми глазами.
2. Чередование артикуляционных упражнений с открытыми и закрытыми глазами.
3. Двигательные упражнения с мячом, флажком и т. д.
4. «Рисование» в воздухе рукой.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Письменные упражнения в тетради: обведение контуров по трафарету,
раскрашивание и т. п.
III этап. Формирование представлений о схемах лица и тела
На данном этапе даются понятия «право –лево», «вверху –внизу», разбирается схема лица и тела у ребёнка и у ребёнка, сидящего напротив. Изучаются контурные и силуэтные изображения, зашумлённые предметы.
-«Скажи правильно»(определение сторон собственного тела ребёнка и у другого, сидящего напротив).
-«Делай как я»,
-«Чего нет?» (определение недостающих частей у предметов. Такие игры могут
быть по каждой лексической теме)
-«Дорисуй половинку» (дорисовывание правой или левой половины картинки)
-«Волшебный мешочек»
-«Собери картинку» (кубики или картинки, разрезанные по горизонтальным и вертикальным линиям).
-«Слушай и выполняй» ( выполнение инструкций: подними правую руку вверх;
покажи левой рукой правый глаз, положи карандаш справа от кубика и т. п.).
IV этап. Развитие звуко –слогового анализа, чувства ритма
На данном этапе развивается слухомоторная координация, умение ритмического
отхлопывания или отстукивания; знакомим детей со схемой ритма.
1.«Прохлопай, прошагай слово» (послоговое проговаривание имён).
2. Воспроизведение определённого ритма по рисунку.
3.«Сколько частей?» (определение количества слогов в слове).
4.«Назови гласный звук» (выделение гласных звуков).
5. Знакомство со схемой слова и слога.
6. Обозначение слогов фишками.
7.«Скажи на один слог больше, чем я» (наращивание слогов).
V этап. Развитие пространственных представлений
1. Конструирование из палочек по образцу, памяти.
2. Выкладывание мозаики по образцу.
3. Конструирование предметов из палочек по воображению.
4. «Геометрическое лото» (конструирование из наборов геометрических фигур)
5. Конструирование букв и цифр из палочек, крупы, элементов букв.
6. Определение правильно изображённой буквы или цифры среди неправильно
написанных, зашумлённых и т. п.
7. Дописывание недостающих элементов букв.
8. Реконструирование букв путём перестановки, добавления элементов.
Р –Ф, Г –Т, Е –Ё, И –Й, У –Х, Ь –Ъ, К –Ж, Р –В
9. Употребление предлогов (на, под, над, в, за)
В заключение хочется обратить внимание родителей на то, что если ребенок
не различает некоторые речевые звуки на слух (проверять его можно начиная с
двухлетнего возраста, если после пяти лет в его устной речи имеются звуковые замены, а после четырех все еще сохраняются аграмматизмы, если в пять-шесть лет он не владеет простейшими формами звукового анализа или обнаруживает несформированность зрительно-пространственных представлений, он не сможет овладеть полноценным письмом.
По этой причине родителям и педагогам дошкольных учреждений очень важно внимательно присмотреться к ребенку еще в дошкольном возрасте