Анна Кругликова
Профилактика детской агрессии в работе психолога ДОО с воспитателями и родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современности. Число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт. Это вызвано совокупностью факторов:
• ухудшение социальных условий жизни детей;
• рост агрессивных тенденций в окружающей социальной среде, в том числе образовательной;
• кризис семейного воспитания;
• невнимание родителей и педагогов к потребностям ребенка, их нервно-психическому состоянию.
Публикация «Профилактика детской агрессии в работе психолога ДОО с воспитателями и родителями» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
В дошкольном возрасте поведение является важным компонентом и одновременно индикатором, критерием психологического развития ребенка. Детское поведение всегда отражает психологическое состояние, эмоциональное самочувствие ребенка, характер самооценки, степень удовлетворенности его базовых потребностей, уровня саморегуляции и самоконтроля. Поэтому можно сказать, что в дошкольном возрасте пока еще рано говорить об устойчиво сформировавшемся агрессивном поведении. Детская агрессивность – это скорее, специфическая форма поведения (реагирования) на трудные для ребенка ситуации. Это нормальная реакция на ненормальные для ребенка обстоятельства, с которыми ему трудно справиться. Но любое агрессивное поведение (поведенческая реакция) мешает процессу адаптации, общения, обучения и личностного развития ребенка.
Ребенок, проявляющий агрессию : часто теряет контроль над собой, часто спорит, ругается со взрослыми, часто отказывается выполнять правила, часто специально раздражает людей, часто винит других в своих ошибках, часто сердится и отказывается сделать что-либо, часто завистлив, мстителен, чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его. Такое поведение повторяется в течение не менее чем шесть месяцев, причем замечены хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков.
Важно понимать, что модели агрессивного поведения дети берут из трех источников: семья, окружение сверстников и медиасредства, включая их носители. Знание этого убеждает в том, что коррекция агрессивного поведения детей – дело долгое, сложное, а результаты неустойчивые. Что же может помочь?
На сегодняшний день существует два типа психологического сопровождения детей в ДОО. Первый тип – акцент делается на диагностической и коррекционно-развивающей работе. Однако реализация этой модели подчас приводит к резкой критике со стороны экспертов, которые ставят под сомнение этическую правомерность такой практики.
Второй тип – ориентируется на реализацию различных направлений профилактической работы. Для такого сопровождения ключевыми принципами являются: соучастие, включенность; содействие и взаимодействие; согласованность действий педагогов, психолога и родителей.
Профилактика – комплекс мероприятий, создающих необходимые условия для снижения детской агрессии в образовательной среде. Это сложный, системный и комплексный процесс. Существует три уровня профилактики : первичная, вторичная и третичная профилактика. Уровень первичной профилактики включает :
• экспертиза образовательной среды, включая общение воспитателей и детей, обучение и воспитание, РПП среду:
• наличие эмоционально-благополучного климата в группах и во всем ДОО на уровне детей, педагогов и родителей;
• стиль общения и взаимодействия; контроль и улучшение.
Условия реализации данного уровня: это все, что касается среды и педагогического общения:
• Знание педагогами возрастных психологических особенностей и потребностей, реализация основ личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.
• Использование здоровьесберегающих технологий.
• Создание ситуаций успеха для детей.
• Целесообразная организация режима дня и предупреждение накопления отрицательной энергии.
• Формирование коллектива и поощрение социальной активности.
Уровень вторичной профилактики включает :
• раннее выявление агрессивных тенденций в среде, детей с агрессивными действиями, причин агрессии;
• начальная работа по снижению агрессивности.
К методам достижения данного уровня относим следующее:
• психодиагностика;
• наблюдение;
• психологическое консультирование педагогов и родителей;
• психологическое сопровождение агрессивного ребенка (групповая, индивидуальная работа);
• обучение педагогов алгоритму работы в случае агрессивного поведения у детей;
• рациональное использование уголка психологической разгрузки;
• публикация материалов на сайте ДОО и в родительских чатах.
Третичный уровень профилактики предполагает работу по предупреждению рецидивов.
Начиная профилактическую работу, мы провели в ДОО анализ агрессивного поведения у детей и отношения к нему в нашем ДОО. В результате установлено:
• Главная мишень воздействия – сам ребенок, его личностные особенности, нарушение им правил.
• Большинство педагогов совершают энергозатратные, но мало помогающие действия, неосознанно меняют поведение: повышают голос, кричат, запрещают, наказывают, указывают на ошибки, наказывают ребенка.
• Происходит усугубление реакции ребенка за счет изменения поведения самого взрослого в пылу охвативших эмоций (обида, вина, злость, гнев и пр.).
• Неспособность управлять своим состоянием мешает педагогу поступать конструктивным способом.
Были выявлены причины неэффективной работы с детской агрессией :
• нехватка терпения и несформированность у педагогов навыков анализа поведения ребенка и управления им;
• слабая рефлексия воспитателем собственных чувств, реакций и трудности управления собой;
• акцент в работе на развитие когнитивных навыков у детей в ущерб развитию эмоциональной и коммуникативной сфер;
• влияние негативных факторов среды (количество детей в группе, гендерный состав группы, нехватка времени, нерациональная организация детей в режимных процессах, группы, наличие игрушек и материалов и пр.).
Также был проведен анализ семей, где дети чаще всего проявляют агрессию. В семьях обнаружены:
• нестабильные (иногда небезопасные) детско-родительские отношения;
• отсутствие авторитетного стиля воспитания в семье, а также модели желательного поведения;
• непростые жизненные обстоятельства и стрессы;
• неконтролируемое родителями негативное воздействие медиасредств (мультфильмы, фильмы агрессивного или возбуждающего содержания, содержания, реклама) и гаджетов как их носителей;
• социальная и эмоциональная напряженность в социуме.
Проведенный анализ позволил определить подходы к профилактической работе педагога-психолога в ДОО в связи с детской агрессией. К ним мы отнесли поведенческий и позитивный подход.
Поведенческий подход в настоящее время распространен как инструмент работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Однако он может быть использован и в более широком диапазоне – с нейротипичными детьми. В его основе – прикладной анализ поведения – это научная дисциплина, изучающая поведение на основе базовых принципов, приводящих к его изменениям (Лич, 2015; Мелешкевич, Эрц, 2017 и др.). Мы взяли из этого подхода главное – работа с агрессивным поведением возможно, если понимаем, какую функцию выполняет данное поведение, что ему предшествовало, в чем заключалось и каковы были последствия.
Изменить нежелательное поведение можно, если изменить условия и последствия, а само действие агрессии будет выражаться социально приемлемыми способами. Анализ поведения и дальнейшая коррекция возможен только после длительного наблюдения. Эффективность профилактических мер обусловлена тем, что зная, когда, при каких условиях, на что реагирует ребенок нежелательным поведением, оказывается возможным до поведенческой реакции изменять обстоятельства, избегать влияния триггеров («пусковых механизмов»).
На практике часто обнаруживается, что воспитатели не любят и не хотят работать с агрессией ребенка. Психолог же очень часто подключается на этапе последствий агрессивного поведения. Наш опыт показывает, что такое поведение детей педагоги часто расценивают как нежелательное, мешающее им, затрудняющее ведение педагогического процесса. Испытывая напряжение, раздражение, сомнение в выборе способа воздействия, воспитатели сами нуждаются часто в психологе. Фактически их выносит из взрослой позиции в позицию ребенка, поэтому им тоже нужна забота и сочувствие.
В связи с этим мы в качестве основы ввели и позитивный подход. Его постулаты следующие:
• Позитивное восприятие ребенка, замечать положительное поведение ребенка, не акцентировать нежелательное.
• Стремление не к наказанию, а к улучшению ситуации.
• Способность педагога регулировать эмоциональное состояние свое и ребенка, сохраняя позитивный настрой.
Эти два подхода определили направления профилактической работы и соответствующие им формы.
Одно из направлений профилактики – это работа с педагогами и специалистами ДОО: просвещение, обучение алгоритму работы с детьми, начиная с анализа поведения и заканчивая моментом и последствиями агрессивного поведения. Сюда же мы относим работу со средой в группе как материальной, так и социально-психологической. Особое место занимает разработка средств профилактики.
Формы профилактической работы с педагогами представлены на следующем слайде. Они могут быть как индивидуальной, так и в групповой форме. К таким формам относятся: семинары-практикумы, просветительские беседы, консультации, тренинги саморегуляции, тренинги обучения алгоритму работы с детьми в ситуации агрессии, обучение новым речевым стратегиям, работа с негативными факторами среды. Используются рассылки в чат воспитателей, памятки, буклеты для изучения и другая наглядная информация.
Далее представлен алгоритм работы с детьми по анализу их поведения, который включает сбор данных, где, когда, каким образом, в какой форме проявляется нежелательное поведение, осуществляемый посредством наблюдения, выявление функции поведения, установление доверительных отношений через пристройку к ребенку посредством дыхания и замедленной речи, нужных вопросов. На тренингах или индивидуально отрабатываются техники оказания эмоциональной поддержки, техники уравновешивания состояния ребенка, способы обучения ребенка желательному поведению.
Важный элемент работы – обучение новым речевым стратегиям, чтобы педагоги могли отказаться от речевых стереотипов. Совместно учимся слышать фразу с позиции ребенка и заменять ее на более приемлемые фразы, несущие позитивный посыл. Главное – не прекратить нежелательное поведение, а научить правильному поведению, сформировать нужный навык.
Отдельная работа проводится с родителями детей, проявляющих агрессию. Это направление профилактической работы самое сложное и включает:
• изучение детско-родительских отношений, стиля семейного воспитания, моделей поведения в семье;
• просвещение в области последствий агрессивного поведения;
• привлечение родителей к реализации задач коррекции (при наличии согласия).
Направление реализуется посредством таких форм работы, как: консультирование, просветительские беседы, практикумы, игротерапия и библиотерапия, анализируется семейная система. Активно используется наглядная информация через родительский уголок, сайт ДОО, родительские чаты, встречи в Zoome. Если для ребенка психологом разрабатывается и осуществляется программа коррекции нежелательного поведения, родители с ней знакомятся и дают согласие. В одном их разделов программы предполагается участие родителей, выполнение ими рекомендаций.
Таким образом, проводимые профилактические мероприятия в форме совместной работы с воспитателями и родителями создают у них понимание происходящего в момент вспышки нежелательного поведения у дошкольника. Формируют способность к выбору оптимального взрослого поведения, которое позволяет угашать детскую реакцию. Одновременная работа педагога-психолога по изучению ребенка, включенность в общение с ним в группе, по приобщению семьи к формированию желательного поведения в домашних условиях подкрепляет непосредственные усилия воспитателя.
Профилактический комплекс мероприятий позволяет уменьшать число нежелательных поведенческих реакций у детей, снижать их интенсивность, менять направленность, что приводит к устойчивому положительному результату. Но это процесс длительный, трудный, требующий усилий, терпения, настойчивости, а также постоянной работы по стабилизации безопасных, доверительных отношений между взрослым и ребенком.