Surzhanskaya
Профилактическая работа по предупреждению речевой слуховой агнозии у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения на развитие умения различать неречевые звуки для детей младшего дошкольного возраста.
Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Правильное определение источника звука помогает ориентироваться в пространстве, определить свое местоположение.
Публикация «Профилактическая работа по предупреждению речевой слуховой агнозии у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Именно это умение различать неречевые звуки лежит в основе восприятия речевого слуха, т. е. способность различать фонемы родного языка по звонкости – глухости, по твердости – мягкости, по способу и месту образования.
Не овладев навыками различения неречевых звуков, ребенок в дальнейшем, обучаясь в школе, может столкнуться с трудностью усвоения правил, например, обозначения мягкости согласных на письме, т. к. не может ни услышать, ни понять разницу между твердой и мягкой фонемами.
Неречевые звуки можно разделить на:
- звуки природы (журчание воды, шум дождя, шелест листьев и др.);
- звуки которые издают животные и птицы (жужжание жука, мяуканье кошки и т. д.);
- звуки которые издают предметы и материалы (шуршание пакета, стук молотка, шорох пересыпаемой крупы и т. д.);
- звуки которые издают разные звучащие игрушки (погремушки, трещотки, свистульки);
- звуки детских музыкальных инструментов (дудочка, барабан, бубен, колокольчик).
А теперь рассмотрим игры на развитие слухового восприятия неречевых звуков для детей раннего возраста.
«Самолет или машина»
Оборудование:
• Игрушечные самолет и машина
• Проигрывающее устройство
Инструкция:
• Если слышишь звук самолета, то поднимай его вверх, как будто он летит. Если слышишь звук машины, то кати ее.
• Если звук долгий, то кати далеко, если звук короткий, то кати близко.
«Цветочек или платочек»
Оборудование:
• Кукла
• Носовой платок
• Цветок
• Проигрывающее устройство
Инструкция: Если кукла плачет, то дари ей платочек, а если смеется, то дари цветочек.
«Звучащие коробочки»
Оборудование:
• Емкости из под киндер сюрпризов наполненные рисом, фасолью, камушками, пуговицами и т. д.
Инструкция:
• В одинаковые коробочки кладем разные предметы : рис, фасоль, горох, камушки, скрепки… Можно предложить ребенку потрясти каждую коробочку и назвать или нарисовать то, что он услышал.
«Узнай по звуку»
Оборудование:
• Барабан
• Бубен
• Маракасы
• Деревянные ложки
• Колокольчик
• Ширма
Инструкция:
• Подберите несколько звучащих игрушек. Вместе с детьми послушайте, какие звуки они издают. После того, как дети научатся четко определять их на слух, можно организовать игру. Спрячьте игрушки за ширму, а детям предложите угадать какая игрушка звучала.
«Короткий или длинный»
Оборудование:
• Дудочка
• Две полоски (короткая и длинная)
Инструкция:
• Для этой игры понадобится дудочка. Ребенку выдаются две полоски (длинная и короткая). Объясняем детям, что можно подуть длинно и коротко. Показываем, как звучит длинный гудок и короткий. Затем начинается игра. Подаем гудок, ребенок должен поднять соответствующую полоску.
«Отгадай из какого материала сделано?»
Оборудование:
• Стеклянный стакан
• Деревянная коробка
• Металлическая миска
• Пластиковая коробка
• Фарфоровая чашка (чайник)
• Картонная коробка
Инструкция:
• Для этой игры понадобятся емкости из различных материалов. Варианты могут быть разными: важно, чтобы они звучали по разному. Кроме того, для понадобятся полочка от игрушечного барабана или можно воспользоваться обычным карандашом и платок, чтобы завязывать глаза. Расставляем на столе емкости и объясняем, какой предмет звучит, ударяя по нему палочкой. Продемонстрировав звучание предметов несколько раз, завязываем ребенку глаза, после чего ударяем палочкой по предметам. Задача ребенка – определить на слух, какой предмет звучит : деревянный, стеклянный, пластмассовый или другой.