Широкая Людмила
Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Как вы понимаете, для того, чтобы что-то выучить, надо это повторять много раз. Но также большое значение имеет эмоциональный аспект – нравится ребёнку стихотворение или нет, хочется ли ему его выучить. Если у вас нет выбора – учить стихотворение или не учить, постарайтесь вызвать у ребёнка положительный отклик на стихотворные строчки. Постарайтесь найти в стихотворении и донести до ребёнка, чем лично оно вам нравится.
Например:
- какое стихотворение весёлое, озорное, оно поднимает настроение;
- какое стихотворение доброе, с какой теплотой автор относится к героям;
- как красиво автор описал природу!
Мы прямо так и представляем себе зимний лес, деревья в снегу, свежий запах мороза;
- какие необычные слова и образы подобрал поэт, чтобы помочь нам лучше
понять те чувства, которыми он хотел поделиться;
- если вы знаете что-то об истории создания стихотворения, о его авторе, это
тоже поможет вызвать у ребенка его выучить.
«У меня не получится!».
Очень трудно учить стихи, если ты думаешь, что это трудно и что у тебя это может не получиться. Очень часто ребенок говорит: «А я не умею учить стихи. У меня память плохая. У меня всё равно ничего не получится!». Это означает, что ребёнок отрицательный опыт – ему не давалось какое-нибудь стихотворение, и взрослые вместо того, чтобы помочь, подбодрить, похвалить малыша за его усердие, позволили себе его неуважительно критиковать, внушили мысль о неуспешности!
Занимаясь с ребёнком любым делом, взрослые должны помнить о формировании у него положительной самооценки, веры в собственные силы. Очень важно во время занятий быть терпеливыми, тактичными и обязательно давать положительное подкрепление усилиям малыша. Учить стихи – дело довольно сложное, требующее малыша больших волевых интеллектуальных усилий, и здесь нужно общаться с ребёнком в положительном ключе.
А теперь рассмотрим, какие еще приёмы используют, когда помогают ребёнку выучить стихотворение. Чтобы вам было легче помогать ребёнку, текст стихотворения надо иметь под рукой, а ещё лучше, чтобы он был уже у вас в голове.
Рисуем.
Заведите папку «Учим стихи» и вкладывайте в неё тексты всех стихотворений, которые вы учите с ребёнком. Если ребёнок любит рисовать, клеить, предложите ему оформить красивую обложку. Вставляйте в свою папку портреты поэтов. Ищите информацию в интернете и рассказывайте ребёнку о каждом поэте хотя бы несколько слов.
И обязательно к каждому новому стихотворению рисуйте иллюстрацию. Если ребёнок пока рисует плохо, можно использовать ваши рисунки или иллюстрации детских художников – главное, чтобы папка и все стихи, которые в ней хранятся, привлекали внимание ребёнка, вызывали положительный отклик.
Дети постарше могут порой очень самолюбиво относиться к сравнению своих рисунков и рисунков взрослого. Если ваш ребёнок из таких «самокритиков», вставляйте в папку только работы ребёнка и обязательно найдите, что в них удалось, что нарисовано особенно выразительно.
Эхо.
Этот приём подходит при работе с детьми постарше, или в том случае, когда декламирование с движениями по каким-то причинам не подходит. Разучивая стихотворение, каждую строчку повторяем два раза: первый – с вопросительной интонацией, второй – так, как в тексте стихотворения. Получается необычный диалог, в котором и вопрос, и ответ совпадают:
Белый снег пушистый в воздухе кружится?
Белый снег пушистый в воздухе кружится.
И на землю тихо падает, ложится?
И на землю тихо падает, ложится.
Если вы ещё только начали разучивать то первый раз строчку стихотворение, вы, второй раз – ребёнок. Каждый раз, когда он повторяет, делает шаг к запоминанию стихотворения.
Вы: Наша ёлка высока?
Ребёнок: Наша ёлка высока!
Вы: Наша ёлка велика?
Ребёнок: Наша ёлка велика!
Вы: Выше папы?
Ребёнок: Выше папы!
Вы: Выше мамы?
Ребёнок: Выше мамы!
Вы: Достаёт до потолка?
Ребёнок: Достаёт до потолка!
Двигаемся.
Этот приём используют, когда разучивают стихотворение с совсем с маленькими детьми – или с детьми постарше, но вам не надо торопиться, а стихотворение довольно длинное. Вы читаете (или ребёнок, умеющий читать, читает сам) стихотворение два раза, вы обсуждаете значение новых, незнакомых слов, кратко анализируете стихотворение.
Потом встаёте из-за стола, кладёте текст стихотворения так, чтобы в него было удобно заглянуть, и начинаете придумывать, как изобразить смысл стихотворения мимикой, жестами, движениями. И каждый раз, когда вы декламируете стихотворение, сопровождаете его этими движениями. Когда ребёнок уже почти выучил стихотворение, вы можете «подсказывать» ему только движениями. Детям так легче разучивать, потому что к процессу запоминания подключается ещё и моторная, двигательная память. Придумывать подходящие движения детям очень нравится.