Мария Сергеева
Профессиональный стиль деятельности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень Критерии
Создание учебно-познавательной атмосферы Используемые методы обу-чения Деятельность учащихся на уроке Контроль (коррекция) дея-тельности учащихся
Пассив-ный Не прослеживается логика уро-ка: этапы занятий не связаны друг с другом; материал заня-тия самим учителем усвоен не в совершенстве: имеют место фактические ошибки; не ис-пользуются приемы, стимули-рующие учебную деятельность учеников; много времени ухо-дит на уточнения, исправления уже сделанного (слабо отрабо-тан инструктаж) Объяснительно-иллюстративные методы: объяснение, рассказ, беседа (вопрос-ответ, описание и пр. ; таким образом происхо-дит передача знаний в гото-вом виде путём использова-ния слова и наглядности Деятельность учащихся однообразная: чтение, по-вторение, решение при-меров, запись под диктов-ку и пр. ; учащиеся пас-сивны, дают односложные ответы, могут отказаться отвечать, не проявляют желания к самостоятель-ной деятельности, ожи-дают привычного давле-ния со стороны учителя Контроль слабый: оценивание не производится или осу-ществляется не в системе; не выработаны чёткие критерии деятельности учащихся; отве-ты учащихся не комментиру-ются
Публикация «Профессиональный стиль деятельности педагога» размещена в разделах
Относи-тельно активный Выделяются отдельные этапы урока своей учебной нацелен-ностью, эффективностью; одна-ко глубина освоения учебного материала неоднородна; учеб-но-познавательная атмосфера часто зависит от настроения учителя, темы урока или эпизо-дов, возникающих в ходе заня-тия Репродуктивные (воспроиз-водящие) методы: запись, повторение в устном или письменном видах, исполь-зование тезисов, опорных таблиц и т. д. ; учитель раз-личными методами побуж-дает ученика к воспроизве-дению полученных знаний (через запоминание, воспро-изведение, сохранение) Активность учащихся проявляется эпизодиче-ски, на отдельных этапах урока; учащиеся предпо-читают уклониться от ре-шения проблемных ситу-аций и задач; на вопросы учителя даются полные ответы или с подсказки педагога или сильными учениками Как правило учитель осу-ществляет контроль на каком-либо одном этапе урока: про-верка домашнего задания, за-крепление нового материала и пр. ; рецензируются только от-дельные ответы; контроль эпи-зодический, часто сведён к дисциплинарному воздействию
Актив-ный Урок идёт в оптимальном тем-пе, части логически связаны друг с другом; налицо сочета-ние видов учебной работы, ко-торое обеспечивает стабильную учебно-познавательную атмо-сферу в классе: внедрение иг-ровых, художественных, инно-вационных форм деятельности; постепенно возрастающая сложность заданий; весь ход урока свидетельствует о накоп-лении и закреплении отрабо-танной системы учебной рабо-ты, упорядоченности знаний, умений и навыков Проблемные методы обуче-ния: вопросы, задания, ситу-ации, для решения которых требуется пересмотреть имеющиеся учебные умения и навыки; задания на смекал-ку, сопоставление, сравне-ние, ассоциации и т. д. ; учи-тель при этом не только по-могает найти верный путь, но и готов оказать помощь при возможных противоре-чиях и затруднениях Привычные, отработанные формы учебной работы обеспечивает активное отношение учащихся к изучаемому материалу; разнообразные виды заня-тий обеспечивают заня-тость всего класса в зави-симости от способностей; учащиеся вступают в учебный диалог с педаго-гом, с желанием относят-ся к формам работы, предлагаемым учителем Контроль и коррекционная ра-бота осуществляется на всех этапах урока; ответам учащих-ся даётся полная, развёрнутая характеристика; учитель «ви-дит» класс на фронтальных формах работы; таким обра-зом, педагогом используются различные формы контроля и оценки знаний учащихся
Творче-ский Весь урок (или большая часть) проходит на эмоциональном и интеллектуальном подъёме, что даёт выход творческой энергии учащихся и самого учителя; различными средствами и при-ёмами стимулируется мысли-тельная поисковая деятельность учащихся; в результате у педа-гога и учеников возникает чув-ство приподнятости, удовле-творения от хорошо выполнен-ной работы, желание повто-рить, упрочить успех и уверен-ность в возможности будущего успеха Исследовательские, эвристи-ческие методы: творческие задания учащимся, подразу-мевающие длительную само-стоятельную работу (рефе-раты, творческие сочинения, эссе, наблюдения опыты, учебные дискуссии, познава-тельные игры и пр. ; таким образом учитель побуждает, организует и ведёт мысль учащихся к самостоятельно-му поиску и решению учеб-ной проблемы (задачи) На уроке все учащиеся за-действованы в различных видах и формах учебной деятельности : индивиду-альная, групповая, фрон-тальная, игровая, художе-ственная, коммуникатив-ная и пр. ; учащиеся адек-ватно реагируют на твор-ческие и проблемные си-туации; урок создаёт для каждого ученика возмож-ность проявить себя в за-висимости от умения и желания учиться В системе комментируется дея-тельность учащихся, даётся развёрнутая оценка; часть кон-трольных функций передана ученикам: самооценка, взаимо-оценка, даже оценка занятия
Продолжение
Критерии Бал-лы
Речь учителя и её значе-ние Взаимоотношения учите-ля и учащихся Воспитывающая сто-рона урока Результативность занятия
Речевая деятельность бед-на, эмоциональность выра-жена слабо; затруднена по-становка грамотных вопро-сов; засоренность речи, не-оправданные вопросы; в итоге речь не только не способствует, но даже за-трудняет оптимальное ве-дение урока Отношения между учите-лем и учащимися дер-жаться преимущественно в формальном ключе; на уроке нет условий для со-трудничества; сторонами не осознаё тся единства в достижении учебной це-ли: передача знаний и опыта Учитель не ставит пе-ред учащимися (и пе-ред собой) на уроке ка-ких-либо воспитатель-ных задач; не принима-ется во внимание эсте-тика помещения, где проводится занятие; пе-дагог не заостряет вни-мание на культуру от-ношений между уча-щимися Контрольный срез, этап закрепления по-казываю, что учеб-ный материал не усвоен большей ча-стью учащихся; уча-щиеся не приобрели на уроке новых зна-ний, учебных навы-ков и умений; урок характеризуется сла-бым воспитательным воздействием 1
Учитель часто «привязан» к конспекту, в речи не про-слеживается свободное владение материалом; речь не достаточно выразитель-ная, не хватает чёткости, монологи учителя часто стихийны; на уроке не вы-ражен учебный диалог с учащимися Отношения наставниче-ства: доминирующая роль педагога, недостаточное равенство в осознании учебной цели; часто от-ношения зависят от кон-кретной ситуации: настроение, личная заин-тересованность; не хвата-ет стабильности в разви-тии отношений с учащи-мися Учитель ставит воспитательные цели перед отдельными этапами урока (навык самостоятельной работы, воспитание усидчивости и т. п.); однако обстановка в классе требует к себе большего внимания: порядок на рабочих местах, записи на доске и в тетрадях, культура общения Материал урока усвоен или фрагментарно или только определённой группой учащихся; на занятии в основном закреплялись уже имевшиеся умения и навыки; урок не достиг воспитательной цели в области взаимодействия учителя и учащихся
Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в доступную, но научную форму, речь выразительная, богатая; формулировки вопросов побуждают учащихся к учебному диалогу; речь выступает как организующее начало в учебном и коммуникатив-ном плане Отношения партнё рства: руководящая роль учите-ля в совместной деятельности; чувствуется уважительное отношение педагога и учащихся друг к другу и понимание Учитель умело использует тему урока и раз-личные педагогические приёмы в воспитывающем ключе; весь ход урока дисциплинирует учащихся, настраивает на продуктивную работу; учитель не только следит за ходом учебного процесса, но и за порядком в классе, за характером взаимоотношений в классе Программный мате-риал урока учащимися усвоен в необходимом для первого освоения объёме практически всеми учащимися; ученики в ходе урока учились применять знания и умения в новых учебных ситуациях; закреплён положи-тельный воспитывающий эффект, наработанный сложив-шейся системой деятельности и отношений
Речь учителя насыщает и обогащает учебный материал; в монологах учитель создаёт проблемные ситуации, эмоциональные кульминации; оценочная окрас-ка, богатство выразительных средств ведёт к тому, что речь учителя «держит» учащихся: не только побуждает, но и создаё т условия для творчества Отношения сотрудничества и сотворчества: и учитель и ученики «заражают» друг друга творческой энергией; готовность той и другой стороны оказать друг другу по-мощь; обе стороны объединяют и деловые и дружеские личные отношения Учитель использует в воспитательном ключе не просто отдельные темы и фрагменты урока, но может выстроить целое занятие, посвящённое какой-либо те-ме, человеческому качеству, душе; речь учителя, его манера дер-жаться вызывает уважение и может служить примером для подражания; учитель заботится об этике взаимоотношений, об эстетике оформления помещения, где проходит занятие Материал урока усвоен всеми, за-креплён с опорой не прошлые знания, учителем дана перспектива на будущее; освоенные новые умения и навыки, дан толчок к самостоятельной творческой работе учащихся; чувствуется воспитывающий эффект в освоении нравственных норм, в желании продолжить общение и совместную учебную деятельность