Старостина Анна
Анализ программ по приобщению детей дошкольного возраста к межпоколенным ценностям
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей дошкольного возраста к межпоколенным ценностям
Введение. Интерпретация ключевых понятий, связанных с межпоколенным воспитанием выявляет перманентно действующих процесс изменения сущностного содержания понятий «семья», «семейные ценности», «национальные ценности», «сохранение ценностей», «межпоколенные отношения» и др., и их новую интерпретацию в изменившихся социокультурных условиях.
Основная часть. В межвозрастных (или межпоколенческих отношениях, по размышлениям разных учёных, выявляются свои из века в век традиции народа, общества, его этические взгляды, разнообразные ритуалы и обряды народа, разлад во взаимоотношениях разнообразных возрастных и социальных групп [1, с. 69]. Согласно мнению Н. В. Шахматовой, препятствие в межпоколенных отношений наименее постигнута в прогрессивной литературе вследствие показателей социальной трансформации российского общества: прошлый опыт и социокультурные ценности старшего поколения не могут быть в полной мере использованы в новых условиях, повышаются межпоколенные противоречия и усложняется конфликтогенность взаимодействия поколений [5, с. 34].
Этническое самосознание – это часть отражающая восприятие и представление индивидов этнического сознания, о себе как представителях определенной этнической общности. Так, в семье формируется образ «мы» – массовое само выделение через сопоставления по подобным характерным признакам как внешность, язык или обычаи этнической родины, историческая судьба своего народа, ритуалы, традиции, каноны и табу. Через усвоение этих ценностей этнической общности происходит формирование этнической общности, её психологии, через родной язык и культурные особенности [4, с. 34]. Белгородские сады прошли становление и апробирование ряда воспитательных программ, включающих аспекты духовно-нравственного воспитания, семейного воспитания, межличностного, межнационального и межпоколенного продуктивного взаимодействия.
В конце 80-х – начале 90-х годов в Белгородскую область был приглашен М. П. Щетинин для организации сельских учебно-воспитательных комплексов (УВК, его прогрессивные идеи педагогическая концепция для патриотического и индивидуального развития ребенка стала известна по его работе на Кубани.
Программа «Дружные ребята» разработана авторским коллективом под руководством д. п. н. Р. С. Буре. Программа ориентирована на дружеские отношения дошкольников и воспитание гуманных чувств; комплексность положительных взаимоотношений между детьми, дружеское расположение сверстников, что доставляет ребенку ощущение спокойствия и самоуверенности; формирование совместной деятельности дошкольников, когда часто появляется надобность помощь своему сверстнику, получить от него поддержку, порадоваться его успехам. В своей деятельности педагогу предоставляется возможность показать детям все возможные методы проявления доброжелательности, объяснить нравственный смысл возникающих моментов, рассмотреть и оценить поступки детей с точки зрения нравственной нормы [3].
В 1993 году в Белгородской области провела серию практических семинаров профессор Н. Е. Щуркова, которая определила воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека жизнь, достойная Человека, — это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте. Под духовно-нравственным воспитанием Е. Б. Евладова, приглашенная СОГИИ в Старый Оскол, понимает передачу детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формировании опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, ее «Программы духовно-нравственного воспитания» построены на знакомстве с жизнью выдающихся деятелей, они воспитывают гордость за подвиги самовоспитания, инициируют подражание им. Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров.
В 1994 году в Старом Осколе по приглашению СОГИУУ читала курсы Е. В. Кошмина. Она познакомила педагогов с программами – «Верикальный тематизм» и «Русская духовная музыка», которые были прияты школами.
Начало 2000-х годов инициировало интерес к разработке программ о малой родине, её истории, культуре, специфической ментальности. Сегодня в школах Белгородчины действуют программы «Доброжелательная школа».
Заключение. Воспитание доброжелательности через приобщение к межпоколенным ценностям в своей основе основывается на Концепцию духовно-нравственного воспитания гражданина и формирования России и её реального плодотворное воплощение в каждой школе. Воспитание младшего школьника, установление его качеств духовно образованной личности, необходимости создавать, любви к своей стране, творить и совершенствоваться есть наиглавнейшее условие эффективного развития будущего России.
Список литературы
1. Латышина, Д. И. Педагогика межнационального общения /Д. И. Латышина, Е. А. Найденова - М. : Гардарики, - 2004. – 320с.
2. Лебедева, Н. И. Этнографическая характеристика отдельных групп русского народа / Н. И. Лебедева. - М. : 2013 – 89с.
3. Маркова Т. А. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2009, №10, - С. 26-36.
4. Николаева, В. А. Воспитание на традициях народной педагогики /В. А. Николаева, - Белгород: 2010. – 176 с.
5. Радищева, А. Н. Домашнее воспитание: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Радищева. – СПб. : Питер, 2014. – 720 с.