Галина Герасимова
Современный педагог — профессиональный лидер способный развить современные компетенцию у воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Современное качество содержания образования основано на формировании компетенций. Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных задач, становится способность и готовность педагогов работать в новых условиях.
«Главной сегодняшней задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни» - М. Ноупз [1]
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе образования, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к качественным характеристикам специалистов этой сферы. Их профессиональная компетентность зависит от многих составляющих.
Одним из возможных путей, способных существенно повлиять на развитие компетентности педагогов, повышение качества образовательного процесса, является использование современных технологий обучения, в том числе инновационных. В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными информационными коммуникационными технологиями (ИКТ) становится общим универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Содержание подготовки педагога или иной специальности представлено в квалификационной характеристике – нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика – это обобщенных требований к воспитателю на уровне его теоритического и практического опыта.
Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у педагогов учебных заведений должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.
В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию в ходе Берлинской конференции. Вскоре была создана концепция модернизации российского образования, в которой в качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностный подход. Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования [1].
Квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным. Профессиональную компетентность определяют, как готовность к осуществлению педагогической деятельности определяют знания, умения, опыт.
Требования к компетенциям диктует профессиональный стандарт педагога. Сначала его хотели ввести с 1 января 2015 года, но согласно приказу Минтруда от 25.12.14, зарегистрированного в Минюсте 19.02.2015 года, пункт 2 данного приказа вступает в силу 1 января 2017 года [2].
Это нужно в первую очередь, чтобы получить «на выходе» компетентного специалиста из неопытного абитуриента. Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС и Законом об образовании. Требования к преподавателю регламентируются несколькими правовыми актами:
Закон об образовании (высшая инстанция) ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников», ст. 49 «Аттестация педагогических работников» [3].
Этапы формирования профессиональной компетентности :
-самоанализ осознание необходимости;
-планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
-самоуправление, анализ, самокорректировка.
Модернизация системы образования предполагает переход в компетентностное образование, и здесь большую роль играет педагог.
Педагогическое мастерство – это владение педагогом системной психолого-педагогических знаний, навыков, умений и способностей по организации образовательного процесса и его эффективному осуществлению. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности.
Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, стремится к тому, чтобы каждый воспитанник четко осознавал своё место в обществе и был готов к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.
Современный воспитатель должен иметь отличную профессиональную компетентность, дисциплинированность, тактичность, умение прощать, иметь хорошие коммуникативные навыки. Это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Он осознанно развивает свою индивидуальность средствами своей профессии.
Но не стоит забывать о существовании и других областей знаний. Узкопрактические специалисты не могут быть полноценными собеседниками, не в состоянии поддержать тему разговора, не могут общаться с детьми и коллегами. А ведь способность к общению, обмену информацией одна из ведущих способностей педагога.
Компетентность - это способность воспитателя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность [4].
Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма воспитателя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом воспитателю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.
Компетентностный подход акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях.
Воспитатель должен суметь перестроиться на данный принцип работы. Он не диктатор. Он лишь задаёт наводящие вопросы, ведёт дискуссию, предоставляя воспитанникам свободу выбора способов, средств и видов деятельности.
Несмотря на неоднозначность представленных подходов профессионально компетентным можно назвать воспитателя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании воспитанников.
Самообразование воспитателя более эффективно в том случае, если оно связано не только узко-дидактическими целями, но и реализует идею всестороннего развития специалиста как личности для обеспечения высокого качества воспитания воспитанников. Воспитатель, который постоянно и эффективно занимается самообразованием, оказывает влияние на формирование у воспитанников потребности в самостоятельном приобретении знаний, на развитие у них соответствующих умений и навыков. Личный пример воспитателя во все времена считался важнейшим средством воспитания.
Творческая атмосфера – не самоцель, а средство повышения эффективности педагогического труда воспитателя. Лицо коллектива в большей мере определяется наличием в нем воспитателей, которые задают тон, служат вдохновляющим примером. В каждом коллективе есть воспитатели, которые постоянно совершенствуют педагогическое мастерство [5].
Прежде всего, современный воспитатель – это профессионал, он соединяет в себе любовь к делу и к воспитанникам. Педагогический профессионализм определяется, прежде всего, через понятие педагогическое мастерство.
Воспитатель способен создавать условия для развития творческих способностей воспитанников, развивать у них стремление самостоятельно мыслить, полнее реализовать потребности обучающихся. Поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Любовь и терпение творят чудеса.
Основные компетенции современного воспитателя [6]
• уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность воспитанников;
• уметь мотивировать воспитанников, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
• уметь использовать разнообразные формы организации деятельности и включая разных воспитанников в разные виды работы и деятельности, с учётом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов;
• уметь подмечать склонности воспитанников и в соответствии с ними определять подходящий для него деятельность;
• использовать систему оценивания, позволяющую воспитанникам адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их;
• уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать её у воспитанников в процессе занятий;
• уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых воспитанников компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев;
• владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу воспитанников и руководить ею;
• владеть компьютерными технологиями и использовать их в процессе работы.
Литература
1. Котова Т. И. Компетентностный подход к личности обучаемого через компетенции преподавателя вуза.
2. Кутейникова И. Х. Профессиональная нравственность как важный элемент педагогической квалификации. – Челябинск, 2002.-с. 46-48.
3. Владимирова В. В. Использование техники модерирования для повышения уровня компетентности студентов и преподавателей.
4. Чернилевский Д. В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология : Учеб. Пособие для вузов. М. :МГТА, 2001, с. 178
5. Парахонский А. П. Профессиональная адаптация преподавателей//Сборник научных статей Кубанского медицинского института, Краснодар, 2005.
6. Фролов А. Г., Хомочкина С. А., Матушанский Г. У. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе// Образовательные технологии и наука, № 9(2) – Казань, 2006, с. 268