Ирина Рыжова
Профессиональный стандарт «Педагог»
▼ Скачать
Слайд 1
Уважаемые коллеги представляем вашему вниманию презентацию на тему: «Профессиональный стандарт «Педагог»
Слайд 2
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Публикация «Профессиональный стандарт „Педагог“» размещена в разделах
Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н принят «Профессиональный стандарт педагога». Данный документ будет, применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда
Слайд 3
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, планировании карьеры; для формирования должностных инструкций и разработке ФГОС педагогического образования.
Слайд 4
Внедрение профессионального стандарта приведет к изменению проведения аттестации педагогических работников, повышению их квалификации, корректировке нормативно-правовых актов: должностной инструкции педагогических работников, трудовых договоров и др. документов.
Слайд 5
В профессиональном стандарте определяются основные требования к квалификации педагога, он может дополняться региональными требованиями, может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов образовательного учреждения, отражает структуру профессиональной деятельности педагога, выдвигает требования к личностным качествам педагога.
Слайд 6
Профстандарт подробно описывает трудовые действия педагогических работников.
Педагог должен выполнять трудовые действия:
Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основной образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)
Организовывать и проводить педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы
Развивать профессионально значимые компетенции
Формировать психологическую готовность к школьному обучению
Организовывать различные виды детской деятельности и т. д.
Слайд 7
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику.
Педагог должен знать специфику дошкольного образования, общие закономерности развития ребенка в дошкольном возрасте; уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности; владеть теорией и педагогическими методиками развития детей дошкольного возраста; уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; реализовывать педагогические рекомендации специалистов в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми особыми образовательными потребностями; владеть ИКТ- компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы.
Слайд 8
Требования к квалификации педагогов дошкольного образования:
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего воспитателя - высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2-х лет.
Слайд 9
Особые условия допуска к работе:
К педагогической деятельности не допускаются лица:
Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
Имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ;
Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
Имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Слайд 10
Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
Основные педагогические компетентности
педагогов дошкольной образовательной организации
Методологическая компетентность: Реализация системно-деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач.
Психолого-педагогическая компетентность. Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса).
Коммуникативная компетентность. Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).
Исследовательская компетентность. Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.
Презентационная компетентность. Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т. д.
Акмеологическая компетентность. Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.
Информационно-коммуникационной компетентности. Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете.
Слайд 11
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности. В современных условиях особое значение приобретает использование технологий сопровождения педагогов. Одной из таких технологий выступает индивидуальный образовательный маршрут, который может занять важное место в портфолио педагога, являясь средством самообразования, стержнем и вектором образовательной траектории.
Слайд 12
Целью и соответственно результатом реализации ИОМ любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога.
Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до трёх лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретной образовательных линий).
При проектировании ИОМ педагогам оказывается консультативная помощь и предоставляется информация о возможностях методической работы в ОУ и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ОУ (курсовая подготовка в системе повышения квалификации, РМО, открытые мероприятия, форумы, фестивали и т. п.).
Слайд 13
Введение профессионального стандарта педагога необходимо так как : качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов; профессиональный стандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.