Александр Владимирович Гришин
Профессиональное самообразование будущего учителя как способ саморазвития
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле – как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком – как «создание себя», «самостроительства»).
Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования.
В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству.
Каковы функции самообразования?
Публикация «Профессиональное самообразование будущего учителя как способ саморазвития» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
М. Князева выделяет несколько таких функций:
• экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний;
• ориентировочная – определение себя в культуре и своего места в обществе;
• компенсаторная – преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;
• саморазвития – совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
• методологическая – преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
• коммуникативная – установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
• сотворческая – сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;
• омолаживания – преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить в состояние учащегося);
• психологическая (и даже психотерапевтическая) – сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
• геронтологическая – поддержание связей с миром и через них – жизнеспособности организма.
Таким образом, самообразование – необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.
Профессиональное самообразование будущего учителя - целенаправленная самостоятельная деятельность студента по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-
педагогических и методических знаний и их творческое использование в соответствии с характером выполняемой работы.
Профессиональное самообразование выполняет следующие функции:
• дополняет, углубляет, расширяет имеющиеся знания;
• компенсирует недостатки базового образования и является средством его приобретения;
• способствует формированию индивидуального стиля педагогической деятельности;
• является средством самопознания и самосовершенствования
В профессиональное самообразование включаются 4 вида самообразовательной деятельности :
фоновое общеобразовательное самообразование;
фоновое педагогическое самообразование;
перспективное профессиональное самообразование
и актуальное педагогическое самообразование.
Фоновое общеобразовательное самообразование - самостоятельная познавательная деятельность, часть естественной жизни студента, не требует специальной организации и планирования: чтение художественной литературы и периодических изданий, детской литературы, просмотр отдельных телепередач, слушание радио, посещение кино, театров, музеев, выставок; участие в экскурсиях самого разного характера и направленности, лекториев, всевозможных курсов.
Фоновое педагогическое самообразование - просмотр и чтение педагогической периодики и новых книг по педагогике, психологии, методикам, создание личной библиотеки и ее систематизация, накопление и классификация различных материалов для использования в учебной работе.
Перспективное профессиональное самообразование - работа студента над определенной предметной или психолого-педагогической, методической проблемой, рассчитанная на достаточно длительный срок: написание рефератов, курсовых и дипломных работ.
Актуальное педагогическое самообразование - работа над отдельными, наиболее существенными, но частными затруднениями в своей учебной деятельности.
Каждый содержательный компонент самообразования будущего учителя может находиться на различных уровнях сформированное, в результате вся самообразовательная деятельность выступает как многоуровневое образование.
Метод «портфолио» как способ самообразования
Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать метод, накапливаемый специалистом, его знания, четче определить направления его развития, облегчить консультирование его со стороны более квалифицированных педагогов и администрации, а также сделать более объективную оценку его профессионального уровня.
Портфолио представляет собой:
• набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты. Справки, грамоты. Характеристики, рекомендации и др.);
• методический «портфель» - описания используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих или иных работ детей;
• описание процесса и результатов работы с наставником (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты наблюдения супервизора и оценки работы с его стороны);
• результаты аттестаций и иных видов оценки работы учителя.
По усмотрению специалиста, в портфолио могут быть включены и иные документы.
Прежде чем начать собирать портфолио, необходимо как можно более точно определить цель этой работы. В зависимости от этого, в него могут быть включены различные документы и даже подборки
материалов по теме.
Какими же могут быть основные цели работы над портфолио?
Помощь в развитии карьеры учителя.
В том случае, если специалист претендует на более высокую должность в своей школе, более высокий разряд оплаты или аттестационную категорию, административную работу или собирается поменять работу, ему необходимо отразить в своем портфолио информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Начать лучше с небольшого эссе, в котором будут полно и точно сформулированы взгляды педагога на свою профессию, на процессы обучения и воспитания.
Цель написания эссе – выявить ценностные ориентиры и направленность специалиста, его мотивацию и основные содержательные цели в работе. Хорошо, если будут сделаны видеозаписи фрагментов урока, воспитательных мероприятий и т. д. Видеозаписи следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы деятельности, умения специалиста по анализу работы. Еще один раздел портфолио как помощи в развитии карьеры педагога – документы, отражающие официальную оценку его работы. Это могут быть характеристики, результаты аттестации, заключения по итогам работы за год, рекомендации и т. д. Последний раздел – документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога: дипломы, сертификаты, грамоты, справки, заключения аттестационных комиссий.
Отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста.
Иногда портфолио собирается как «методическая копилка», отражение взглядов человека на свою профессию. В этом случае разделы в нем определяются самим специалистом, но существуют и общие рекомендации, помогающие его подбору и более эффективному использованию. Лучше, если материалы в нем собираются по годам работы. В этом случае педагогу легче проследить динамику своего развития, изменение взглядов на себя и профессию, методов и подходов. Иногда случается так, что неиспользуемые годами методы вдруг становятся «любимыми» и эффективными. Кроме того, такое расположение документов помогает их быстрому нахождению, в том числе и для составления портфолио с другими целями. Не следует оставлять завершение ежегодного портфолио на начало следующего учебного года. За период каникул многое уходит из памяти, меняются некоторые позиции и установки. Самый оптимальный период для анализа работы за год – одна-две недели после завершения учебного года. Начинается работа над ежегодной «копилкой» также за одну неделю до учебного года – с рефлексивного размышления (записанного в дневник или в виде отдельного эссе) об ожиданиях от нового учебного года, себя в профессии, учеников, школы в целом. Что можно дать для их развития, достижения общешкольных целей? Что можно взять от них, чему научиться? Далее выбирается одно из направлений профессионального роста, над которым специалист будет особенно серьезно трудиться в течение года. В ходе этой работы формулируется и записывается цель работы на год. В течение года в портфолио добавляются примеры использования методик и методических приемов, планы и программы своей работы и работы детей, фрагменты уроков, воспитательных мероприятий, конспекты литературы, статьи и т. д. В конце года проводится анализ уровня достижения поставленной цели и всей работы.
Помощь в профессиональном развитии педагога.
В портфолио необходимо отразить основные, «базовые» принципы профессионального развития данного специалиста. Для чего необходимо развитие в профессии? Что лежит в его основе? Каковы направления развития? Кто может помочь в этом процессе? Где следует искать соответствующие знания и опыт? Для того чтобы создать самому себе возможности для контроля, необходимо разработать структуру и программу развития. С этой целью определяется форма: курсы повышения квалификации, стажировка, самостоятельное изучение материала, обращение к помощи наставника или работа в группе коллег. Следует помнить, что, как правило, работа в группе, контроль и помощь наставника повышают эффективность работы. Для развития крайне важно иметь поддержку и помощь со стороны других людей. Следующий раздел посвящен определению форм и методов развития. К ним относятся приобретение новых знаний, наблюдение за работой специалистов, обсуждение с коллегами, постоянная работа с наставником, чтение журналов по профессии, отработка практических навыков. По мере работы в портфолио вносятся конспекты, видеоматериалы, резюме, ксерокопии статей и др. Другой раздел портфолио следует посвятить работе по повышению эффективности используемых методов и освоению новых методик и технологий. Несомненно, создание портфолио требует некоторых затрат времени со стороны педагога, но его использование повлечет за собой осознанное профессиональное развитие.