Наталья Сидорова Бондарева
Профессиональная компетентность психолога в инклюзивном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
2. Профессиональная компетентность психолога в инклюзивном образовании
В современной образовательной системе особое внимание уделяется развитию профессиональной компетенции педагога и совершенствованию педагогического мастерства.
Вопросом изучения и формирования профессионально-значимых качеств занимались : Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, В. Л. Марищук, Б. Г. Ананьева, С. В. Мелешина, Л. Ф. Спирин и др.
Публикация «Профессиональная компетентность психолога в инклюзивном образовании» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Они по-разному трактовали значение этих понятий. Но все они сходились в одном: говоря простым и доступным языком, профессиональную компетентность можно назвать способностью специалиста выполнять работу правильно {5}. Благодаря их трудам видно, что профессиональная компетентность – это не что иное, как совокупность знаний и умений, навыков и способностей, необходимых специалисту для эффективной деятельности, в том числе умение использовать знаковые и технические средства, известные в настоящее время в сфере педагогики {6}. Так же можно найти определение профессиональной компетенции как «многофакторное явление» {5}. Более точное определение данного понятия можно увидеть в трудах Б. С. Гершунского, где профессиональная компетенция педагога понимается как «единство теоретической и практической готовности» {7,65}.
Эффективное осуществление своей деятельности в сфере инклюзивного образования достигается только благодаря высокому уровню развития профессиональной компетенции {9}.
Но компетентность, как и профессионализм, невозможно получить вместе с дипломом. Чтобы развить в себе профессионализм, мастерство и достичь необходимой компетенции, необходимо много трудиться {10,7}.
Таким образом профессиональная компетентность психолога в инклюзивном образовании включает в себя не только высокий уровень профессиональной подготовки, хорошие знания психологии и высокий уровень владения различными психологическими методами изучения и обследования ребёнка, но самое главное, способностью грамотно интерпретировать полученные данные.
К сожалению, в ВУЗах нашей страны ещё не достаточно разработана система подготовки педагогов-психологов к работе с «особыми» детьми в инклюзивном образовании. Поэтому психологи образовательных учреждений просто не готовы к работе с детьми с различными проблемами в развитии.
Но всё же проводятся различные тренинги, вебинары, конференции, семинары, курсы повышения квалификации. В системе образования стало довольно модно проводить обмен опытом, где опытные специалисты проводят мастер-классы, демонстрируют профессиональное мастерство, делятся своим опытом работы. На таких мероприятиях обсуждаются различные вопросы, молодой специалист может задать интересующий вопрос и получить исчерпывающую информацию на основании своего опыта работы. Таким образом коллеги по работе повышают компетенцию друг друга, а между тем, вместе решают многие проблемные вопросы, что по сути похоже на консилиум психологов-практиков и теоретиков {27,72}.