Лучший педагог года

Деловая игра «Профессиональная компетентность педагога»

Лидия Газаева
Деловая игра «Профессиональная компетентность педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

Деловая игра «Профессиональная компетентность педагога»

Цель: Выработка единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.

Задачи:

1. Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.

Публикация «Деловая игра „Профессиональная компетентность педагога“» размещена в разделах

2. Обеспечить обмен опытом работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности.

3. Разрешить проблемы организации самостоятельной работы над повышением личного профессионального уровня педагогов.

4. Познакомить педагогов с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.

5. Повлиять на профессиональное становление педагога.

Ход игры

В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Вопрос:

Какие основные составляющие профессиональной компетентности педагога вы можете перечислить?

Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально- компетентный педагог.

1 задание: «Мозговой штурм»

Мы попробуем выявить качества, необходимые для успешной педагогической деятельности.

Определить 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих

профессиональную компетентность педагога, причем пять из них – личностные качества, пять – профессиональные. (Записываются любые мнения и предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от участников группы.)

1 группа- определить качества, составляющие профессиональную компетентность педагога.

2 группа- определить качества, составляющие личностную компетентность педагога.

- Мы подошли к тому, что современный педагог должен обладать многими компетентностями в разных направлениях, а особенно в педагогике.

- Перечислите условия, которые способствуют профессиональному росту?

Самообразовательная работа

Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

Обзор в Интернете

Посещение семинаров, конференций, ООД коллег.

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

Изучение информационно-компьютерных технологий.

Общение с коллегами в МБДОУ, городе и в Интернете.

Участие в конкурсах в Интернете.

Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.

Т. е., я думаю, что вы согласны с тем, что современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Сейчас я вам предлагаю пройти небольшие интеллектуальные соревнования.

2. Задания каждой группе педагогов:

1 группа:

1. Назовите документы, на основании которых осуществляется наша

деятельность. (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», СанПИН,

Устав ДОУ, ФГОС, образовательная программа ДОУ)

2. Какие формы мы можем использовать при организации детской

деятельности в соответствии с ФГОС? (НОД, совместная деятельность

педагога и детей, самостоятельная деятельность детей).

3. В каких программах полнее раскрыта система воспитательно- образовательной работы с детьми- в парциальных или комплексных? (в комплексных- основные направления развития, в парциальных- одно или несколько)

4. В каком документе говорится: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться». (Профессиональный стандарт педагога)

5. Закончите фразу – Профессиональный стандарт педагога–документ, включающий

перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ.

2 группа:

1. По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира.

В экологическом воспитании этот прием является ведущим? (наблюдение)

2. Как оценивается профессиональная деятельность педагога дошкольного образования (только комплексно).

3. Где может применяться проф. стандарт?

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий. (все ответы верны).

4. Какие методы и приемы мы можем использовать при проведении

непосредственно организованной деятельности? (Это могут быть

традиционные методы и приемы)

5. Назовите виды детской деятельности в соответствии с ФГОС (Игровая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, изобразительная деятельность, трудовая деятельность (самообслуживание и элементы бытового труда, конструирование из различных материалов, музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная деятельность)

3 задание: Рекламное объявление.

1 группа - продавцы: представители ДОУ».

Инструкция для продавца: Вы – представитель ОУ. В вашем ОУ представлены образовательные и воспитательные услуги на любой вкус. Вы предлагаете их потенциальным покупателям – родителям или педагогам, ищущим работу. Вы не можете задавать вопросы «покупателям» услуг, «покупатели» вольны выбирать, предпочесть именно ваше учреждение или….

2 группа (делится на 2 подгруппы)– покупатели: родители или педагоги, ищущие работу.

Инструкция для покупателей: Вы потенциальные «покупатели» образовательно-воспитательных услуг ОУ. Вы можете выбрать для себя это ОУ, если вам понравится предложение, а можете не выбрать, если предложение вам не понравится. Пока «продавец» говорит, вы помечаете у себя заинтересовавшее вас предложение.

Задача максимум для «продавца» – привлечь всех «покупателей». У «продавца» – 3 минуты на продажу услуг.

После того, как три минуты прошли, тьютор подводит итоги: сколько покупателей развернулось – выбрало детский сад, кто детский сад не выбрал и почему?

Вопросы к продавцу: были ли трудности при продаже и почему? Как можно было бы быстрее продать услуги?

Вопросы к покупателям: почему выбрали/не выбрали детский сад?

4 задание: «Художники»

1 группа - нарисовать «как пахнет радуга».

2 группа - «о чем мечтают звезды».

- Расскажите о своем рисунке, было ли трудно выполнить такое задание. В чем заключалась трудность?

- Какие профессиональные качества педагога вы можете отметить в данном задании?

- Дорогие коллеги, мы уже говорили, что современный педагог должен быть компетентным, он должен обладать определенными личностными качествами. Какими? Мы уже определили, и далее продолжим их определять.

Сейчас каждой команде будут предложены педагогические ситуации,

которые нужно решить, используя весь свой педагогический и личностный

потенциал.

6 задание: Ситуации. (их предлагается решить в соответствии с требованиями ФГОС и профстандарта).

1 группа

1. Мальчик принес в группу большую грузовую машину. Очень хорошо

играл с двумя мальчиками. Но когда подошел еще один мальчик и попросил

принять его в игру, хозяин машины набросился на него с кулаками.

Как корректно сообщить о данном инциденте мамам?

2. Воспитатель огорчен тем, что на родительском собрании отсутствовали некоторые мамы и папы, а им, по мнению воспитателя, «было бы желательно услышать то, о чем шла речь». Как привлечь пассивных родителей и сделать так, чтобы в следующий раз они пришли?

3. В ДОУ после декретного отпуска вышла музыкальный руководитель, имеющая большой профессиональный опыт. Воспитатель одной из групп увидела в сотруднице конкурентку и начала вмешиваться в ее работу. Когда музыкальный руководитель занималась постановкой детского праздника, воспитатель стала проявлять инициативу, пыталась самостоятельно распределять роли между детьми, навязывала свои советы. Педагог игнорировала ее рекомендации. Тогда воспитатель пошла на конфликт, стала делать резкие замечания в адрес коллеги. Конфликт мог перерасти на личностный уровень.

Как можно конструктивно решить этот конфликт? (Предлагаемые варианты записываются на доске).

Комментарии психолога: На консультации с воспитателем были сделаны акценты на ее профессионализме и высокой оценке ее работы администрации ДОУ, и как профессионалу был задан вопрос – как бы она оценила данную ситуацию, если бы на месте музыкального руководителя была она сама. Педагог согласилась с тем, что была бы не довольна, если бы вмешивались в ее работу. Каждый сотрудник должен отвечать за деятельность в рамках своей компетенции и должностной инструкции. Личные отношения между участницами конфликта были налажены.

2 группа

1. На прогулке поссорились два мальчика. Один из них убежал с участка.

Воспитатель был вынужден позвать на подмогу помощника воспитателя.

После того, как воспитатель догнал беглеца, ребенок долго отказывался

возвращаться в группу.

Как корректно сообщить о данном инциденте маме?

2. В семье одной из воспитанниц дошкольного учреждения, наблюдался конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребенка.

Если девочка жила у бабушки, ее приводили в детский сад вовремя, и весь день проходил в рамках установленного в учреждении режима. Если девочку забирала мама, то ребенка привозили в 10:30, время, когда все занятия подходили к концу, и оставались только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем.

Учитывая, что данная группа подготовительная, воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут. Мама пожаловалась заведующему ДОУ. В результате девочку забрали из детского сада и перевели в другой.

3. В детском саду назрел конфликт между воспитателями одной группы - с опытом и молодым специалистом. На протяжении нескольких месяцев молодой специалист-воспитатель работала неплохо: ее деятельность соответствовала образовательной программе, но отсутствовало стремление к применению инноваций. Воспитатель с опытом регулярно давала рекомендации по улучшению качества работы молодому специалисту, делилась новыми разработками. Однако молодой специалист игнорировала все предложения старшей коллеги, действовала строго по программе. В итоге между педагогами состоялся деловой разговор, который быстро перерос в выяснение отношений. Как решить данный конфликт?

Комментарии психолога: Беседа с воспитателем с большим педагогическим опытом показала, что она отмечает положительные профессиональные и личностные качества молодого специалиста и с ее стороны есть желание помочь в становлении молодой коллеги. Были даны рекомендации в какой форме (на равных, без давления) выстраивать общение с молодым педагогом. Подключиться к контролю выполнения членами пед. коллектива значимых предложений со стороны старшего коллеги. В беседе с молодым специалистом были подчеркнуты плюсы ее работы, затем было подчеркнуто, второй педагог является педагогом с большим стажем, поэтому все его предложения важны, к ним необходимо прислушиваться и применять в своей педагогической практике. Для смягчения данного конфликта было предложено участие педагогов данной группы в конкурсе методических разработок внутри педагогического коллектива ДОУ.

Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о нашем мероприятии.

Сегодняшняя деловая игра показалась мне…

На ней я поняла, я узнала, я разобралась…

Было трудно…

Я похвалила бы себя…

Теперь я могу…

Хочу выразить…

- А сейчас предоставляем слово наблюдателю.

Публикации по теме:

Презентация «Профессиональная компетентность педагога как условие развития педагогического мастерства» Хочу поделиться с вами темой моего выступления «Профессиональная компетентность педагога как условие развития педагогического мастерства».

Деловая игра для педагогов ДОУ «Профессиональная готовность педагога к реализации ФГОС» Сценарий деловой игры для педагогов ДОУ «Профессиональная готовность педагога к реализации ФГОС ДО». Цель: активизация мыслительной деятельности.

Консультация для педагога «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» Тема: «Компетентность педагога в сфере общения с родителями» Аннотация. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль.

Педагогический совет «Профессиональная компетентность воспитателя» Протокол №19 заседания педагогического совета №2 от 31.10.2016 Тема: «Профессиональная компетентность воспитателя» Цель: познакомить с.

Профессиональная компетентность педагога ДОУ Добрый день уважаемые коллеги! В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным.

Профессиональная компетентность педагога в ДОУ «Педагогическая компетентность воспитателя ДОУ» Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная.

Профессиональная компетентность педагога в моделировании развивающей предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский.

Профессиональная компетентность педагогов В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное.

Протокол заседания районного методического объединения заведующих ДОУ «Профессиональная компетентность педагога» Протокол заседания районного методическое объединение заведующих муниципальными казенными дошкольными образовательными учреждениями. Тема:.

Сценарий семинара-практикума для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в условиях ФГОС» МБДОУ детский сад №96 комбинированного вида г. Владикавказа Вульф М. Э. ,старший воспитатель,высшая квалификационная категория Семинар – практикум.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра «Профессиональная компетентность педагога»
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 22:32
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деловая игра «Профессиональная компетентность педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Газаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД