Алексеева Ольга Викторовна
Профессиограмма учителя физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиограмма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. (8)
Темочки:
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Учитель — профессия образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. Отдельные учителя (за некоторыми исключениями в начальной школе и отдельных случаях) преподают различные предметы. Также в обязанности учителя входит поддерживание дисциплины и организованности учащихся. (10)
Профессиограмма педагога
Важнейшей частью профессиограммы является психограмма, представляющая собой психологический анализ структуры профессиональной деятельности. Содержание и объем профессиограммы зависит от цели, с которой проводится изучение профессии. В качестве такой цели могут вы ступать профотбор, профориентация и профконсультация, производственное обучение, рационализация режима и условий труда.
Профессиограмма, составленная в целях профотбора, должна включать двоякого рода требования к личности: во-первых, те, которые определяют необходимые и некомпенсируемые способности и должны предъявляться к любому среднему работнику данной профессии; во-вторых, указания на качества личности только желательные, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. (9)
Профессиограмма, составленная в целях профориентации и профконсулътации, отличается большой широтой содержания. В ней необходимо отразить всесторонние знания о профессии: социально-экономические, исторические, производственно-технические; дать психологический анализ про-фессиональной деятельности, процесса подготовки к ней, а также санитарно-гигиеническую характеристику условий труда. В профессиограмму включаются и элементы профпропаганды: рассмотрение социальной значимости профессии, прогнозирование ее престижа (значение этой профессии для государства и работника). Профессиограмма, составленная в целях профориентации, должна состоять из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: основной, рассчитанной на молодежь, и дополнительной, методической части, рассчитанной на мастеров и педагогов. Обе части целесообразно заканчивать списками литературы, рекомендуемой для лучшего ознакомления с данной профессией. Методическая часть профессиограммы должна быть согласована с профессиограммой, имеющей целью отбор для данной профессии. (9)
Иные задачи ставятся перед профессиограммой, когда организуется исследование в целях рационализации процесса производственного обучения. Спецификой такой профессиограммы является установка на выявление в первую очередь тех психофизиологических функций, которые, будучи важными для ра-боты, подвержены значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессиональным мастерством. Отысканию путей наиболее эффективного обучения специалистов будет способствовать сравнительный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого специалиста. В том и другом случае необходимо выделить характерные психологические структуры и сопоставить их между собой для того, чтобы определить, насколько процесс формирования молодого специалиста соответствует тем требованиям, которые предъявляются профессией к квалифицированному работнику. На основе такой профессиограммы в дальнейшем намечаются мероприятия, направленные на рационализацию обучения.
Профессиограмма служит средством решения ряда научно-практических задач. Структура профессиограммы, объем ее отдельных частей, степень обобщенности или детальности описания тех или иных особенностей деятельности определяются задачей ее изучения.
Профессиограмма учителя физической культуры - вооружение специальными знаниями, умениями и навыками для успешного осуществления профессиональной деятельности. (9)
• Теоретические знания (медико-биологические науки, гуманитарные, социология, педагогика и т. д.);
• овладение двигательными навыками спортивной подготовки;
• коммуникативные качества; целенаправленность на проф. деятельность;
1. Цель деятельности педагога
Цель — способствовать всестороннему, гармоническому развитию физической культуры личности школьника и подготовке детей к жизни, в первую очередь к приобретению профессии и успешному включению в трудовую деятельность. (7)
Цель физического воспитания – способствовать развитию физических и психических качеств школьников, формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Решение этих задач определяет основные функции учителя физической культуры, к которым относятся: воспитательные, образовательно-просветительские, управленческо-организаторские, проектировочные, административно-хозяйственные. (1)
Воспитательные функции состоят в формировании нравственных и идейных взглядов личности школьника.
Образовательно-просветительные функции заключаются в передаче ученикам специальных знаний и умений.
Управленческо-организаторские функции состоят в организации уроков, занятий в спортивных секциях, спортивных соревнований и в управлении всей спортивной деятельностью учащихся.
Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию мероприятий по физической культуре, учебных нагрузок и определенных результатов, которых должны достигнуть ученики. При этом, осуществляя контроль за темпами реального развития школьников, необходимо вносить коррективы в план работы. Особая роль принадлежит проектированию (планированию) уроков. Это подбор учебного материала в соответствии с задачами урока, возрастом школьников, спецификой группы, половыми и индивидуальными особенностями учеников.
Все это находит отражение в конспекте урока. Кроме того, важно внести в конспект информацию о системе, содержании и последовательности собственных действий учителя, а также о приемах для повышения активности учащихся на уроке.
Административно-хозяйственные функции учителя физической культуры многообразны. Они направлены на материальное обеспечение процесса физического воспитания. Это приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря, создание и благоустройство пришкольных спортивных площадок, обеспечение туристических походов и многое другое.
2. Основные средства деятельности
Термин "средство" происходит от слова "средний", "серединный". Средство - это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы. (6)
ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ - это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося. (6)
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность. (6)
В структуре деятельности учителя физического воспитания на уроке можно выделить конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты. (5)
Конструктивная деятельность учителя - это мыслительная деятельность по проектированию знаний, умений, навыков, а также по формированию качеств личности учащихся на отдалённый период времени, на конечный результат с учётом требований завтрашнего дня.
Её содержание - отбор и проектирование учебного материала, действий учащихся и учителя в соответствии с требованиями программы и конкретными материальными условиями для проведения занятий, а также с особенностями учащихся данного класса.
Успешность конструктивной деятельности учителя зависит от умения постоянно, глубоко, всесторонне анализировать характер и результаты своей работы, ошибки учащихся при выполнении отдельных двигательных действий, выявлять их причины, устанавливать закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств.
Конструктивная деятельность учителя тесно взаимодействует с гностической.
Гностическая деятельность учителя физического воспитания - это прежде всего анализ содержания и способов осуществления учебного процесса, изучение его участников (их возможностей и способностей, возрастных, половых, индивидуальных особенностей, результатов собственной деятельности (её достоинств и недостатков, изучение эффективности различных методов организации урока и методов обучения и воспитания, развития двигательных качеств, т. е. сбор разнообразной информации об особенностях процесса и результатах своего труда для коррекции деятельности.
Гностическая деятельность предусматривает:
• изучение учебников, новейших работ по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировке, врачебному контролю, методических пособий, программ (с критической переработкой и внедрением) с целью использования в собственной работе;
• изучение опыта других учителей;
• выявление трудностей усвоения учебного материала школьниками и путей их преодоления;
• планирование взаимного развития двигательных качеств и навыков с учётом возрастных и анатомо-физиологических особенностей детей;
• выбор необходимого для усвоения определённых двигательных умений и навыков инвентаря и оборудования (нестандартных снарядов, наглядных пособий, технических средств обучения);
• определение уровня знаний, умений, навыков и развития двигательных качеств для планирования процесса обучения;
• анализ индивидуальных ошибок в усвоении учащимися умений и навыков и способы их устранения;
• дифференцированную оценку знаний, умений, навыков учащихся и последующую коррекцию их деятельности;
• изучение бытовых условий учащихся для объективной оценки влияния семьи на физическое развитие ученика;
• установление межпредметных связей;
• анализ применяемых методов обучения и воспитания;
• анализ методов организации деятельности учащихся на уроке;
• анализ взаимоотношений учителя с учащимися;
• коррекцию своей деятельности в зависимости от результатов усвоения учащимися тех или иных разделов учебной программы. Она связана с потребностью в рационализации мыслительной деятельности, знанием общих правил, по которым нужно действовать, практической проверке их самоконтролем. Нередко гностическая деятельность вызывает у учителя большие трудности, и в то же время именно она дарит ему положительные эмоции, приносит удовлетворение. Гностический компонент создаёт основу для развития всех других компонентов.
Организаторская деятельность учителя физического воспитания на уроке - одна из ведущих, она состоит из реализации на практике проектов (планов) учителя. Это "деятельность одного человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с действующей группой людей".
Организаторская деятельность проявляется различным образом. Во-первых, в речи учителя (объяснении задач урока и упражнений, подаче команд и распоряжений, подведении итогов урока и т. д.). Во-вторых, в поведении учителя:
• в выборе места для ведения урока;
• в целесообразных передвижениях по залу с целью руководства классом, контроля за выполнением упражнений, оказания помощи и страховки;
• в своеобразии дисциплинарных воздействий на учащихся;
• в подготовке мест для занятий и необходимого инвентаря;
• в организации расстановки и уборки снарядов, раздаче инвентаря;
• в регулировании оптимальной моторной плотности урока в зависимости от его типа;
• в регулировании физической нагрузки для каждого ученика.
В-третьих, в управлении деятельностью учащихся:
• в построении и перестроении на месте и в движении;
• в выборе способов выполнения упражнений;
• в активизации познавательной деятельности учащихся;
• в организации усвоения и запоминания учебного материала;
• в проверке и оценке знаний, умений учащихся.
Организаторская деятельность разными людьми может осуществляться по-разному, отличаясь как особенностями воздействия организатора на организуемых, так и динамикой самой организаторской деятельности.
Коммуникативная деятельность учителя физического воспитания на уроке выражается в общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, установлении и поддержании контактов, обмене информацией, организации взаимоотношений между членами одного отделения команды.
Коммуникативная деятельность учителя физкультуры проявляется:
• в формах обращения учителя к учащимся;
• в тоне обращения;
• в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени);
• в мотивах общения.
На уроке, учитель использует как вербальные (словесные, так и невербальные средства общения: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения. Коммуникативная деятельность, как организаторская - деятельность практическая. Контакты между учителем и учащимися в ходе учебного процесса предполагают, что на основе передаваемой учителем информации у школьников формируются знания, умения и навыки.
Все компоненты деятельности (конструктивный, гностический, организаторский, коммуникативный) неразрывно связаны между собой, зависят друг от друга, оказывают взаимное влияние и образуют целостную организацию. Структура деятельности учителя на уроке - это динамическая структура, в которой одни компоненты, являясь стержневыми, играют ведущую роль, другие - второстепенную, подчинённую. Недостаточное развитие одного из них может быть компенсировано за счёт преимущественного развития другого. Низкий уровень развития всех компонентов не может обеспечить педагогического мастерства.
Установлено, что в деятельности учителя-мастера гармонически сочетаются все ее компоненты, при ведущей роли какого-либо одного или нескольких. По всей вероятности, главный компонент в структуре деятельности каждого учителя - свой собственный или группа их.
Структура деятельности учителя по мере роста профессионального мастерства может видоизменяться: одни компоненты, менее выраженные, начинают возрастать, а другие, ранее преобладающие, утрачивают ведущую роль, т. е. происходит переструктурирование деятельности.
По данным Н. В. Кузьминой, у молодых преподавателей в большинстве случаев преобладают организаторский и коммуникативный компоненты. Недостаточное развитие конструктивного и гностического компонентов компенсируется активностью, динамичностью, мобильностью в работе. Со временем появляется экономичность в деятельности. Учителя большее внимание начинают уделять продумыванию деятельности, отбору и композиции учебного материала и его разнообразию, сопоставлению целей данного занятия с конечными целями обучения и т. д., т. е. конструктивный и гностический компоненты становятся основными.
С. И. Кудинов, изучавший особенности труда учителя физического воспитания в зависимости от уровня педагогического мастерства, также отмечает, что у учителя высокого уровня мастерства ведущее положение занимает гностический, а у учителей низкого уровня мастерства - коммуникативный компонент.
Ряд авторов указывают на главную роль организаторского компонента в деятельности учителя физического воспитания на уроке (А. Г. Григорьева, Г. И. Метельский, Д. Ф. Матущак).
По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.
3. Критерии эффективности
Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям. (10)
Это - целеполагание как процесс постановки педагогических целей и задач развития личности с учетом конкретных социальных требований на основе анализа планов учебно-воспитательного процесса в школе, реализации программы обучения и воспитания учеников в конкретных условиях школы при данном уровне сформированности учащихся и возможностей педагогического коллектива.
Это - организация учебно-воспитательного процесса на основе планирования в школе. Это и единство педагогических позиций и требований в учебной работе, и внедрение в практику достижений педагогической науки.
По изменениям в уровнях воспитанности и обученности детей можно судить о качествах учебно-воспитательной работы школы.
Так, высокий уровень общественной направленности говорит об эффективности деятельности педколлектива по достижению целей и задач воспитания. Сформированность мировоззрения подтверждает качество усвоения детьми ведущих идей науки и их практического применения. Обученность школьников во многом зависит от качества учебного процесса и его индивидуализации и дифференциации и т. д.
Таким образом, связь всех параметров учебно-воспитательного процесса с показателями воспитанности детей есть первое основное требование к результатам учебно-воспитательной работы.
Качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми, родителями, педагогами, общественностью в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия, затрата времени и силы педагогов, время и активность учащихся.
Основное назначение критериев эффективности работы школы — определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии служат для решения внутренних задач руководства школой, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.
Перечень основных критериев сводится к следующим:
I. Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений).
II. Уровень воспитанности (критерий факта).
III. Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).
IV. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
V. Подготовленность к жизни (критерий времени).
VI. Критерий "открытости школы".
VII. Критерий системности работы.
Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.
4. Характер и вид ответственности
Ответственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. (8)
Ответственность — определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. По характеру санкций за совершаемые действия выделяют следующие виды ответственности: юридическую, материальную, моральную, политическую и др. (8)
Ответственность — личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты. (8)
Нормы Закона об образовании, устанавливающие основания ответственности, носят, в основном, отсылочный характер (см. в частности п. 3 ст. 32 Закона об образовании). Лишь в отдельных случаях закон определяет конкретную ответственность – за ведение индивидуальной педагогической деятельности без регистрации и за некачественное образование.
В то же время для отношений в сфере образовательной деятельности в силу их многопредметности, многоаспектности характерны, пожалуй, все виды правовой ответственности – гражданско-правовая, административная, уголовная, дисциплинарная. Авторитетный специалист в сфере образовательного права В. М. Сырых вводит и обосновывает особый вид юридической ответственности в образовательной деятельности, возникающей только при противоправном посягательстве на образовательные (педагогические) отношения. (2)
п. 3 ст. 32 Закона об образовании: Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
5. Основные источники психического напряжения
В. Ф. Енгалычев и С. С. Шипшин выделяют такое психическое состояние человека, как психическая напряженность (ПН, когда в сложной ситуации человек говорит о том, что в этот период он находился в стрессовом состоянии. В формулировке указанных авторов психическая напряженность — это состояние, возникающее у человека в экстремальной (необычной, новой или угрожающей) ситуации. Его влияние на психическую деятельность неоднозначно и зависит от особенностей стрессогенной ситуации и индивидуально-психологических качеств че-ловека. На одних людей ПН действует мобилизующе, другие, наоборот, ощущают на себе ее дезорганизующее влияние (поскольку ПН может вызывать нарушения уровня восприятия, мышления и двигательной активности).
Причины психической напряженности:
• шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками, который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя;
• необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
• значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
• ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм;
• необходимость урегулирования конфликтов учеников друг с другом, с преподавателем;
• нехватка времени для отдыха между уроками;
• повышенная физическая нагрузка (в сравнении с другими педагогами).
Причины физической нагрузки:
• необходимость показывать физические упражнения;
• осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);
• необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.
• условия, связанные с внешнесредовыми факторами;
• климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;
• санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.
6. Список используемой литературы
1. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.
2. Куров С. В. Образование и гражданское право. Учебное пособие/ С. В. Куров 2004г.
3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие /Под редакцией Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова - СПб. : Речь, 2003. - 448с.
4. Психология: Учебник/ Под редакцией А. А. Крылова. - М., 1998.
5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие - М. : Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
6. Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под редакцией Ю. Ф. Курамшина - 2-е изд., - М. : Советский спорт, 2004. - 464с.
7. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. Ж. К. Холодова, В. С. Кузнецова. М. - Издательский центр Академия, 2000. 200 с.
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/
9. http://www.profigrama.ru/profession/
10. http://www.fizkult-ura.ru/