Сергей Найденов
Профессиональные компетенции учителя по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональные компетенции учителя по физической культуре.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Свободно и широко мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и в соответствии с этим грамотно моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на высококвалифицированных, творчески мыслящих учителей, способных воспитывать гармонично развитую и конкурентоспособную личность в современном, динамично меняющемся мире. Решить такую задачу по силам только по-настоящему компетентным педагогам, то есть таким, которые способны свободно и нестандартно мыслить, принимать уверенные решения в любой проблемной ситуации, грамотно решать стоящие перед ними педагогические задачи, быть способными к постоянному профессионально-личностному самосовершенствованию. Таким образом, актуальной проблемой является формирование профессионально-педагогической компетентности учителя, под которой понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Профессиональная компетентность учителя, по мнению А. К. Марковой, В. А. Сластёнина, это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса и конкретного построения преподавания той или иной дисциплины.
Публикация «Профессиональные компетенции учителя по физической культуре» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Работа инструкторов по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
А. К. Маркова различает следующие виды профессиональной компетентности : специальную (владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие, социальную (владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности, личностную (владение опытом личностной саморегуляции, приемами самовыражения, саморазвития, способность противостоять профессиональным деформациям личности) и индивидуальную (владение приемами самореализации и развития индивидуальности, творческого потенциала, готовность к профессиональному росту). С точки зрения А. С. Белкина, В. В. Нестерова, педагогическая компетентность – это совокупность профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих реализацию компетенций. Структура педагогической компетентности, по их мнению, представлена рядом компетенций : - когнитивная компетенция (профессионально-педагогическая эрудиция); - психологическая (эмоциональная культура - культура ощущений и восприятий, общения с воспитанниками, в области формирования мотивов и развития способностей учащихся. Конструктивная компетентность включает умения конструирования урока/тренировочного занятия, внеклассного мероприятия, разноуровневых заданий, самостоятельной работы учащихся, общения и т. д., а именно - планирования и моделирования предстоящей деятельности (своей и учащихся, выбора и структурирования содержания, средств, методов, форм организации учебной/воспитательной деятельности, выделения этапов деятельности и постановки задач. Организаторская (управленческая) компетентность учителя физической культуры заключается в умениях организации учебно-воспитательного процесса, физкультурной деятельности учащихся и поведения учителя. Например, правильная подача учебного материала на уроке состоит в постановке конкретных задач перед учениками, раскрытии смысла их решения, показе и объяснении физических упражнений, оказании помощи школьникам в их выполнении. Управление учащимися обеспечивает мобилизацию их внимания, четкое выполнение построений и перестроений, подготовку к двигательной деятельности, отработку отдельных видов упражнений, дозировку физической нагрузки. Свое поведение учитель строит, исходя из необходимости рационально распределять внимание, выбирать соответствующий тон общения с учениками, контролировать свои действия. Хорошая организация самостоятельной деятельности учащихся — типичный признак опытности учителя. Мастеров педагогического труда отличает также высокий уровень самоорганизации. Особенно важна роль организаторской компетентности учителя в проведении внеклассной физкультурно-массовой, спортивной и оздоровительно-рекреационной работы с учащимися школы. Профессия учителя, в том числе и учителя физкультуры, относится к профессиям «повышенной речевой ответственности», в которых обязательным условием профессионализма является коммуникативная компетентность, а внутри её конфликтологическая (умение конструктивного отношения к конфликтам, владение способами их анализа и разрешения) и риторическая компетентность (культура речевого взаимодействия). Профессиональная речь учителя физической культуры в рамках учебнотренировочного занятия имеет свои особенности, связанные с речедвигательной координацией, важностью действенности слов учителя-тренера, лаконизма и четкости речи, активного использования невербальных средств для продуктивной работы в условиях акустики большого спортивного зала, бассейна, стадиона. Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях, так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, общественными и другими организациями. Исследовательская компетентность учителя физической культуры связана с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации, обеспечивающих способность к творческой инновационной деятельности. Проявляется в умениях формулировать проблемы и использовать эвристические методы для их решения, в способностях анализировать, интерпретировать и творчески использовать теоретические знания, применять их в практике исследовательской деятельности, умениях работать с литературными источниками, проводить практические экспериментальные исследования, наблюдать факты, собирать и обрабатывать статистические данные, оформлять результаты исследований, внедрять полученные результаты в практику, успешно организовывать собственную исследовательскую деятельность, умениях оценить качество исследований в контексте социокультурных условий, этических норм профессиональной деятельности. Двигательная компетентность является специфической особенностью работы учителя физического воспитания. Она определяется содержанием самого предмета, как уроков физкультуры, так и внеклассных спортивно-массовых мероприятий. Благодаря динамичности, насыщенности занятий разнообразными движениями учителю необходимо рационально выбрать свое место на спортивной площадке или в зале, своевременно организовать перемещения, квалифицированно владеть техникой физических упражнений, приемами помощи и страховки школьников. Существенный участок работы учителя физкультуры — изготовление и ремонт спортивного инвентаря и оборудования, подготовка площадок для игр, беговых дорожек и секторов для легкой атлетики и т. д., что непосредственно связано с выполнением хозяйственных функций педагога. Мы считаем важным в структуру профессионально-педагогической компетентности учителя физической культуры включить компетентность профессионально-личностного самосовершенствования, под которой понимается система профессионально-личностных качеств, определяющих способность педагога к непрерывному повышению своей эффективности в профессиональной области и культурно-личностному росту. Структурно компетентность профессиональноличностного самосовершенствования, по мнению К. А. Маринченко, включает ценностно-смысловой, когнитивно-теоретический и операциональный компоненты. В состав компетентности профессионально-личностного самосовершенствования учителей физической культуры входят : творческие жизненные ценности и нравственно обоснованные установки на карьерный рост и развитие потенциальных интеллектуальных и двигательных способностей в процессе профессионально-прикладной физической подготовки; опыт саморазвития и саморегуляции; действенные профессиональные знания, умения, навыки, ориентировка в профессиональных ситуациях, требующих усовершенствования способов деятельности; готовность ставить и решать профессиональные задачи, требующие отхода от стереотипов и самоизменение; навыки составления индивидуальных программ оздоровления, оценки и коррекции осанки и телосложения; методы саморегуляции психоэмоциональных состояний. Исходя из современных требований к профессиональной компетентности учителя физической культуры, можно выделить основные пути развития его педагогической компетентности : - работа в методических объединениях, творческих группах, исследовательская деятельность; - инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий (интерактивных, внедрение новых средств оценки результатов обучения, новых форм контроля; - трансляция собственного педагогического опыта, выступления на научнопрактических конференциях, активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях, выпуск статей и методических разработок; - использование информационно-коммуникационных технологий, интерактивных средств обучения; - непрерывное профессионально-личностное самосовершенствование, регулярное посещение курсов повышения квалификации, участие в тренингах, направленных на повышение профессионального мастерства и личностный рост; - поддержание хорошей физической формы, совершенствование физических качеств и двигательных навыков. Реализация названных путей способствует, на наш взгляд, формированию компетентности профессионально-личностного самосовершенствования, а также гностического (познавательного, конструктивного, организаторского (управленческого, коммуникативного, исследовательского, двигательного компонентов, образующих профессионально-педагогическую компетентность учителя физической культуры.