Виктория Аксенникова
Презентация «Проектные технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд2
В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Для её реализации требуются конкретные технологии. Ведущей технологией сегодня является проектная технология. Главная идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета.
Публикация «Презентация „Проектные технологии“» размещена в разделах
Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также технологией проблем.
Слай 3
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского project us. Буквальный перевод – «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых – совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых – это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план.
Слайд4
Целевое назначение:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника реализации технологии :
• позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
• развивать у каждого позитивный образ себя и других;
• развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.
2. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя»; вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи;
4. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т. д.) наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета. Суть проектной технологии состоит в том, что учащиеся в процессе работы создают проект, ученик в учебной работе постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т. д.
Каждый проект – это маленькая или большая, но научно–исследовательская работа. В первую очередь, ребятам необходимо определить проблему, что порой бывает очень сложно. Чтобы ученик воспринимал знания, как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.
Исходные теоретические позиции проектного обучения :
• в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
• образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
• индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
• комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
• глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Проектная технология предполагает :
• наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
• самостоятельную деятельность ученика;
• структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
• использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е. С. Полат и М. Ю. Бухаркиной.
Слайд 4
В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующиеразновидности проектов :
1. По содержанию:
• Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета, в нашем случае - истории, обществознания);
• Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);
• Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).
2. По методу, доминирующему в проекте :
• Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры);
• Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра);
• Информационные, практико – ориентированные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма).
3. По характеру координирования проекта :
• с явной координацией
• со скрытой координацией
4. По включенности проектов в учебные планы :
• текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения);
• итоговые (по результатам выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)
5. По продолжительности выполнения проекта :
• мини – проекты (несколько недель);
• средней продолжительности (несколько месяцев);
• долгосрочные (в течение года)
6. По количеству участников проекта :
• коллективные
• индивидуальные
• групповые.
«Проектная деятельность в детском саду»
«… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «… творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», - писал К. Н. Вентцель.
5 слайд
Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициатива - это внутреннее побуждение к чему-то новому невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению. По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм
Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения получает свободу, способен отходить от усвоенных стандартов. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям.
Слайд 6
Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил педагог. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.
По сути, мы - воспитатели, являемся руководителями этой деятельности, источником информации и экспертами, но при этом выступаем как помощники и партнёры.
Все проекты возникают стихийно, у нас нет чёткого плана, что в мае мы будем реализовывать один проект, а в январе другой, так как дети, выдвигая, гипотезы сами запускают проекты. В работе над проектами мы используем модель «трёх вопросов»
Слайд 7
1. Что мы знаем?
Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении.
2. Что мы хотим узнать?
Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?
Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события.
3. Что узнали?
Ответы на вопрос «Что мы узнали?» дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты.
Наиболее удобными для меня являются исследовательско-творческие проекты.
Исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования. (старшая группа)
Творческие - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник). (2 младшая группа)
Успешно организовать проектную деятельность помогает грамотное комплексно-тематическое планирование (принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Где серия занятий объединена основной темой. Например, знакомство детей с птицами проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята знакомились видами птиц, строением, средой обитания, определяли роль птиц в природе, сопереживали героям «Серая шейка», «Гадкий утенок»; на занятиях художественно-эстетического цикла – дети знакомились с техникой лепки и рисования птиц, изготовлением птиц в технике оригами; играли в подвижные и музыкальные игры. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций «Что будет если все птицы улетят?», «Что будет если птицы не вернуться?» и т. д. В итоге вся эта деятельность подтолкнула нас к созданию проекта.
Проектной деятельностью может быть даже подготовка к утреннику если к его подготовке привлечь детей. Дети не всегда хотят играть выбранных нами персонажей, но это не устраивает нас взрослых. Но, коллеги, сегодня это необходимое условие – учитывать интересы и инициативы детей. И так, превращаем подготовку к утреннику в творческий проект. Как это сделать?
Выбираем песни для утренника. В преддверии праздника слушать и наполнять слуховую память различными песнями, которые будут создавать настроение. Потом можно будет организовать обсуждение, – какие песни больше всего понравились. Дети сами предложат понравившиеся варианты песен. Таким образом, выбор будет представлен даже малышам.
Выбираем стихи вместе. Если ребенку нравится стихотворение, то и его заучивание пройдёт легко, и он реализует своё право на проявление самостоятельности.
Выбираем игры. Незадолго до праздника нужно знакомить детей с разнообразными играми и играть в них везде: в группе, на прогулке и даже дома с родителями. И когда в «детском игровом арсенале» детей много знакомых игр они сами предложат те игры, в которые они хотят сыграть на утреннике.
Выбираем роль и костюм. Часто ли мы задаем детям вопрос «Кем ты хочешь быть на празднике?» и в соответствии с его желаниями подбираем роль, костюм? А ведь праздники мы организуем именно для детей, а не для взрослых. Но для рождения идеи нужна «почва». Ее и создают взрослые. Книги, сказки, картинки, мультфильмы…Можно провести целую неделю или месяц когда будут читаться любимые сказки, обсуждаться, рисоваться, разыгрываться по ролям. Все это поможет определиться детям с выбором (нужно чтобы инициатива исходила от детей).
Попытаемся написать сценарий. Старшие дети могут предпринять попытку придумать несколько сюжетов для праздника. Можно выбирать сюжеты из знакомых сказок, мультфильмов, с помощью наводящих вопросов, подсказок и т. д.
Выбираем концертные номера. При обсуждении праздника можно поставить перед детьми проблемную ситуацию «Дед Мороз и Снегурочка всегда поздравляют вас с Новым годом и дарят подарки. А как же мы можем их поздравить?». В процессе обсуждения родятся концертные номера инициаторами, которых будут дети.
Выбираем декорации. Когда сценарий написан, можно приступать и к оформлению, и не важно, что всю работу будут выполнять взрослые – дети внесут свой непосильный вклад. Можно вырезать снежинки, оформлять букеты из цветов и много ещё чего. Творческая подготовка поможет сделать праздник ещё более значимым.
Совершенно очевидно, что подобная деятельность по подготовке к празднику –
это настоящий творческий проект, в котором дети черпают новые знания, проявляют инициативу и пытаются сделать собственный самостоятельный выбор. И очень важно, чтобы мы взрослые предоставляли детям такую возможность – быть участниками и инициаторами своего развития.
Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
8 слайд
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.