Татьяна Чертилина
Проектные технологии в организации работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Публикация «Проектные технологии в организации работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Современные образовательные технологии в ДОУ
Здоровье сберегающие;
технологии проектной деятельности;
технология исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя;
игровая технология и др.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные.
Классификация проектных технологий
Исследовательски - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
Ролевые - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т. д.)
Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)
Пути реализации
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
постановка цели;
поиск формы реализации проекта;
разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
организация развивающей, познавательной, предметной среды;
определение направлений поисковой и практической деятельности;
организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
коллективная реализация проекта, его демонстрация
Задача духовно- -нравственного воспитания, чувства патриотизма, традиционно решалась в ДОУ, но появилась необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Решение данной проблемы мы видим в применении проектной технологии. Данная работа раскрывает цели и планируемые результаты нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством проектной деятельности.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку;
Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;
Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
Развитие элементарных знаний о правах человека;
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
Использование технологии проектирования помогает мне в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
учет интересов каждого ребенка;
деятельность детей без принуждения;
предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
совместное с взрослым поэтапное достижение цели;
тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
Работая над проектами, ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребё нка:
творческое начало, воображение, изобретательность
способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор
способность ставить проблемы и находить их решение
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, в группе создаются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей в реализации проекта.