Пискарева Алина
Проектно-исследовательская деятельность как основа познавательного речевого и творческого развития во взаимодействии с семьей
▼ Скачать +Заказ
Проектно-исследовательская деятельность детей
как основа познавательного речевого и творческого развития во взаимодействии с семьями обучающихся
(СЛАЙД 1)
Добрый день, уважаемые коллеги!
(СЛАЙД 2)
Сегодня государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение - активное, любознательное.
Дошкольное образование, являющееся первой ступенью общего образования, должно в полной степени стать развивающим, а перед педагогами-воспитателями ставится задача развить творческие способности детей дошкольного возраста, так как основы творческого воображения дошкольника, потребность в познавательно - исследовательской активности закладываются именно в раннем дошкольном детстве.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность как основа познавательного речевого и творческого развития во взаимодействии с семьей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семья. Проекты
- Темочки
В дошкольном образовании на смену традиционным методам обучения и воспитания пришли инновационные технологии, направленные на активизацию познавательно-исследовательской деятельности и развитие личностной сферы ребенка как целостной структуры.
(СЛАЙД 3)
Одним из перспективных методов, способствующих решению данных задач, является метод проектной деятельности. Проектную деятельность рассматривают как вариант интегрированного метода обучения детей дошкольного возраста, и как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии «педагога-дошкольника-родителей».
(СЛАЙД 4)
Проект - это пять «П» : проблема, проектирование, поиск, продукт, презентация.
Проектная деятельность для детей дошкольного возраста, с точки зрения психологии, не является чем-то искусственно привнесенным, а носит вполне естественный характер. Дети дошкольного возраста чрезмерно активны и любознательны. Большая часть детской активности связана с исследованием и изучением предметов ближайшего окружения (на прочность, гибкость, способность к превращениям и т. п.).
(СЛАЙД 5)
Метод проектов актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Он позволяет ребенку войти в социум, сориентироваться в нем, понять окружающую его развивающуюся предметно - пространственную действительность, позволяет значительно повысить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение детей дошкольного возраста находить информацию об интересующем предмете/явлении, а также использовать её и знания для создания новых объектов. Кроме этого, делает образовательный процесс ДОО открытым для активного участия родителей (законных представителей, а педагогам раскрыть свой творческий потенциал.
(СЛАЙД 6)
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
исследовательско-творческие : полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием, где дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).
(СЛАЙД 7)
Проекты бывают : индивидуальные, парные, групповые и межгрупповые.
(СЛАЙД 8)
По продолжительности (срокам реализации) они бывают мини-проектами (одно занятие) краткосрочными (4-6 занятий, средней продолжительности (неделя, месяц, долгосрочные (на учебный год).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
(СЛАЙД 9)
Задачи развития :
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
(СЛАЙД 10)
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста разные.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию;
- желания искать пути разрешения проблемы
- пробуждать интерес к деятельности;
- побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
- знакомство с предметами и действиями с ними;
(СЛАЙД 11)
Например, в младшем возрасте можно провести следующие проекты :
«Спички детям – не игрушки!» призван объяснить детям об опасности огня, как вести себя в случае пожара и какие меры можно предпринять, чтобы не допустить возгорания.
«Полезные продукты питания» должен расширить знания детей о продуктах, их полезных свойствах, способах или местах их добывания, а также расскажет, какие блюда можно из них приготовить.
«Живая вода» уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях (жидкости, пара и льда). Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.
С задачами исследовательской деятельности для младшего дошкольного возраста вы можете ознакомиться на странице №1 в раздаточном материале.
(СЛАЙД 12)
В старшем дошкольном возрасте – это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности;
• развитие умения определять возможные методы решения проблем;
• формирование умения применять данные методы;
• самостоятельное приобретение недостающих знаний;
• развивать поисковую деятельность;
• осознание функций речи,
В старшем возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер жизни. Проекты, реализуемые в ДОУ в этом возрасте, учитывают эти особенности и направлены на их развитие.
(СЛАЙД 13)
Например, проекты :
«Наши добрые сказки» направлен на развитие интереса к книгам и чтению с помощью русских народных сказок.
«Доброта спасет мир». Он направлен на развитие положительных качеств характера и призван замотивировать детей на совершение посильных им добрых дел.
«Все профессии нужны, все профессии важны» расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
С задачами исследовательской деятельности для старшего дошкольного возраста вы можете ознакомиться на странице №2 в раздаточном материале.
Также существуют и детские проекты, в которых дошкольники получают знания самостоятельно или вместе с родителями. Например, в подготовительной группе в детском саду может быть реализован проект «Волшебные превращения молока». С его помощью дети должны узнать о различных видах молочных продуктов и способах их приготовления.
(СЛАЙД 14)
«Участие родителей в проектной деятельности»
Реализация проектного метода в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей. Педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, её ролью в развитии детей, замотивировать их на участие в организации проектной деятельности.
В зависимости от целей и задач проекта степень вовлеченности в него родителей может быть разной: родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию, изготовить вместе с ним поделку, нарисовать рисунок, выполнить аппликацию, сделать подборку художественной литературы, картинного или иллюстративного материала по теме проекта. Кроме этого, родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например, участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях, игровой деятельности, экспериментировании и т. д. Родителей можно пригласить на презентацию проекта, показать успехи ребят и таким образом доказать актуальность данного метода в работе с детьми, а также необходимость сотрудничества в этой работе семьи и детского сада.
Родителям робких и неуверенных детей можно предложить выполнить индивидуальные семейные проекты, что поможет повысить таким детям рейтинг в группе сверстников, а также добавит уверенности в себе, укрепит родительско-детские отношения.
В беседах с родителями необходимо рекомендовать им поддерживать интерес ребёнка к теме проекта, задавать больше вопросов, интересоваться ходом работы над проектом в группе.
В начале работы над проектом на стенде для родителей должен появиться информационный лист следующего содержания.
(СЛАЙД 15)
Таким образом, родители будут проинформированы о том, какая тема заинтересовала детей, какой объём материала у них имеется. Перед ними раскрывается перспектива работы над проектом. В дальнейшем в процессе индивидуальных бесед воспитатель выясняет у родителей более конкретно, кто какую помощь из предложенного списка сможет оказать. При этом необходимо поощрять проявление родителями инициативы и с радостью принимать от них любую помощь.
Воспитателю следует помнить, что проектная деятельность не может успешно проходить отдельно от семьи. Родители должны понять и оценить всю важность применения педагогом данного метода развивающего обучения, включиться в совместную деятельность для достижения общей цели.
(СЛАЙД 16)
Спасибо за внимание!
Задачи исследовательской деятельности
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи обучения:
• пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
• приобщать детей к процессу познания;
• формировать различные представления;
• привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
• побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
• формирование эмоциональной заинтересованности;
• знакомство с предметами и действиями с ними;
• развитие мышления и воображения;
• речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :
• осознание поставленной цели;
• овладение различными способами решения поставленных задач;
• способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
• поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
• стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
• формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
• формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);
• обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
• расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
• сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
• развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
• овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
Например, в младшем возрасте можно провести следующие проекты :
«Спички детям – не игрушки!» призван объяснить детям об опасности огня, как вести себя в случае пожара и какие меры можно предпринять, чтобы не допустить возгорания.
«Полезные продукты питания» должен расширить знания детей о продуктах, их полезных свойствах, способах или местах их добывания, а также расскажет, какие блюда можно из них приготовить.
«Живая вода» уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.
1
Задачи исследовательской деятельности
В старшем дошкольном возрасте – это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Старший дошкольный возраст.
Задачи обучения:
• развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
• развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
• формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
• развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности :
• произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
• потребности в создании собственной картины мира;
• навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :
• выявить проблему;
• самостоятельно искать нужное решение;
• выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
• самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.
Социальное развитие :
• развитие самопознания и положительной самооценки;
• овладение способами внеситуативно-личностного общения;
• высокий уровень коммуникативной компетентности;
• осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
Физическое развитие :
• развитие осознанного отношения к своему здоровью;
• формирование потребности в здоровом образе жизни;
• совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
Познавательное развитие :
• систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
• развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);
Эстетическое развитие :
• углублённое приобщение к искусству, многообразию худ. образов;
• овладение различными видами худ. деятельности;
• развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).