Карылгаш Кенесова
Проектная технология и особенности ее внедрения в практике работы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: данная статья посвящена анализу проблемы внедрения и ре- ализации проектной технологии в условиях дошкольного образовательного учре- ждения. Обозначена и конкретизирована специфичность проектной деятельно- сти в работе с дошкольниками.
Abstract : this article is devoted to the analysis of the problem of implementation and implementation of project technology in preschool educational institutions. The specificity of project activities in working with preschool children is identified and specified.
Публикация «Проектная технология и особенности ее внедрения в практике работы ДОУ» размещена в разделах
Ключевые слова: дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, дошкольники, дошкольник, проектная технология, проектная дея- тельность, проект, проектирование.
Keywords : preschool age, preschool educational institution, preschoolers, pre- schooler, project technology, project activity, project, design.
В настоящее время система дошкольного образования ориентирована на сохранение полноценного детства, физическое, психологическое и психическое здоровье воспитанников в соответствии с ФГОС ДО. Содержательно на этапе
дошкольного образования должны быть сформированы не только знания, уме- ния и навыки в определенной области, но и предусмотрены условия адаптации ребенка к социальной жизни, развития посредством совместной деятельности субъектов образовательного пространства, поиска решений [3-4].
В этой связи особое место в реализации личностно-ориентированного, си- стемно-динамического подходов занимает проектная технология. Последняя вы- ступает им уникальным средством в процессе сотрудничества, сотворчества, де- ятельности [1; 3; 5].
Анализ изысканий ряда ученых позволяет говорить о проектной деятель- ности, как об объединяющей субъектов образовательного процесса ДОУ, иници- ирующей взаимосвязь развития и воспитания.
Метод проектов – это педагогическая технология, где основу составляет самостоятельность, активность детей в исследовании, познании, реализации идей [2; 4]. Итак, в основу метода проектов заложена идея о направленности по- знавательной деятельности дошкольников на результат, который может быть по- лучен только в условиях совместной работы педагога и детей.
Приближаясь к сути проектной технологии, укажем на то обстоятельство, что на стадии дошкольного возраста могут быть применены с большим успехом следующие типы проектов :
– исследовательские, творческие, игровые, практик-ориентированные и др., если в качестве основы выбрать доминирующий метод;
– по содержательной направленности проектная технология может быть специфицирована познанием окружающего мира, мира социальных отношений, этноса, культуры общества;
– по критерию контактности проектная технология может быть осуществ- лена внутри одной возрастной группы, посредством контакта с другой группой и т. д.
Безусловно, на этом список видового многообразия проектной технологии в ДОУ не заканчивается, он зависит от проблематики, условий и субъектов,
вовлеченных в этот процесс.
Обращаясь к методическим основам проектной деятельности и ее реализа- ции в условиях ДОУ важно определить и особую этапность применительно к до- школьному возрасту.
Первично, выделяется подражательно-исполнительский этап в проектной деятельности, который рекомендован для детей 3.5-5-летнего возраста. Особен- ности проектирования на этом этапе заключены в подражательном характере де- ятельности, исполнении указаний и рекомендаций взрослого, который является авторитетом и проводником в мир знаний.
В возрасте 5-6 лет возникает второй этап проектной деятельности, обозна- чаемый как развивающий. Особым этот этап является по тому, что он ориенти- рован на проявление самостоятельности, готовности к исследованию со стороны ребенка. Это обстоятельство возникает не спонтанно, а формируется предыду- щим этап жизнедеятельности ребенка, где отрабатываются навыки совместной деятельности, согласования действий, самоорганизации и самоконтроля.
Трети этап – творческий характерен для детей 6-7 летнего возраста, кото- рые проявляют творческую активность, инициативу, интерес к определенным областям действительности, могут самостоятельно выдвинуть цель и добиться ее достижения, результата.
Однако обозначая этапы проектной деятельности, важным и актуальным становится позиция педагога в этой новой для дошкольной ступени образования деятельности.
В этом аспекте важна специфика взаимодействия педагога и воспитанника, отражающая тактику сопровождения, вывода ребенка на проблему, провоциро- вание интереса, поиска решения, привлечения к совместной деятельности, опи- раясь на личностно-ориентированный подход. В логике повествования не должно быть чрезмерной опеки со стороны педагога и выполнения деятельности за ребенка, поскольку идет в этом случае подмена понятий и утрачивается суть самой проектной технологии.
Из опыта работы укажем и тот факт, что выделяется и специфика в реали- зации технологии проектирования в практике работы ДОУ. Научить ребенка проектировать может только педагог, владеющий методом проектов, умеющий заинтересовать, поддержать ребенка на стадии от постановки проблемы до ее во- площения.
Вместе с тем заметим, что взаимодействие педагога и ребенка в проектной деятельности может трансформироваться и преобразовываться по мере проявле- ния и нарастания детской активности. Сама позиция педагога специфично реа- лизуется в зависимости от этапности освоения проектной технологии и может носить характер, как обучающе-организующей на начальных этапах совместной проектной деятельности, так и направляющей, корректирующей, поддерживаю- щей на стадии окончания проекта.
Таким образом, в ходе освоения и реализации проектной технологии в ДОУ формируется субъектная позиция ребенка, раскрывается его индивидуаль- ность, актуализируются интересы и потребности, что целостно ведет к личност- ному развитию и обеспечивает решение задач, обозначенных в ФГОС ДО.
Список литературы
1. Жбанова О. А. Инновационная или традиционная форма обучения? / О. А. Жбанова / Начальная школа, 2010. - № 4. - С. 60-62.
2. Иванова И. В. Проект — это легко и весело / И. В. Иванова / Начальная школа, 2012. - № 9. - С. 65-66.
3. Климова А. Д. Формирование информационной среды - условие управ- ления проектной деятельностью в образовательном учреждении / А. Д. Климова
/ Среднее профессиональное образование, 2009. - № 11. - С. 73-75.
4. Матяш Н. В. Проектная компетентность как результат образования / Н. В. Матяш / Alma mater : Вестник высшей школы, 2011. - № 4. - С. 32-34.
5. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников / Л. Л. Тимофеева / Дошкольная педагогика, 2010. - № 1. - С. 7-12.