Расима Мухамедьярова
Проектная работа «Башкортостан — мой край родной!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотизм. Это слово подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
В. В. Путин
Цель проекта :
Публикация «Проектная работа „Башкортостан — мой край родной!“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, селу, своей Родине.
Задачи патриотического воспитания дошкольников:
-формирование любви к родному краю, к родному дому, семье, детскому саду, селу;
-формирование любви к культурному наследию своего народа;
-воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
-чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям;
-чувство гордости за спортивные и культурные успехи представителей своего народа;
- нетерпимости к проявлениям социальных пороков.
Срок реализации:сентябрь 2017 – май 2018
Участники проекта :воспитатель, дети подготовительной группы, логопед, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры, родители.
Тип работы :групповой, информационный, практический.
Формы работы : Беседы; тематические, развлекательные и спортивные мероприятия; конкурс чтецов; выставки рисунков; экскурсии: в районную библиотеку, в музей, в парк, к памятнику «Скорбящей матери», на аллею славы, в РДК; сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры; разучивание народных игр; просмотр видеоматериалов, презентации.
Актуальность проблемы:
Помочь молодому поколению укрепить здоровые нравственные начала и гуманные отношения между людьми. Как можно больше вложить в сердца детей знания о родном крае, о народном творчестве – только так мы поможем и научим ребёнка ценить, любить и уважать своих родителей, свой народ, свой родной язык, родную природу, привить чувство гордости за свою Родину,осознать себя частью большой Родины, формировать чувства истинного гражданина своей страны, готового служить интересам Отечества и защищать его.
Условия для реализации проекта :
Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности:
- в раздевалке оборудовать стенд «Моё село», папки - раскладушки: «Моя страна», «Моя Республика», «Мое село»;
-подобрать дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др. ;
-изготовить дидактические папки: «Мое село», «Моя семья», «Государственная символика России, республики Башкортостан», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России»; «Природа моего края».
- оформить сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Армия», «Больница», «Пекарня», «Парикмахерская», «Мастерская»,
«Кафе», «МЧС», «ДПС», «Столовая», «В гости», «Мама отдыхает, не шумите», «Постираем платье кукле»;
- подобрать методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о национальных героях нашего села, Республики, об участниках и их подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др. ;
Сотрудничество с родителями: родительские собрания, беседы, совместное проведение спортивных праздников, создание атрибутов для проведения мероприятий.
Совместная работа со специалистами :
- музыкальный руководитель проводит фольклорные и патриотические праздники, знакомит с народной музыкой;
- инструктор по физической культуре проводит подвижные игры разных народов нашей страны, спортивные праздники совместно с родителями;
- логопед разучивает с детьми потешки, скороговорки, народные шуточные стишки, показывает богатство и красоту русского и родного языка.
Ожидаемый результат:
- развитие личности, в которой сочетаются качества нравственности, патриотизма, коммуникативных навыков, эмпатии, эстетического вкуса, образного мышления, творческих способностей;
-формирование осознанного отношения к своей Родине, к родному краю, к природе родного края, к своему селу, к своей семье, к детскому саду;
-развитие умения общаться и уважать обычаи и традиции народов разных национальностей;
-развитие умственных способностей детей, которые будут проявляться при умении анализировать, делать свои выводы;
-развитие эмоциональности, фантазии;
-активизация словарного запаса детей;
-сотрудничество педагога, детей, родителей в реализации проекта;
-получение детьми удовольствия от проделанной работы.
Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников реализуется в основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», в интеграции с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное», «Художественно- эстетическое», «Физическое развитие».
В Законе Российской Федерации «Об образовании», одной из приоритетных задач системы образования, ставится необходимость патриотического воспитания: «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - России, уважение к государственным символам, почитание народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям».
Что такое патриотизм? Патриотизм - чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своей семье, и любовь к своим родным местам, и к своему народу, и к родной природе, и любовь к своей Родине,и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать, ценить богатства своей Родины. Знание символики своей страны, своей республики, своего района, своей малой Родины, своего села, знание национальных героев своего народа –это тоже патриотическое воспитание. Патриотизм,также проявляется не только в трудных, сложных и тяжёлых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Ещё Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчёркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал (РК) должен стать основой понимания детьми своеобразия других далёких краёв и областей.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
С. Лихачев.
Но нельзя забывать и о том, что не всё, что окружает ребёнка, равнозначно в воспитании. Поэтому очень важен правильный выбор объектов, о которых следует рассказывать и знакомить детей. Когда работала над проектом изучила природные, культурные, социальные и экономические особенности края, чтобы рассказать детям характерные признаки родной местности, доступно показать связь родного села со своей страной. Не надо забывать и о том, что любой уголок нашей страны неповторим и уникален. В каждой местности есть свои артисты, поэты, спортсмены, художники, передовики, выдающиеся люди, которые известны всей стране и даже всему миру. Трудовая деятельность в каждой местности тоже разная. Дошкольники должны иметь представление и о героях гражданской и Великой Отечественной войн, о национальных героях родного края, села защищавших их родной край. Необходимо подчеркнуть, что каким бы особенным не был родной край, в нём есть отражения, которые типичны, характерны только для нашей страны. И чтобы дети имели представления о том, что наше село тоже является частью нашей страны, я решила также включить в свой проект сведения из географии, экономики, истории страны – рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.
Семья играет большую роль в нравственно - патриотическом воспитании ребёнка. Он впервые открывает Родину в семье. Чувство Родины - начинается с отношения к семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Эти качества необходимо формировать в ребёнке как можно раньше. С первых лет жизни в нём любовь к родной земле, воспитывает черты характера, которые помогут ему стать человеком и
гражданином своей страны. Ребёнок должен как можно раньше понять, что его Родина – это Россия со своими собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями. Это огромное государство, великая держава, единая для всех, кто родился на её территории, любит её и стремится сделать её красивее и сильнее. Любить Родину – это значит быть ей полезным. А для этого надо многое уметь, многое знать. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины – основная задача патриотического воспитания как базы для формирования истинного гражданина своей страны, готового служить интересам Отечества и защищать его, если придётся, даже ценой своей жизни. Результатов можно добиться в совместной и тесной работе воспитателя с родителями. С этой целью я включила в проект и совместную работу с родителями.
Нормативные документы и методическое обеспечение проекта :
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»;
• Закон РФ «Об образовании»;
• Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;
• Закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;
• Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;
• Национальная доктрина образования в РФ.
• Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
• «Методические рекомендации по обучению детей русской разговорной речи в башкирских детских дошкольных образовательных учреждениях» под редакцией Давлетбаева Р. Г., Азнабаева Ф. Г., Галиева Г. Г.
• «Мой край – Башкортостан» под редакцией Ф. Н. Фазлыевой.
• Дидактические игры «Я познаю Башкортостан», под редакцией Р. Л. Агишеваой
Результат: В ходе проделанной работы выяснилось, что удалось привлечь внимание детей, заинтересовать их историей своей страны, республики, своего села; закрепили знания о государственной символике, о столице - нашей Родины и Республики Башкортостан; также во время экскурсий, прогулок закрепили названия улиц села; познакомились с профессиями сотрудников библиотеки, музея;познакомились с погибшими героями ВОВ; также сумели объяснить значение выражения «Бессмертный полк» и познакомились со стендом, научились чтить память погибшим воинам; более глубоко изучили природу родного края и изучили животных и птиц, которые занесены в Красную книгу Башкортостана; успешной оказалась работа по изучению истории, быта, культуры, образа жизни, обычаев, традиций, национальных костюмов, музыкальных инструментов, национальных блюд, орнамента, рода занятий башкирского народа, привили любовь и уважение башкирскому языку, традициям и обычаям башкирского народа;не забывали, что на территории нашей страны, республики, села живут народы разных национальностей-это русские, татары, чуваши, украинцы, казахи и т. д. и сумели привить любовь, уважение к обычаям, традициям, языку народов других национальностей; сумели воспитать чувство гордости за свою страну, за Российскую армию, за погибших воинов ВОВ, за национального героя башкирского народа Салавата Юлаева, за художников и композиторов, поэтов и писателей; познакомились с работами художников республики; в ходе проекта активно работали над обогащением словарного запаса детей, учили выразительному чтению стихотворений, разучивали песни, потешки; удачной оказалась работа по изучению национальных подвижных игр; в ходе проекта занимались экспериментальной работой, которая оказалась очень удачной; детям также понравилось здоровьесберегающие упражнения. Работа велась совместно с логопедом, руководителями музыки и физкультуры, также родители принимали активное участие в реализации проекта.
Научно-методическая ценность:
К сожалению, сегодняшнее поколение не полностью осознаёт необходимость знания своего родного языка и многие родители предпочитают общаться со своими детьми на русском языке, тем самым лишая своих детей знания родной речи. Если дети с малых лет растут слушая родную речь, то они с детства проникаются любовью к нему. Знание родного языка, истории родного края – это знание прошлого своей нации, её уважение. Именно с этой целью я взяла изучение башкирского языка, истории, быта, культуры башкирского народа. Ведь каждый человек должен знать свои корни, свой язык, своё прошлое – это богатство. Каждый из нас взаимосвязан с прошлым, с настоящим и будущем своей страны, своей малой родины, своей семьи. На территории нашей страны, республики живут народы разных национальностей и поэтому необходимо помнить, что каждый язык уникален по-своему. Наша задача сохранить переданный нам предками богатый и красивый язык. Если каждый из нас в семье, в детском саду, в школе будет воспитывать чувство уважения к своему народу, языку, Родине, к народам разных национальностей, то наш народ будет жить и у него есть будущее.
Данная проектная работа может быть использована педагогами дошкольных образовательных организаций во всех видах образовательной деятельности и режимных моментах с целью развития познавательной активности дошкольников и нравственно- патриотического воспитания.