Анна Перова
Проектная деятельность в старшей группе «Волшебница — вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно–исследовательские возможности детей, расширяет представления о воде и ее свойствах. А также способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.
Публикация «Проектная деятельность в старшей группе „Волшебница — вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели.
Сроки реализации проекта : 1 неделя с 13 по 17 сентября 2021
Цели проекта :
1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде.
2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.
3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи проекта :
1. Подвести детей к пониманию:
- вода может находиться в жидком и твердом состояниях. При замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду, летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду);
- в воде растворяются соль, сахар, гуашь, но песок не растворяется;
- вода прозрачная, без запаха, без вкуса;
- роли воды в жизни человека, растений, животных.
-учить наблюдать простейшие связи круговорота в природе;
- познакомить с обитателями водоёмов;
2. Закрепить представления детей:
- вода бывает холодная, теплая, горячая;
- вода течет, журчит, разливается. Ее можно пить, наливать, переливать.
3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.
Тип проекта : поисково-познавательный, творческий.
Вид проекта : групповой, краткосрочный.
Ожидаемые результаты:
- формирование представлений детей о природном объекте - воде;
- формирование познавательного интереса;
- обогащение словарного запаса;
- формирование некоторых обследовательских действий.
- воспитание бережного отношения к воде;
- привнесение в домашние условия результатов работы в группе.
Этапы проекта :
I. Подготовительный этап
Постановка методических задач, сроки их реализации.
Определение участников проекта.
Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
II. Разработка плана педагогом. Составление перспективного плана работы с детьми.
Подбор художественной литературы.
Подбор пособий для работы с детьми.
Выбор основных мероприятий.
III. Основной этап - реализация проекта
Экскурсии на участок с целью проведения наблюдений за осенними природными явлениями (вода замерзает и превращается в лед).
Подготовка необходимого оборудования.
Художественно–творческая деятельность на тему "Волшебница - вода", "Кому нужна вода?" (рисование, аппликация)
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
Составление консультаций, памяток, рекомендаций.
IV. Результативный этап
Формы проведения: НОД, наблюдения, игры, беседы, повествование, рассматривание, поисково-познавательная деятельность, чтение художественной литературы, загадок, пословиц, Поговорок, стихов, оформление выставок, консультации для родителей.
Презентация проекта. НОД "Волшебная вода"
Содержание работы.
Образовательная область "Физическое развитие"
Игры - занятия на прогулке "Кругом вода", "Дождик песенку запел".
Подвижные игры: "Солнышко и дождик", "Земля и вода", "Ходят капельки по кругу", "Я тучка, тучка, тучка…", "Тучка и капельки", "Рыбак и рыбки".
Образовательная область "Социально–коммуникативное развитие"
Дидактические игры "Стирка кукольного белья", "Где спряталась рыбка?"
Игры-забавы: "Пускание мыльных пузырей", "Мы - капитаны", "Уточки плавают"; "Ловись, рыбка!"
Беседы: "Значение воды для человека", "Кому нужна вода?", "Зачем человеку вода?", "Какую воду мы пьём?", "Где в природе есть вода?", "Какую роль играет вода в жизни человека?"; "Какую роль играет вода в жизни животных, рыб и птиц?", "Что мы знаем о воде?"
Образовательная область "Познавательное развитие"
Наблюдения:
- за дождем; за водой: "Откуда так много воды осенью?", "Вода замерзла - получился лед, если лед занести в комнату, он растает - получится вода"; за лужами, образовавшимися после дождя.
- за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и его выполнение трудовых поручений.
Чтение художественной литературы: "Сказка про капельку".
Чтение А. Барто "Девочка чумазая".
Чтение сказки "Как люди речку обидели" и беседа по ней.
Заучивание потешки "Водичка, водичка", чтение сказки "Заюшкина избушка", К. Чуковский "Мойдодыр", "Федорино горе", чтение стихов о воде.
Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем.
Образовательная область "Опытно-экспериментальная деятельность с водой"
"Свойства воды", опыты "Тонет - не тонет", "Снег - это вода". "Прозрачная вода", "У воды нет запаха и вкуса", "Холодная, теплая, горячая вода", "Что растворяется в воде?"
Тематические занятия "Путешествие голубой капельки", "Волшебница - вода" ", "Правила поведения в природе осенью", "Понравилась вода"
Образовательная область "Художественно – эстетическое развитие"
Рисование: "Сосульки капают". Рисование красками с элементами аппликации "Дождик", "Подводный мир"
Аппликация: коллективная аппликация "Рыбки плавают в водице" (Рыбки речные и рыбки морские)
Работа с родителями:
Консультации и памятки для родителей: "Питьевая вода и здоровье детей", "Игры с водой", "Поговорим о воде"
Ключевое занятие: "Волшебная вода",
1. Конспект НОД "Волшебная вода" (Экспериментирование)
Цели: Познакомить детей со свойствами воды (чистая, грязная, без вкуса, без запаха).
Закрепить знания детей об использовании воды в жизни людей.
Воспитать любовь к природе, бережное отношение к воде.
Оборудование и материалы:
солнышко (из цветного картона);
туча (из цветного картона);
капля (из цветного картона);
стаканчики с водой (2 больших и маленьких);
кисточки с набранной на них краской (на подносе);
ватные палочки; листы белой бумаги (для рисования);
синяя (голубая) краска.
Ход НОД:
1. Воспитатель и дети рассаживаются полукругом на ковре.
В руках у воспитателя солнышко.
- Детки, посмотрите, что это у нас такое яркое, тёплое, лучистое? (дети - солнце)
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется (Хлопать в ладоши. Улыбаться)
Но вот появилась на небе большая туча! (воспитатель закрывает часть солнышка.)
Она чуть не закрыла наше солнышко!
А из тучки кто-то выпрыгнул! (Показать каплю.)
Посмотрите-ка, кто это к нам в гости пришел? (Капелька воды).
Эта капля жила в туче.
- Скажите, а где ещё могут жить капельки? ( дети: в ручейке, в речке, в луже, в кране).
- Да, там, где вода, таких капелек очень, очень много.
2. Воспитатель читает стихотворение:
Чудеса творит водица,
Не устали мы дивиться –
Кораблям доплыть поможет,
Рыбку спать она уложит.
И желанна каждый час.
Вода – волшебница у нас.
- Ребята, про что это стихотворение? (дети отвечают)
- Почему вода – волшебница? (дети отвечают)
- Хотите еще узнать о воде? Представьте, что мы с вами в волшебной комнате, в которой будут происходить разные чудеса с водой.
Экспериментирование:
I опыт: - Дети, посмотрите, а у нас здесь есть два больших стакана с водой. (1 стакан с чистой водой, а 2 стакан с грязной). Посмотрите, какая вода в стаканчике? ( дети: чистая, прозрачная). Ребята, а где бывает чистая вода? ( дети: в кране, в бутылке, в роднике). Эту воду пьют, готовят суп, компот, чай.
Вывод: вода чистая и прозрачная, и её можно пить.
II опыт: - А в этом стаканчике, какая вода? (дети - грязная). А где у нас бывает грязная вода? (В луже, на улице). Эту воду можно пить? ( ответы детей: нет, нельзя)
- Правильно. Какую же воду можно пить? ( ответы детей: только чистую)
- Давайте вместе с капелькой попьем водички? (дети пьют воду из маленьких стаканов.) Понравилась вам чистая водичка? ( дети: да.) Она не сладкая как чай. Она не солёная как суп.
Вывод: Ребята, значит, у чистой воды нет вкуса, но её очень приятно пить. ( дети: да)
III опыт: - А теперь понюхайте водичку, чем она пахнет? ( дети: ничем).
Вывод: Правильно, ребята, вода без запаха.
IV опыт: - А ещё чистую водичку можно покрасить в разные цвета. Воспитатель раздаёт детям кисточки с набранной краской.
- Опустите каждый свою кисточку в свой стаканчик с водой. Что вы видите? ( дети: водичка окрасилась, стала цветной.) - Правильно. Капельке очень понравилось, какая красивая у вас получилась водичка! А теперь положим кисточки обратно на поднос.
Вывод: Что можно сделать с водой? ( дети: закрасить). Да, в воде может раствориться краска.
V опыт: - Ребята, как вы думаете, что находится в мисках? (дети рассматривают, пробуют. Сахар)
- Что с ними произойдет, если его бросить в воду? (дети отвечают.)
- Хотите проверить, какие чудеса произойдут с ним?
Вывод: сахар в воде растворяется. Дети пробуют воду. Вода - сладкая.
- Ребята, идите сюда, посмотрите, на небе опять появилась тучка. А что бывает, когда на небе много туч? Что капает с неба? ( дети: дождик.)
- Правильно, когда идет дождь, с неба падает много-много капелек. Покажите, как капают капли на ладошку? (Указательным пальцем ударяют по открытой ладони.)
(Включить музыку «звуки дождя»)
Капля раз,
Капля два, (Прыжки на носочках, руки на поясе)
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Развести руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (Сомкнуть руки над головой полукругом)
- Ребята, капельке очень понравилось с нами играть, но посмотрите, она заскучала. Она одна, и ей скучно без своих подружек; вас много, а она одна. Давайте мы с вами нарисуем ей подружек, таких же капелек. Когда много капелек бывает? ( дети: когда идет дождь).
- Вот мы с вами сейчас и нарисуем дождик. Переходим к столу для рисования. Я вам раздаю подписанные листочки бумаги, чтобы вы не перепутали свои рисунки. Чтобы нарисовать дождик, нужно обмакнуть палочку в розетку с голубой краской, аккуратно приложить её к листу бумаги (сопровождаю действиями). Получилась вот такая капелька. Ребята возьмите ватные палочки и нарисуйте много капелек. Дети рисуют, воспитатель помогает кому нужно.
- Молодцы! У нас получился проливной дождь!
2. Чтение сказки и беседа по ней.
«Как люди речку обидели» (сказка).
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому что не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом.
Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
Вопросы для обсуждения:
- Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опиши ее.
- Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?
- Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?
- Почему так нельзя поступать? Что бы ты сделал на месте Кости?
Воспитатель при обсуждении ответов подчеркивает, что и папа, и мама, и Костя не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться. Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно. Если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми.
4. Тематический день Воды
Цели:
Познакомить детей со свойствами воды (чистая, грязная, без вкуса, без запаха).
Закрепить знания детей об использовании воды в жизни людей.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде.
1. Рассматривание иллюстраций "Кому нужна вода?"
2. Беседа на тему "Для чего нужна вода? В каких ситуациях её нужно использовать? "
3. Ситуативный разговор. "Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды"? (с показом иллюстраций)
- Правильно! Вода нужна нам для питья, даже несколько часов человеку сложно прожить без неё. Давайте вместе вспомним, для чего люди используют воду. Проснувшись утром, мы, прежде всего, умываемся и чистим зубы. Значит, нам нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не выстираешь бельё, не наведёшь порядок в доме. И людям, животным, и растениям нужна чистая вода. От грязной воды страдает всё живое: засыхают растения на берегах рек и озёр, погибают птицы, болеют звери и люди. Нужно бережно расходовать водопроводную воду, не лить её зря!
НОД "Волшебная капелька"
Цели:
Познакомить детей с приемами элементарного экспериментирования.
Развить представления о свойствах воды.
Учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий.
Прогулка:
1. Игры-занятия на прогулке "Кругом вода", "Дождик песенку запел".
2. Наблюдения за осенними изменениями, наблюдения за небом, водой: "Откуда так много воды оосенью?", за лужами, образовавшимися после дождя.
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды.
Уточнять представления о том, кому нужна вода в природе?
Вечер: Чтение "Сказки про капельку"
Д/игра "Капелька"
Цель: упражнять детей в нахождении предметов и картинок, в жизни которых нужна вода.
Рисование: "Дождик", "Сосульки капают"
Консультации для родителей: "Поговорим о воде", "Игры с водой", "Питьевая вода и здоровье ребенка".
Литература:
1. С. Н. Николаева "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве". Просвещение, Москва 2005 г.
2. О. А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду". Старшая группа. - Издательство Мозаика Синтез, Москва 2016.
3. С. Н. Теплюк "Игры - занятия на прогулке. Для занятий с детьми 5 – 6 лет".
4. О. В. Дыбина "Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. " - Издательство Творческий центр Сфера. 2010.
5. Интернет-ресурсы