Наталья Яковлева
Проект по противопожарной безопасности «Берегись бед — пока их нет»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 имени Ж. И. Алфёрова г. Туринска дошкольный отдел Ерзовской ООШ
Проект
по противопожарной
безопасности
«Берегись бед,
пока их нет».
Подготовили:
Воспитатели
дошкольного отдела
Ерзовской ООШ
2017 год
Актуальность проекта
Публикация «Проект по противопожарной безопасности „Берегись бед — пока их нет“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе 800 детей. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с дошкольного возраста.
По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, из них – дошкольники. Актуальность проекта вызвана тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара.
Проблема: недостаточное информирование детей и родителей о пожарной безопасности в быту, а также неумение применять на практике навыки правильного поведения в пожарной ситуации.
Вид проекта : познавательно- практико- исследовательский
Продолжительность проекта : краткосрочный (с7.11.2017- 17.11.2017г.)
Участники проекта : дети разновозрастной группы от 4-6 лет, родители воспитанников, воспитатели.
Цель: развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности.
Задачи:
• уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
• научить детей набирать номер телефона пожарной части, уметь вести диалог с пожарными по телефону (четко знать и называть свой адрес);
• познакомить со средствами пожаротушения;
• способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
• расширить знания детей о профессии пожарного;
• воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем;
• формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;
Формы реализации проекта :
НОД;
дидактические, сюжетно-ролевые игры;
беседы;
рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
работа с родителями.
Предполагаемый результат:
знакомство детей с полезными и опасными сторонами огня.
углубление знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;
правильное поведение в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес)
знать средства пожаротушения;
уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
знать о профессии пожарного;
профилактика панического страха перед огнём;
информированность родителей о противопожарной безопасности.
повышение родительской активности в воспитательном процессе ДОУ.
осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Формы взаимодействия с родителями:
• Создание папки-передвижки для родителей:
«Правила поведения детей при пожаре»
• Консультация для родителей по пожарной безопасности
• Изготовление буклетов «Правила пожарной безопасности»
• Конкурс рисунков в группе «Берегись огня»
• Тест на выявление знаний о пожарной безопасности
Этапы работы над проектом.
Работа над проектом проводится в несколько этапов.
Подготовительный этап (2 дня)
-Убедить участников проекта в том, что с помощью противопожарной пропаганды число пожаров и жертв можно уменьшить.
- Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности по противопожарной тематике.
- Подготовить дидактические игры, пособия, атрибуты по пожарной безопасности дошкольников.
- Провести срез знаний детей правил пожарной безопасности.
Основной этап (1неделя)
- Реализовать мероприятия по пожарной безопасности с детьми.
Заключительный этап (3 дня)
- Представить результаты и итоги проекта.
- Обобщить и распространить опыт работы по проекту.
Формы работы:
В соответствии с ФГОС, развитие детей должно проходить в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
Для достижения поставленных целей предлагается использовать следующие формы работы с детьми в образовательных областях:
1. Познавательное развитие.
• НОД «Огонь-друг или враг?» Цель: Познакомить детей с правилами противопожарной безопасности.
Рассматривание стендов и фотографий о пожаре. Цель: Формировать представление детей о пожаре, как опасном явлении, раскрыть значимость труда пожарных, воспитывать интерес и уважение к данной профессии,
• Игровые занятия
Занятие 1 «Огонь добрый, огонь злой».
Цель: дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, сформировать чувство опасности огня.
Занятие 2 «Пожароопасные предметы».
Цель: формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.
Занятие 3 «Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем».
Цель: углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара; познакомить детей с номером «01», по которому необходимо звонить в случае пожара; научить звонить в пожарную часть по телефону, вести диалог, называть домашний адрес.
• Экскурсия по детскому саду «Знакомство с пожарной сигнализацией и уголком пожарной безопасности» Цель: закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения во время пожара.
• Отгадывание загадок об огне.
• Конструирование на тему «Пожарная база для машин» Цель: Закреплять умение работать с крупным и мелким строительным материалом, создавать постройки самостоятельно в соответствии с заданной темой, развивать воображение, самостоятельно выбирать оригинальные решения.
• Исследовательская деятельность
Цель: развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности (описание опытов см. приложение)
Опытническая деятельность 1 «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?».
Опытническая деятельность 2 «Почему во время пожара часто происходит взрыв».
Опытническая деятельность 3 «Огонь дышит».
Опытническая деятельность 4 «Водой масло не затушишь».
Опытническая деятельность 5 «Пожары загрязняют воздух».
2. Социально-коммуникативное развитие.
• Беседы «Пожар», «Чтобы не сгореть» Цель: закрепить знания у детей о пожарной безопасности;
• Дидактические игры «Помоги пожарнику», «Потуши огонь» Цель: Закреплять знания о том, чем можно потушить огонь.
• Чтение и обсуждение рассказа С. Я. Маршака «Пожар» Цель: Вызывать чувство сострадания и ответственности.
• Сюжетно-ролевая игра «Мы — пожарные» Цель: Развивать и совершенствовать умения самостоятельно разворачивать сюжет игры
3. Речевое развитие.
• Составление рассказов по теме «Спичка- невеличка и большой огонь» Цель: Развитие речи, воображения и памяти детей.
• Чтение рассказов Л. Толстого «Пожар» и Б. Жидкова «Пожар в море»
Цель: Закреплять знания детей о нормах поведения во время пожара, формировать негативное отношение детей к нарушителям правил пожарной безопасности, обсуждение этих рассказов.
• Работа над чистоговоркой «Жук-пожарник на пожар со всех ножек побежал. — Где пожар? Без паники. Мы — жуки-пожарники» Цель: Работа над четким произношением звука «ж».
• Чтение С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар» Цель: Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, мерах предосторожности.
• Заучивание стихотворения «Тревога» М. Лазарева.
4. Художественно-эстетическое развитие.
• Лепка на тему: «Пожарная машина» Цель: Закреплять умение использовать различные приемы в лепке для получения определенного результата, воспитывать аккуратность, эстетичность вкуса.
• Рисование «Огонь-друг, огонь-враг» Цель: Формировать умение отражать в рисунке пожар. Использовать для изображения пламени красные, оранжевые цвета.
• Коллективная аппликация «Пожар в лесу» Цель: Побуждать изображать средствами аппликации коллективную работу «Пожар в лесу»
• Просмотр мультфильма «Кошкин дом» Цель: Формировать умение оценивать происходящую ситуацию, делать выводы, вызывать сострадание к животным.
• Прослушивание звуковых дорожек : открывается печная дверца, слышен звук горения дров, дверца закрывается звук не слышен; звуки горения дров в камине, сирена пожарной машины, звук пожарной сигнализации. Цель: Прослушивание производить с закрытыми глазами, развивать умение детей соотносить услышанные звуки с источником их возникновения.
• Театральная деятельность по произведению «Заюшкина избушка».
Цель: продолжать формировать осознанное отношение к правилу «Нельзя!». Воспитывать умение адекватно вести себя в необычных ситуациях.
5. Физическое развитие.
• Подвижная игра «Огонь в очаге». Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.
• Подвижные игры «Огненный дракон» Цель: совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, ловкость, смелость; «Вода и огонь» Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений;
3. Заключительный этап
Выставка совместных работ родителей и детей «Огонь добрый, огонь злой».
Тематический досуг для детей «Спички детям не игрушки». Цель: закрепление правил пожарной безопасности.
Тестирование детей по пожарной безопасности.
Продукты проекта
1. Создан лепбук «Пожарная безопасность»
2. Оформлена подборка наглядного материала, художественной литературы для детей.
3. Оформлена подборка наглядной агитации для родителей.
Вывод о проекте
Педагоги
• Удовлетворение проведённой работой и результатами проекта
• Собран и систематизирован весь материал по теме проекта
Дети
• Сформированы представления о полезных и опасных сторонах огня, о мерах предосторожности, о способах безопасного поведения;
• Появилось желание научиться находить правильные решения в опасных ситуациях;
• Сформированы знания о необходимости заботливого отношения к себе, к людям, к миру.
Родители
• положительное отношение к знакомству детей с противопожарной безопасностью.
В процессе реализации проекта были проведены различные виды деятельности, которые способствовали формированию у воспитанников разновозрастной группы первичных представлении о пожарной безопасности и навыков правильного поведения в случае возникновения пожара.
В ход реализации проекта у детей появилось больше знаний о правилах пожарной безопасности. Расширился кругозор детей причинах возникновения пожара, о профессии пожарного, у ребят выработался алгоритм правил поведения при пожарной ситуации.
У детей углубились знания о созидательной и разрушительной сторонах огня.
Проект позволил на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.
Цели и задачи, поставленные в начале проекта, выполнены.
Информационные ресурсы:
1. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. Первая часть. / Сост. Фисенко М. А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
2. Петухова Е. Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. - 2009 - №1
3. Пикулева Н. Пожарная безопасность. // Дошкольное воспитание. – 2007 - №4
4. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет. - Ярославль: Академия развития, 2003.
5. Широкова С. Г. Занятия – опыты. // Управление ДОУ. - 2009 - №2
6. Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
7. Шорыгина Т. А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2006.