Алина Колесникова
Проектная деятельность в средней группе детского сада «Эти удивительные насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта: краткосрочный, недельный (с 18.05.15 по 22.05.15)
Участники проекта: дети средней группы «Ладушки», воспитатели, родители.
Проблема: многие дети с отвращением относятся к насекомым.
Одних насекомых боятся и губят их, потому что мало знают о пользе насекомых.
Публикация «Проектная деятельность в средней группе детского сада „Эти удивительные насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность: экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель: формирование представлений о жизни насекомых.
Задачи:
- уточнить особенности внешнего вида насекомых,
- познакомиться с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от врагов.
- заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой
Предполагаемый результат проекта:
• Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
• Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
• Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
• Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
• Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
• Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Этапы проекта:
1. Подготовительный:
Разработка проекта.
Подбор литературных произведений о насекомых.
Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности.
Подбор музыкальных произведений по теме.
2. Основной (реализация проекта):
Познавательные беседы по теме с использованием наглядных иллюстраций.
Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела насекомых в лупу.
Чтение художественной литературы : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В. Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей».
Разучивание считалки, потешек и стихотворения Т. Кулаковой.
Отгадывание загадок по теме.
Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки».
Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д. Жученко «Две гусеницы разговаривают».
Разучивание песен: Ю. Жетенеевой «Божие коровки»; И. Кушниковой «Как прекрасен мир».
Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом», «Винни-Пух».
Дидактические игры: «Угости насекомое», «На лугу», «Как сказать правильно?».
Развивающие игры: речь с движением «Жук».
С/Р игры, свободная деятельность детей (обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей»).
Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь».
Выкладывание бабочки из мозаики.
Художественное творчество: рисование «Бабочка» (цветными карандашами).
Лепка «Веселая гусеница».
Аппликация «Божья коровка».
3. Заключительный:
Оформление детских работ, создание коллективной творческой работы «На полянке»
Взаимодействие с семьей:
Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
Познавательные беседы:
Цель:
- Знакомить детей с названиями и частями тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием насекомые.
— знакомить детей со способами питания, образом жизни насекомых, с тем, как насекомые защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении насекомых для жизни других обитателей природы.
СЛОВАРЬ (лексический минимум)
Существительные: Насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, муха, голова, усы, крылья, лапки, мед, луг, сад, цветы, листья, трава, пруд.
Прилагательные: Красивый, большой, маленький, легкий, полосатый, полезный, вредный, черный, красный, желтый, разноцветный.
Глаголы: летать, ползать, садиться, кружиться, есть, пить, ловить, кусать.
Наречия: Высоко, низко, далеко, близко.
Загадки о насекомых:
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
(Жук)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу,
И мед вожу
(Пчела)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Потешки:
Жук, жук, где твой дом?
Под березовым листом.
Ехал Филя-коновал,
Мой домик растоптал.
Пчелка-пчелка,
Золотая холка,
Полети на лужок
Принеси нам медок.
Считалка:
Жил за печкою сверчок,
Каблучками чек да чек,
Но сломался каблучок –
И за печкою молчок
Дидактические игры
• «Угости насекомое»
Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа.
Материал: картинки с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем; фонограмма.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое что любит кушать (например: бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту)
Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых, и пока звучит музыка, выполнять движения, характерные для выбранного насекомого. Когда музыка закончится, взрослый спрашивает: «Кому я дам цветы? (Бабочке).Кому я дам мед? (Пчеле)»
• «На лугу»
Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.
Ход игры
Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».
Например:
Бабочки в небе …. (летают,
Крыльями… (машут,
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю,
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)
• «Как сказать правильно»
Цель: Учить детей образовывать множественное число глаголов.
Материал: Мяч.
Ход игры
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.
Например:
— Бабочка летит, а бабочки… (летят)
— Жук ползет, а жуки… (ползут)
— Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.
— Кузнечик прыгает, а кузнечики (прыгают)
Речь с движением
«ЖУК»
Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, какбы показывая жука)
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)
Пусть сидит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)
Нос испачкал пылью. (показывают нос)
Улетел мой майский жук (машут руками)
Зажужжали крылья.
Художественное творчество: рисование «Бабочка» (цветными карандашами)
Лепка «Веселая гусеница»
Аппликация «Божья коровка»
Выкладывание бабочки из мозаики.
Исследовательская деятельность: наблюдение за насекомыми на прогулке.
Коллективная творческая работа «На полянке»