Любовь Бойко
Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе детского сада «Русская березка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад общеразвивающего вида № 39 «Солнечный город»
Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе детского сада " Русская березка».
Практическая реализация - воспитатель : Бойко Л. К.
г. о. Королёв 2016 г
1. Актуальность:
Публикация «Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе детского сада „Русская березка“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Серьёзные изменения в социальной, экономической и политической сферах, приведшие к социальному расслоению, снижению качества жизни достаточно большой части населения, явились причиной обесценивания таких человеческих чувств, как любовь к своей Родине, к природе, единение со своим народом. Появилось стремление отречься от всего русского, уехать за границу в поисках лучшей жизни.
Негативные тенденции, характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребёнка, в результате чего у него формируется прагматичное и антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т. е. происходят явные нарушения в нравственной сфере подрастающего поколения.
Поэтому формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, потому что именно этот возраст является наиболее благоприятным.
Проект «Русская березка» имеет патриотическую направленность и нацелен на воспитание духовно-нравственных чувств детей дошкольного возраста путем ознакомления с обычаями и традициями русского народа. Он помогает детям познакомиться с историей русского народа, образом его жизни, с нелегким трудом русского человека, культурой и бытом русских людей, с их добрым, веселым нравом, с необыкновенной красотой природы России, откуда русский народ черпал чувство любви к Родине, чувство единения, сострадания, доброты, взаимопомощи.
Проект поможет детям осознать себя частью общего понятия «русский народ», воспитать чувство принадлежности к людям, жившим много лет назад, говорившим на том же самом русском языке, почувствовать себя ветвями огромного крепкого дерева, глубочайшими корнями уходящего в прошлое. Кроме того, в ходе реализации проекта дети постигают неразрывную связь русского человека с природой, которая дает людям кров, пищу, все, необходимое для их жизни.
Опыт показал, что при поддержке взрослых (родителей, педагогов, дети испытывали нетерпеливое желание окунуться в прошлое, с большим интересом знакомились с жилищем и утварью в «Музее русской избы», с удовольствием наряжались в русские народные костюмы, учили «певучие» незамысловатые стихи, водили хороводы, узнавали о народных приметах, учили русские пословицы и поговорки.
2. Тип проекта :
познавательный, творческий, групповой;
средней продолжительности
3. Срок реализации:
апрель- май 2016 год.
4. Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности, качеств русской души; чувства патриотизма, чувства собственной принадлежности к русскому народу.
5. Задачи:
Образовательные:
*Формировать начальные представления о русском народе, как о сообществе людей, объединенных общими ценностями: русской речью, образом жизни, общей культурой.
*Знакомить с бытом русского народа : жилище, домашняя утварь, костюмы, социальные отношения, отношения с окружающей природой.
*Дать представления о понятиях «русская душа», «русская береза», о причинах возникновения этих понятий; о березе, как источнике древесины для постройки жилища, источнике тепла, света; о бересте, используемой для домашней утвари, о лечебных свойствах березового сока, березового веника; об изготовлении и применении березового дегтя; о душевном, благодарном отношении русского человека к березе, как к живому существу.
Развивающие:
*Развивать познавательный интерес к истории русского народа, к его культуре, развивать внутреннюю мотивацию к познанию, память, речь, музыкально-хоровые способности.
Воспитательные :
*Воспитывать духовно-нравственные чувства детей, любовь к своей Родине, к своему народу, бережное отношение ко всему, что делает нас русскими : русская душа, искренность, отзывчивость, гостеприимство, трудолюбие, доброжелательность, миролюбивость, богатырская сила духа.
6. Участники проекта :
дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, методист детского сада.
7. Методы проекта :
• Наглядные: рассматривание натуральных предметов быта, иллюстраций, фотографий, видеороликов с изображением русской природы, русской березы, русских мужчин и женщин в повседневной одежде и традиционных нарядных костюмах; с изображением изб, печек, утвари, лучин, деревянных коробов, ведер, посуды, берестяных изделий изображающих быт народа; труд людей в поле в разное время года, излюбленные способы народных гуляний на природе: хороводы, игрища, пляски, гадания.
• Словесные: беседы с детьми, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы, статей энциклопедий, журналов, рассказы детей, подготовленные совместно с родителями об интересных событиях старины, обрядах, традициях, праздниках русского народа, чтение и заучивание стихов, песен, хороводов.
• Игровые: словесные, дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, хороводные.
Работа в проекте по областям :
• Социально - коммуникативное развитие.
• Познавательное развитие.
• Речевое развитие.
• Художественно - эстетическое развитие.
• Физическое развитие.
8. Этапы проекта
подготовительный, основной, заключительный.
8.1 Подготовительный этап
• Определение темы, постановка цели проекта, задач.
• Определение сроков и участников проекта.
• Отбор методов и приемов работы.
• Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, презентаций, видеороликов.
• Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
• Беседы с родителями "Знакомство с проектом".
• Подготовка заключительного досугового мероприятия «Русская березка» с записью на видеокамеру.
8. 2 Основной этап:
• Рассматривание иллюстраций и фотографий, журнала «Национальные костюмы», картин русской природы в разные времена года, иллюстраций о труде людей в поле во время весеннего сева, жатвы и т. д., с последующим обсуждением. Посещение «Музея русского быта», организованного в детском саду, рассматривание экспонатов музея, знакомство с их применением.
• Беседы и рассказы о жизни русских людей.
• Заранее подготовленные рассказы детей совместно с родителями об интересных фактах старины.
• Чтение, заучивание стихов, песен, хороводов, потешек, прибауток, присказок, русских народных сказок, пословиц, народных примет.
• Речевые игры «Назови принадлежность изделия к материалу, из которого он изготовлен».
• Дидактические игры «и другие.
• Настольно – печатные игры «Мемо. Природа России», «Достопримечательности России» и др.
• Подвижные игры.
• Игры - инсценировки.
• Показ театра русских народных сказок.
• Театрализованные игры.
• Игры-инсценировки.
• Чтение произведений художественной литературы.
• Презентации: «Русская изба», «Не печь кормит, а руки», «Как рубашка в поле выросла».
• Загадки и сказки о предметах быта, домашних животных – кормильцах русских людей, об отношениях в семье, соседских отношениях, о поверьях русского народа : «Коза – дереза», «Крошечка – Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси –лебеди» и др.
• Рисование на темы: «Березонька – моя подруженька», «Кудрявые косы русской березки», «Речка – реченька», «Золотая нива», «Жатва».
• Плетение поясов, кушаков, бус, колец из резиночек, тонкой проволоки.
8. 3 Заключительный этап:
• Подведение итогов работы над проектом.
• Презентация проектной деятельности : досуговое мероприятие «Русская березка».
9. План реализации проекта
№
п\п Состав действий Ожидаемые результаты Участники
1. Изучение литературы по теме Обмен знаниями, представлениями по теме проекта Воспитатель, родители
2. Консультация для родителей
3. Ознакомление с передовым опытом
4. Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач Разработка плана реализации проекта Воспитатель
5. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала Пополнение предметно – пространственной развивающей среды Воспитатель, родители
6. Оформление книжного уголка Обогащение знаний и представлений детей в результате рассматри- вания книжной выставки «Русские народные сказки» Воспитатель, родители, дети
7. Рассматривание иллюстраций и фотографий, экспонатов.
Восприятие и формирование зрительных образов, подкрепляемых речью Дети
8. Чтение художественной литературы, заучивание народных стихов, песенок, потешек, хороводов о березе, ручейке, реченьке, коровушке, козочке, курочке- рябушечке, деревянных игрушках и др. Расширение знаний детей о жизни русского народа, русской природе, животных-кормильцах русского человека, о значении русского леса в хозяйстве каждой семьи. Обогащение словарного запаса и развитие речи. Воспитывать уважение к своим предкам, учить выражать сочувствие людям, добывающим блага жизни нелегким трудом. Воспитатель, родители, дети
музыкальный руководитель
9. Проведение настольно – печатных, дидактических, словесных, творческих игр.
10. Отгадывание загадок о предметах быта и труда людей.
11. Беседы, рассказы и сказки о предметах быта, домашних животных – кормильцах русского человека, об отношениях в семье, соседских отношениях, о поверьях русского народа
12. Рисование на темы: ««Березонька – моя подруженька», «Кудрявые косы русской березки», «Речка - реченька», «Золотая нива», «Жатва». Развитие творческой ак тивности детей, совершенствование художественно – творческих умений и навыков.
.
Развитие мелкой моторики кистей рук. Воплощение зрительного образа березы, речки, пшеничного поля, снопов, уставших жнецов. Воспитатель, родители, дети
Воспитатель, родители, дети.
13. Изготовление поясов, кушаков, бус, колец из резиночек, тонкой проволоки., свистулек из стручковых плодов акации.
14. Народные подвижные игры Развитие основных движений и физических качеств.
Воспитатель, дети
Расширение знаний о развлечениях русских парней и девушек, детей; о труде взрослых.
Развитие творческой активности, интонаци- онно выразительной ре- чи.
15. Игры – инсценировки
16. Драматизация русской народной сказки
«Как мужик репу сажал»
17. Презентация для детей группы
«Русская изба», «Не печь кормит, а руки», «Как рубашка в поле выросла».
Расширение знаний о труде и быте русского человека Воспитатель, дети
18. Изготовление русских народных костюмов, костюма березки, венков для девочек для проведения заключительного мероприятия Рассматривание, обсуждение, примерка костюмов, фотографирование. Родители, воспитатель, дети.
19. Заключительный праздник «Русская березка». Искренне-эмоциональ- ное вхождение в роль русских парней и деву шек, активное участие в играх, хороводах, чтении
стихов. Получение удовлетворения от участия в празднике. Воспитатель, родители, дети, музыкальный руководитель, методист.
10. Ожидаемые результаты
• Расширились знания детей о жизни, труде, быте, отдыхе русского народа, о его широкой душе, о значении русской природы для русского человека, об особом отношении русского человека к березе, как одушевленному существу,
• Повысился познавательный интерес к истории русского народа.
• Появилось осознание причастности к людям, говорящим на русском языке и живших в глубине веков, от которых тянется к нам незримая ниточка жизни.
• Пополнилась методическим и дидактическим материалом база развивающая и воспитывающая духовный потенциал дошкольников.
• Расширился словарь детей, усовершенствовалась диалогическая речь, звукопроизношение, улучшилась интонационная выразительность речи.
• Появилось эмоционально-доброжелательное, душевное отношение к природе России, любовное отношение к русской березке.
• Повысилась речевая активность, появилась способность понимать связь между событиями и явлениями русской жизни, природы.
• Появилось умение анализировать и делать умозаключения.
• Зародилось чувство патриотизма, любви к своей Родине и своему народу.
11. Заключение
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Что предпринять в этой ситуации? Как сберечь человека? «Лепить» личность или «не вмешиваться»? Что в воспитании поставить на первое место?
Приоритетом выступает обращение к духовно-нравственным традициям в воспитании. Это направление более перспективное, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта. В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.
Воспитание духовной личности возможно только совместными силами семьи, образовательного учреждения и государства. Процесс воспитания подрастающего поколения должно стоится на исторической преемственности поколений, когда дети должны брать пример с людей, живших в прошлом, знать, как люди решали проблемы.
Самым слабым местом в духовно-нравственном воспитании является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Воспитание успешно проходит в процессе приобщения детей культурному наследию. Неслучайно многие выдающиеся отечественные педагоги считали, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
Наш взгляд следует обратить на лучшие образцы народной педагогики: местные промыслы, обряды, праздники, её самое действенное и яркое средство – фольклор. Знакомя ребёнка дошкольного возраста с русским фольклором (пестушки, потешки, считалки, заклички, песенки, сказки, мы даём представление о своём народе, его культуре и быте. С раннего возраста у ребёнка развиваются чувства, черты характера, связывающие его непосредственно со своим народом и своей страной.
Любой край, область, небольшое село, имеют своеобразие и неповторимость.
Как не потерять связь с прошлым и привить подрастающему поколению духовно-культурное и историческое наследие родного края? Необходима совместная работа образовательных учреждений и семьи. А наши дети, вступая во взрослую жизнь, будут твё рдо знать непреложные истины:
- «Цени и люби отчизну свою»;
- «Дерево крепко корнями, а Отчизна – сыновьями».
12. Список литературы:
1. Духовно-нравственное развитие современного ребенка в различных общностях и социальных группах / Под редакцией Абраменко В. В. – М., 2009.
2. Богуславская Н. Е., Куприна Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – М. 2001.
3. Васильева-Гангус Л. П. Азбука вежливости. - М., 1966.
4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – М. ,1992.
5. Детский сад и семья/ Под редакцией Репиной Т. А. – М. ; Педагогика 1997.
6. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1998.
7. Курочкина И. Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003.
8. О формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – 2008. №4.
9. 1. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Мы гордимся стариной, стала нам она родной! – Апатиты, 1999.
2. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 224 с.