Полина
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому направлению в 1–4 классах «Почва — святыня наша»
▼ Скачать + Заказать документы
Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности
ФИО участника Маша
Класс 3
Предмет – Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому направлению в 1-4 классах
Тема – «Земля – наш общий дом»
Тема проекта – «Почва – святыня наша»
Исследуемый объект – Почва ее состав и свойства
Цель проекта: Раскрыть роль почвы в жизни человека
Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому направлению в 1–4 классах „Почва — святыня наша“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Почва. Исследуем почву
- Природа, экология. Внеурочная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Продукт проекта – Стенгазета с полученной информацией во время исследования
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
Предметные:
• Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Метапредметные:
Коммуникативные
• умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;
• при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации;
• умение слушать и слышать собеседника;
• умение работать в группах;
• умение ставить вопросы и формулировать ответы.
Регулятивные
• умение выбирать тему проекта;
• умение составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера;
• умение выполнять проект самостоятельно;
• умение работать по плану, проверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки;
• умение использовать основные и дополнительные средства;
• умение оценивать результативность проекта: успехи и допущенные ошибки.
Познавательные
• наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
• оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
• ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Личностные:
• стремление к творческому и исследовательскому решению поставленных задач;
• сформированность желания участвовать в процессе работы.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Продукт
1. Подготовительный / мотивационный
1.1 Выбор и формулировка темы Читает стихотворение о святыне. Дает определение слову святыня.
Задает наводящие вопросы: «Как вы думаете, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной?»
Читает загадку: (загадка сложная, даже я не сразу догадалась, я бы взяла несколько загадок о почве и попроще и посложней, и предлагала бы их ребятам по мере уменьшения сложности, если не угадали первую, то предлагаем еще одну, более простую, а затем самую простую)
Например,
1 «Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
Я все терплю и всем добром плачу».
2 «Дождь льёт, она пьёт, всё зеленеет да растёт».
3 «Самый верхний слой земельный,
В ней растут трава, деревья,
Плодородием обладает,
Как ее все называют?»
Если догадались раньше третьей загадки, можно предложить проверить, верны ли их догадки, и прочитать третью загадку как подтверждение правильности ответов.
На основании ответов, спрашивает: «А как вы думаете, как связаны слова «святыня» и «почва»? (это будет более точный вопрос) и далее на основании ответов детей: «Так какая же тема нашего проекта?» Слушают стихотворение. Записывают понятие «Святыня – здесь нужно определение (либо в действиях учителя, либо учеников…»
Отвечают на вопросы учителя – земля.
Дают ответ на загадки – почва.
Формулируют на основании своих ответов тему: «Почва – святыня наша». Сформулирована тема: «Почва – святыня наша».
1.2 Определение проблемы и формулировка цели
ЦЕЛЬ - это то, чего вы хотите достичь в результате совместных действий
А теперь подумайте, чтобы достичь этой цели, что для этого вам предстоит сделать?
Это будут ваши задачи.
Предоставляет на экране ряд фотоиллюстраций, где представлены различные виды загрязнения и порчи почвы.
Задает вопросы: «Что вы видите на картинках? Как вы считаете, это хорошо или плохо? Почему?», «Исходя из ваших ответов, как вы думаете, в чем же проблема?»
После формулирования проблемы, задает вопрос «Что люди могут сделать, чтобы исправить проблему? Почему нам, людям, так важно сохранять почву?»
Для формулировки цели проекта задает вопрос: «Зачем нам нужен этот проект?»
Предлагает ученикам сформулировать цель помощью следующих слов (выводит на экран) :
«узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать», «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить» Просматривают фоторяд. Отвечают на вопросы по картинкам: «Загрязнение почвы; как землю губят; заливают почву». Затем определяют проблему проекта: «Загрязнение почвы и ее гибель».
На основе вопросов учителя формулируют цель проекта: «Раскрыть/выяснить/узнать/ значение почвы в жизни человека». Определена проблема проекта: «Загрязнение почвы и ее гибель». Сформулирована цель: «Раскрыть значение почвы в жизни человека».
1.3 Постановка задач Задает (не нужно слово «наводящие», просто вопросы) вопрос: «Как Вы думаете, чтобы раскрыть значение (роль для детей менее понятна, чем значение) почвы, что нам необходимо сделать?»
Предлагает ученикам сформулировать задачи с помощью следующих слов (выводятся на экран) :
«изучить»,
«собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод» С помощью наводящих вопросов учителя устанавливают задачи. Поставлены задачи:
1. Собрать информацию о почве, ее составе, полезных свойствах и т. д. ;
2. Выяснить, как почва влияет на жизнь людей.
3. Подготовить стенгазету на тему «Почва – святыня наша».
1.4 Формулировка гипотезы Направляет детей на формулирование гипотезы, при помощи вопроса : «Что будет, если почва исчезнет?».
Записывает ответы учеников на доске.
Вместе с учениками выбирает гипотезу, наиболее подходящую для цели проекта. Отвечают на вопрос учителя, формулируют варианты гипотезы, выбирают рабочую гипотезу. Сформулирована гипотеза проекта: «Если почвы не будет, исчезнет жизнь на Земле» или «Если люди будут бережно относиться к почве, то это поможет сохранить жизнь на Земле»
2. Организационный / подготовительно-планирующий
2.1 Планирование деятельности
Попробуйте ответить на вопрос:
Что уже известно, а что нет?
Теперь легко будет сформулировать:
«Что предстоит сделать?»
Это будет ваш план действий.
На данном этапе вы четко должны представлять весь фронт ваших работ :
o Определить источники информации;
o Определить способы сбора информации и анализа информации;
o Определить способы представления результатов;
o Выработать критерии оценки результатов и процесса;
o Разделить задачи (обязанности между членами команды)
1. Помогает ученикам разработать план реализации проекта. Для определения этапов работы предлагает ученикам ответить на вопросы: «Что нам известно о почве? Чего мы еще не знаем? Что нам нужно сделать, чтобы получить необходимую информацию?»
2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности, выбрать срок презентации и форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта. 1. Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта.
2. Объединяются в группы и распределяют, кто за что будет отвечать.
3. Определяют сроки и форму защиты проекта, критерии оценки. Составлен план реализации проекта:
1. Выбрать источники информации, изучить и обобщить информацию по теме «Почва».
2. Провести исследование свойств почвы, записать выводы.
3. Оформить результаты проекта в стенгазету.
4. Защитить и оценить проект.
2.2 Выбор методов исследования Предоставляет список методов, объясняет (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта. Выбирают наиболее подходящие методы исследования. Выбраны методы исследования:
эксперимент, поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т. д., ее анализ, наблюдение (описание, измерение, сравнение, обобщение.
2.3 Подбор необходимых инструментов и оборудования Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект. Выбирают инструменты и оборудование для исследования. Выбраны необходимые инструменты и оборудование (исходим из задач и плана) :
1. Для сбора информации: энциклопедии (названия, автор, интернет-ресурсы.
2. Для исследования свойств почвы :
почва (земля, песок, глина, контейнеры, колба с водой, деревянная шпажка, тетради, ручки, цветные карандаши.
1. Для оформления стенгазеты: ватман, клей, ножницы, карандаши, ручки, линейка, краски, кисточки, цветная бумага, картон.
3. Информационно-операционный / исследовательско-технологический
3.1 Сбор необходимой информации В проекте учитель только направляет детей и помогает им найти ответы на необходимые вопросы!
1 Напоминает ученикам, на какие вопросы о почве они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов.
2 Предлагает ученикам ознакомиться с видами почв (коллекция «Виды почв», записать их сходства и различия. Ищут информацию для ответов на вопросы, анализируют и обобщают информацию.
Найдены и записаны ответы на вопросы:
1 Что такое почва?
2 Какие виды почвы бывают? Чем они похожи и чем отличаются?
3 Зачем нужна почва?
3.2 Проведение исследования 1 Мотивирует учеников на проведение исследования с помощью демонстрации оборудования для исследования (почва, глина, песок, вода, помогает сформулировать цель исследования (зачем нам нужно это исследование, задачи (какие шаги нам нужно сделать, чтобы достичь цели, гипотезу (предположение о том, каких результатов мы достигнем, когда проведем исследование, методы исследования.
2 Проводит инструктаж по проведению исследования: порядок проведения опытов, наблюдения, фиксации результатов.
3 Помогает разделиться на группы.
4 Во время эксперимента задает вопросы, направляя внимание учеников на свойства почвы : «Что происходит? Что вы видите? Что происходит с водой / почвой / песком / глиной? Как вы думаете, почему? Чем полезно такое свойство почвы и кому?»
4 Помогает сформулировать и записать выводы.
1 Формулируют цель исследования, задачи, гипотезу.
2 Делятся на группы по 3 человека или на пары.
3 Проводят исследование, наблюдают, записывают выводы:
Опыт 1: исследуют почву при взаимодействии с водой. В контейнере находится почва (земля, в которую понемногу заливают воду из колбы. Тем самым, видят, что почва выпускает пузырьки.
Опыт 2: исследуют отличия и сходства между почвой и глиной при взаимодействии с водой. В 1-ом контейнере находится почва (земля, а во 2-ом контейнере – глина, в них понемногу заливают воду из колбы. Тем самым видят, что почва быстрее впитывает воду, нежели глина, а также, глина останавливает процесс впитывания воды, где вода скатывается по ней.
Опыт 3: исследуют отличия и сходства между почвой и песком при взаимодействии с водой. В 1-ом контейнере находится почва (земля, а во 2-ом контейнере – песок, в них понемногу заливают воду из колбы. Тем самым видят, что песок быстрее впитывает воду, чем почва, но почва дольше задерживает воду в себе, в отличие от песка. 1 Определена цель исследования: изучить свойства почвы.
2 Поставлены задачи исследования:
- Провести опыты.
- Сравнить результаты взаимодействия почвы, песка, глины с водой.
- Сделать выводы
- Определить, в чем польза исследуемых свойств почвы.
3 Определена гипотеза: почва обладает свойствами, необходимыми для жизни
4 Определены методы исследования: эксперимент, наблюдение, анализ результатов, обобщение
5 Проведено исследование, сделаны выводы:
- Почва содержит кислород.
- Почва хорошо впитывает влагу.
- Почва хорошо сохраняет влагу.
6 Общий вывод: почва обладает свойствами, необходимыми для жизни растений и животных.
3.3 Формулировка выводов 1 Предоставляет возможность каждой группе высказать полученные в результате изучения информации и проведения исследования выводы, зафиксировать все полученные результаты с помощью …. ( определить форму фиксации результатов: таблица, стикеры, схемы и т. д.).
2 Помогает сформулировать общий вывод.
1 Делятся результатами и выводами.
2 Формулируют общий вывод. Сформулирован вывод: «Почва – это важный компонент в жизни человека. Она имеет очень интересный состав и представляет собой не один вид. Почва играет огромную роль для людей, так как ее главное свойство – плодородие, а это дает нам возможность сеять и выращивать продукты питания. При выполнении опытов, выявились еще одни немаловажные свойства – содержание кислорода, быстрое впитывание влаги и ее сохранение, что является благоприятными условиями для жизни растений и животных. Поэтому почву необходимо беречь и не загрязнять».
3.4 Оформление результатов проекта, подготовка к защите 1 Помогает в оформлении стенгазеты.
2 Предлагает алгоритм выступления на защите проекта. 1 Оформляют стенгазету.
2 Готовятся к защите. 1 Стенгазета.
2 Конспект выступления на защите.
4. Рефлексивно-оценочный
4.1 Защита проекта Выслушивает выступления учеников. Публично представляют полученные результаты. Проведена защита. Вывешена стенгазета.
4.2 Рефлексия и самоанализ 1 Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями.
2 Проведение самоанализа с помощью ответов на вопросы анкеты:
1. Довольны ли вы своим выступлением?
2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?
3. Что вам не понравилось?
4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?
3 Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта. Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта. 1 Оценены результаты работы.
2 Проведен самоанализ.
3 Подведены итоги, определены перспективы.