Гуцаева Вера
Проектная деятельность в первой младшей группе по экологическому воспитанию «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в первой младшей группе по экологическому воспитанию «Птицы — наши друзья»
Краткосрочный проект «Птицы – наши друзья»
Срок реализации: краткосрочный (две недели).
Вид проекта : информационно-творческий. (использованием ИКТ)
Тип проекта : игровой.
По количеству участников: коллективный.
Состав участников: воспитатели, дети 2-3 лет, их родители.
Публикация «Проектная деятельность в первой младшей группе по экологическому воспитанию „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность: отсутствие у детей систематизированных знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться, о птицах зимой.
Методическая литература: «Комплексные занятия в 1 младшей группе» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой; «Занятия с детьми 2-3 лет. Социальное развитие, окружающий мир», Винникова Г. И. ; Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада»; Т. Сауко, А. Буренина «Топ-хлоп, малыши».
Цель: формирование представлений о птицах, как о живых существах в природе.
Задачи:
1. Познакомить детей с птицами (воробей, синица, снегирь, сорока, ворона)
2. Учить внимательно слушать, формировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, состоящим из 3-4 слов.
3. Упражнять в звукоподражании.
4. Обогащать и активизировать словарь по теме.
5. Закрепить способ отрывания кусочка пластилина от целого куска.
6. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы.
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап:
• Изучение методической литературы,
• Подбор художественной литературы,
• Подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности.
•Подбор материала для просмотра на проекторе. (использование ИКТ)
2. Реализация проекта
Деятельность детей.
1-я неделя
Понедельник:
o Утро: рассматривание иллюстраций: «Птицы»; заучивание стихотворения А. Барто «Птичка»;
o Прогулка: наблюдение за птицами; п. и. : «Птички летают»; труд: приготовление корма для птиц;
o Вечер: д/и «Кто в домике живет?»;
Вторник:
o Утро: чтение потешки «Сорока», д/и «Кто в домике живет?»;
o Занятие: лепка «Корм для птиц»;
o Вечер: музыкальная игра «Воробушки и кот»; просмотр медиа фильма «Птицы Зимой», (использование ИКТ)
Среда:
o Просмотр медиа фильма «Птицы Зимой» (использование ИКТ)
o Занятие: «Птицы зимой»;
o Прогулка: наблюдение за птицами;
o Вечер: музыкальная игра «Воробушки и кот»;
Четверг:
o Утро: д/и «Кто что ест?»
o Вечер: музыкальная игра «Воробушки и кот»;
Пятница:
o Утро: пальчиковая игра «Снегирёк»;
o Занятие: «Кормушка для птиц»;
o Прогулка: развешивание кормушек, раскладывание корма, п. и. : «Собачка и воробьи»;
2-я неделя
Понедельник:
o Утро: пальчиковая игра «Снегирёк»;
o Просмотр медиа фильма ««Зимующие птицы»», (использование ИКТ)
o Прогулка: кормление птиц, п. и. : «Собачка и воробьи»;
o Вечер: д/ и: «Кто что ест?»,
Вторник:
o Утро: пальчиковая игра «Кормушка»;
o Занятие: лепка «Ягоды для птичек»;
o Прогулка: наблюдение за птицами; п. и. : «Собачка и воробьи»;
Среда:
o Утро: пальчиковая игра «Кормушка»;
o Занятие: «Птички зимой»;
o Прогулка: п. и. : «Вороны и собачка»;
Четверг:
o Утро: артикуляционная гимнастика «Птички поют громко и тихо»;
o Просмотр медиа фильма «Как помочь птицам зимой» (использование ИКТ)
o Прогулка: п. и. : «Вороны и собачка»;
o Вечер: д/ и: «Кто что ест?»,
Пятница:
o Утро: пальчиковая игра «Кормушка»;
o Итоговое занятие: совместное сочинение рассказа «Как мы птичек кормили»; пение песни с движением «Птички» (по методике Е. и С. Железновых).
Деятельность педагога.
o Вводит в игровую ситуацию,
o Организует занятия, беседы,
o Организует игры, читает художественную литературу,
o Оказывает помощь детям при реализации замыслов,
o Привлекает родителей,
o Описывает и анализирует работу над проектом.
3. Подведение итогов:
Сочинение рассказа «Как мы птичек кормили», пение песни с движениями «Птички».
Оформили в группе уголок «Птички на ветках»
Работа с родителями:
• Папка-раскладушка «Помогите птицам»;
• Изготовление кормушек.
• изготовление шапочек птиц для подвижных игр,
Анализ работы:
В целях формирования представлений о птицах, как о живых существах в природе проект «Птицы — наши друзья» включил в себя:
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций;
- разучивание стихотворения А. Барто «Птичка»,
- труд: приготовление корма для птиц;
- д/и «Кто в домике живет?», «Кто что ест?»
- п. и. : «Птички летают», «Собачка и воробьи», «Вороны и собачка»;
- музыкальная игра «Воробушки и кот»;
- пальчиковая игра «Снегирёк», «Кормушка»;
- артикуляционная гимнастика «Птички поют громко и тихо»;
- наблюдение за птицами;
- Занятия: лепка «Корм для птиц», «Птицы зимой», «Кормушка для птиц», лепка «Ягоды для птичек»;
- итоговое занятие: совместное сочинение рассказа «Как мы птичек кормили».
- просмотр медиа фильма: «Птицы Зимой», «Зимующие птицы», «Как помочь птицам зимой» (использование ИКТ)
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения с взрослыми и сверстниками, радость от разучивания стихотворения, чтения потешки, желание проговаривать слова вместе с педагогом, выполнять действия в соответствии с текстом. Дети раннего возраста самостоятельно учились лепить ягоды, зернышки, выполнять поручения. С радостью рассматривали иллюстрации, кормили птиц, играли в игры.
Оснащение ПРС:
• изготовление дидактических игр: «Кто в домике живет?», «Кто что ест?»,
Схема реализации проекта : «Птицы – наши друзья»
Виды детской деятельности Формы работы
Продуктивная Занятие: лепка «Корм для птиц»;
Занятие: лепка «Ягоды для птичек»;
Коммуникативная Заучивание стихотворения А. Барто «Птичка»; Артикуляционная гимнастика «Птички поют громко и тихо»;
Итоговое занятие: совместное сочинение рассказа «Как мы птичек кормили»;
Трудовая Приготовление корма для птиц;
Музыкально-художественная Музыкальная игра «Воробушки и кот»; Пение песни с движением «Птички» (по методике Е. и С. Железновых).
Чтение художественной литературы Чтение потешки «Сорока»;
Игровая П. и. : «Птички летают»;
П. и. : «Собачка и воробьи»;
П. и. : «Вороны и собачка»;
Д/и «Кто в домике живет?»;
Д/и «Кто что ест?»
Пальчиковая игра «Снегирёк»;
Пальчиковая игра «Кормушка»;
Познавательно-исследовательская Рассматривание иллюстраций: «Птицы»; Прогулка: наблюдение за птицами.
Занятие: «Птицы зимой»;
Занятие: «Кормушка для птиц»;
Развешивание кормушек, раскладывание корма;
Использование ИКТ Просмотр медиа фильма: «Птицы Зимой», «Зимующие птицы», «Как помочь птицам зимой» (использование ИКТ)
Работа с родителями:
• Папка-раскладушка «Помогите птицам»;
Вот какие ягоды для птичек мы слепили!
Мы старались, мы спешили, зёрнышки для птиц лепили.
Маленькая птичка прилетела к нам Маленькой птичке зёрнышек я дам.
Маленькая птичка зёрнышки клюёт. Маленькая птичка песенки поёт.
Постарались наши мамы и папы. Да и мы не отставали, как могли – им помогали!
Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать.
Мы для птиц кормушки ставим, насыпаем в них корма.
Музыкальная игра «Воробушки и кошка»
Оформили в группе уголок «Птички на ветках»
Советы воспитателю по работе над проектом
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право
на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.
Организуя работу над проектами, воспитатели учат детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивался каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, открытым занятием для родителей или праздником).
В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей в рамках технологии проектирования, мы поняли, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать в планировании, в организации и в отслеживании результатов деятельности. Эти три условия мы взяли за основу, поэтому воспитатели информировали родителей о темах новых совместных проектов.
Таким образом, родители, участвуя в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов, являются активными участниками образовательного процесса, начинают понимать собственную ответственность за воспитание детей.
Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий
При использовании данных технологий воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
• рост объема информации;
• оперативное получение информации родителями;
• обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;
• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Вывод: В условиях развития современного общества все еще немногие педагоги используют разнообразные формы работы с родителями дошкольной группы с использованием ИКТ (сотовая связь, сайты ДОУ, общение с родителями по электронной почте, использование личной веб-страницы). Данные формы работы используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых. Я призываю всех педагогов направить свои творческие способности и умения в русло технических инноваций для получения еще лучших результатов работы.